Цензура, которой не было, стихийная забастовка транспортников и визит двух кандидатов в президенты

Понедельник, 5 октября, начался с акции протеста, которая называлась "Вона працює цензором". Поводом для проведения этого мероприятия стало определение Печерского райсуда Киева, запрещавшее распространять какую-либо недобросовестную рекламу о деятельности премьер-министра, лидера БЮТ Юлии Тимошенко. Судебный иск подала партия "Батьківщина", которой не понравилась реклама, обыгрывающая лозунг "Вона працює" в негативном свете.

В акции протеста приняли участие около 50-ти человек. Некоторые из них представляли харьковские издания, близкие к Партии регионов. Часть участников акции составили партийцы, к СМИ отношения не имеющие. Несмотря на желание организаторов представить акцию как протест журналистов, обилие флагов Партии регионов расставило все по своим местам.

В тот же день Харьковский облсовет подхватил тему и на сессии принял обращение под названием "Демократические права и свободы граждан - в опасности!". Основной посыл обращения облсовета и акции под названием "Вона працює цензором" звучал примерно так: "Юлия Тимошенко запретила критику себя, чем посягнула на свободу слова". Однако посыл этот выглядел весьма странно. Во-первых, решение принимал Печерский суд Киева, а не Тимошенко или "Батьківщина". Никаких данных о том, что на суд оказывалось давление, "регионалы" общественности не представили. Во-вторых, Печерский суд вынес определение, которое от решения отличается тем, что носит промежуточный характер и обычно принимается до рассмотрения дела по сути. И в-третьих, речь в определении суда шла о запрете рекламы определенного характера, а не критики правительства. Так что определение Печерского суда на посягательство на свободу слова не тянуло.

В общем, хотя в основном посыле акции "Вона працює цензором" здравого смысла было немного, но вкупе с громкими заявлениями киевских "регионалов" она, кажется, достигла своей цели. Уже во вторник, 6 октября, "Батьківщина" решила отозвать свой иск. Вопрос вроде был закрыт: наткнувшись на резкую ответную реакцию, команда Тимошенко пошла на попятную. Но "регионалам" не стоит праздновать победу, так как вице-спикер, депутат от БЮТ Николай Томенко, комментируя действия "Батьківщини", заявил: "БЮТ принял решение отозвать иск, но напоминает, что если не прекратить такую войну, то победителей в ней не будет. В избирательной кампании принимает участие много кандидатов с непростой биографией, и очевидно, что фрагменты этих биографий тоже станут предметом рекламных интересов".

Намек БЮТовцев понятен: хотите войну по правилам черного пиара – будет вам война. Теперь, видимо, следует ожидать рекламных материалов, которые осветят страницы биографии Виктора Януковича, связанные с судимостями. В том, что это будет сделано на высоком идейно-художественном уровне, сомневаться не приходится. Судя по ходу избирательной кампании, пиарщики Тимошенко на голову выше своих коллег из Партии регионов. Поэтому победа регионалов выглядит пирровой.

В среду, 7 октября, напротив здания Кабмина в Киеве состоялась акция протеста работников харьковского КП "Горэлектротранс". В ней приняло участие около 200 человек. Требование харьковских транспортников было все тем же, что и при забастовке 28 сентября, – дайте денег за перевозку льготников. Делегацию из Харькова принял замминистра ЖКХ, который получил требования пикетчиков, и на этом, собственно, все.

Интересно, что другой пикет под стенами Кабмина, который прошел в июле, эффект имел прямо противоположный. Тогда акцию устраивали работники "Таргета", возмущенные волной проверок. Инициаторов того митинга приняла лично Юлия Владимировна, а потом в Харьков была направлена комиссия с проверкой. А вот транспортники, как оказалось, никого не интересуют, хотя масштаб проблемы в этих двух случаях не сопоставим. Харьковский городской голова Михаил Добкин, возмущенный таким положением дел, окончательно расставил точки над "і", заявив, что город не в состоянии брать на себя функции государства по компенсации перевозки льготников и в городской казне денег на это нет.

В пятницу, 9 октября, коммунальные транспортники возобновили акцию протеста – трамваи и троллейбусы на маршруты не вышли, причем забастовка была объявлена бессрочной. Директор "Горэлектротранса" Алексей Палант заявил, что это незапланированная акция протеста, инициатором которой является коллектив предприятия. Возможно, Палант действительно не знал о готовящейся забастовке или знал, но не смог не допустить ее. А может быть, Алексей Палант был прекрасно осведомлен о начале бессрочной акции, но предпочел на этот раз остаться в стороне. Согласно украинскому законодательству, работники транспорта, перевозящего пассажиров, бастовать не имеют права. Оказаться замешанным в нарушении закона должностному лицу, которым является Палант,  как-то не с руки. Другое дело – работники предприятия. С них спрос не такой, да и кто сможет предъявить обвинения доведенным до отчаянья людям?

Но как бы там ни было, ситуация, кажется, зашла в тупик. Город не может брать на себя расходы, связанные с компенсацией коммунальным транспортникам перевозки льготников, а государство в лице Кабмина – не хочет. Выход из этого тупика может быть только один – Юлия Владимировна решит осчастливить Харьков, выделив необходимые деньги. Но вряд ли это произойдет. Дело в том, что больших электоральных дивидендов на этом не заработаешь: деньги в Харькове воспримут как должное и "спасибо" за них не скажут.

6 и 7 октября Харьков принимал высоких гостей: встречались руководители внешнеполитических ведомств России и Украины Сергей Лавров и Владимир Хандогий. Тема встречи - вопросы межрегионального сотрудничества. На этот форум Юлия Тимошенко приглашала премьер-министра России Владимира Путина, но в итоге в Харьков приехали только министры иностранных дел. На таких мероприятиях, как правило, никаких серьезных решений не принимается и вообще ничего эпохального не происходит. Встреча в Харькове не стала исключением.

Впрочем, иного ожидать было нельзя. Украинско-российские отношения переживают паузу до окончания нашей президентской избирательной кампании: именно ее итоги определят формат отношений двух стран. А до тех пор все официальные контакты будут сводиться к общим фразам и заверениям в сотрудничестве.

На прошлой неделе Харьков посетили два потенциальных кандидата в президенты – Инна Богословская и Сергей Тигипко. Инна Германовна попугала харьковчан апокалипсическими картинами ситуации в стране. По ее словам, "Украина сейчас доведена до состояния, близкого к потере экономического и политического суверенитета. Многие политики просто не говорят о том, до какого дна докатилась Украина, потому что это страшно!" После этого последовал логичный вывод, что "нужны новые политики". Естественно, себя Инна Германовна причислила к этим самым "новым политикам", хотя назвать Богословскую "новым политиком" вряд ли можно. Очень часто в своих выступлениях Инна Германовна использовала словечко "контрэлита", означающее элиту, которая есть, но которая не при власти, т.е. "контрэлита" - это то, чего нет. Как тут не вспомнить другую "фишку" Богословской - постоянное апеллирование к "среднему классу" во время раскрутки "Команды озимого поколения" и "Вече". Как оказалось, средний класс в Украине то ли отсутствует, то ли не видит в Богословской защитника своих интересов, поэтому оба этих проекта провалились с треском.

Еще одно интересное заявление Богословской: по ее словам, на грядущих президентских выборах будет пять крупных "игроков": Юлия Тимошенко, Виктор Ющенко, Виктор Янукович, Арсений Яценюк и сами догадайтесь кто. Но половина электората еще не определилась со своим выбором и не хочет голосовать за тех, кто был при власти, а значит, вполне может отдать голоса за тех, кто при власти не был. Из всех перечисленных Богословской "крупных игроков" именно она при власти не то чтобы не была, но была как-то "вскользь", а потому имеет все шансы выйти во второй тур.

Правда, после ознакомления с данными социологических опросов становится понятно, что Инна Германовна не просто сильно преувеличивает свои возможности, а, похоже, существует в некой иной реальности, где есть "контрэлиты" и где для явного аутсайдера Богословской набрать 15-17% голосов избирателей - "абсолютно реально".

Итак, 28,7% жителей Украины, опрошенных центром социальных и маркетинговых исследований "Социс", заявили о готовности проголосовать на выборах президента Украины за лидера Партии регионов Виктора Януковича (в июле – 27,8%), 19% - за Юлию Тимошенко (16,9%), 8,2% - за бывшего председателя Верховной Рады Арсения Яценюка (13,1%). Инна Богословская набрала аж 0,8% процента голосов. Повысились рейтинги только трех человек – Януковича, Тимошенко и… Сергея Тигипко.

Кстати, что интересно, уровень поддержки Тигипко возрос с июля в разы (с 0,9% до 2,6%). Учитывая то, что абсолютные величины его рейтинга не велики, назвать подобный рост феноменом сложно, однако динамика не может не впечатлять. Объяснение этому факту можно было увидеть на прошлой неделе во время визита Сергея Тигипко в Харьков. В отличие от Богословской он не строил никаких умозрительных конструкций, а говорил о вполне приземленных вещах: налогах, реальном секторе экономики, курсе доллара… При этом, что выгодно отличало его от других кандидатов, Тигипко не столько обвинял власть и конкурентов, сколько объяснял, что и как нужно делать, с примерами и цифрами. Очевидно, в Украине наконец-то появился спрос на тех, кто четко себе представляет, как действовать. Именно этим можно объяснить резкий рост рейтинга Сергея Тигипко.