Неделя без электротранспорта, интеллигенты за Тимошенко и страсти по камню

Почти всю прошлую неделю коммунальные транспортники бастовали, а в четверг, 15 октября, представители "Горэлектротранса" провели пикет у здания Харьковского горсовета. В акции приняло участие около 250 человек. Никаких плакатов митингующие в руках не держали, флагов политических партий тоже не было. Требование у пикетчиков одно – выплатить зарплату.

Харьковский городской голова Михаил Добкин провел консультации с представителями пикетчиков, после чего заявил, что часть денег на зарплату транспортникам даст городской бюджет. Да и Кабмин, по словам мэра, выделил на эти цели почти 9 млн.грн. Итак, деньги, кажется, найдутся. А вот что будет дальше? Получение этих средств снимет напряжение, но не решит проблему с перевозкой льготников. Мэр предложил начать разбираться в ситуации собственными силами, создав рабочую группу из представителей трудового коллектива "Горэлектротранса", городской власти и почему-то ученых.

Кроме того, Добкин предложил транспортникам новую форму протеста – так, чтобы и протестовать можно было и электротранспорт работал: мэр заявил, что можно наклеить требования на трамваи и троллейбусы и выйти на маршруты. На призыв мэра продолжить работу транспортники откликнулись, но не все. В субботу, 17 октября, КП "Горэлектротранс" частично возобновило работу:  вышли 12 человек из 3-го депо и частично Салтовское трамвайное депо, представители 2-го депо продолжили забастовку.

Еще одно любопытное высказывание мэра звучало примерно так: "Проблему надо решать, пока харьковчане не привыкли к отсутствию городского электротранспорта и пока бизнес не заполнил нишу, образовавшуюся от его отсутствия". Звучало это почти как угроза бастующим: мол, не прекратите забастовку - без вас обойдемся. В принципе, у мэра были все основания для подобной завуалированной угрозы: целую неделю трамваи и троллейбусы не ходили, но транспортного коллапса не случилось. Да, тысячи харьковчан испытывали неудобства, однако город не остановился. Возникло ощущение, что роль коммунального электротранспорта в городской инфраструктуре, мягко говоря, преувеличена. Тем более, частные перевозчики бросились ловить момент. Председатель Харьковской областной организации Всеукраинской организации работодателей на автомобильном транспорте Николай Шевченко в пятницу, 16 октября, заявил, что в связи с забастовкой "Горэлектротранса" маршрутные автобусы в Харькове стали перевозить на 15-20% пассажиров больше. А директор Департамента транспорта и связи Харьковского горсовета Евгений Водовозов не просто попросил перевозчиков мобилизовать весь подвижной состав, но и указал транспортникам наиболее проблемные районы. Т.е. взаимодействие между городской властью и частными перевозчиками налажено, что позволило избежать транспортного коллапса.

Вообще, для городской власти частные перевозчики предпочтительнее "Горэлектротранса". Они кушать не просят, т.е. никаких денег ни от кого не требуют. Компенсации за перевозку льготников им положены, но получают их далеко не все и не полностью (по словам Николая Шевченко, возглавляемое им предприятие ежегодно недополучает 1 млн. 200 тыс.грн. за перевозку пассажиров льготных категорий). И ничего – как-то выживают, не бастуют. А происходит это потому, что в отличие от коммунальных транспортников они вольны устанавливать любую стоимость проезда без всяких политических последствий. И вообще их ценовая политика с городской властью никак не ассоциируется.

Так что со временем, возможно, коммерческие перевозчики будут все больше и больше заменять коммунальный электротранспорт. Неделя, проведенная городом без трамваев и троллейбусов, четко обозначила эту тенденцию. И, похоже, никакие разговоры об экологичности трамваев и троллейбусов или массовых увольнениях коммунальных транспортников этой тенденции не помешают. Правда, настоящее сокращение коммунального электротранспорта если и начнется, то после мэрских выборов. Вряд ли Михаил Добкин накануне выборов решится выставить на улицу несколько тысяч сотрудников "Горэлектротранса" или попасть под огонь критики за то, что убрал с улиц экологически чистый транспорт.

Будет ли права городская власть, сократив городской электрический транспорт до минимума? Во всех без исключения СМИ об этой возможности говорят как о чем-то сугубо негативном. Разговоры об этом стали вестись настолько активно, что Михаилу Добкину на прошлой неделе пришлось отдельно подчеркнуть: "Коммунальный электротранспорт в городе будет". Но с другой стороны, по словам мэра, "Горэлектротранс" "привозит" ежемесячно около 6 млн.грн. убытков. Т.е. в собственности городской громады находится не просто убыточное, а суперубыточное предприятие. Рано или поздно городская власть станет перед выбором: или сократить городской электротранспорт настолько, что убытки от его деятельности не будут столь огромными, или продолжать тащить чемодан без ручки под названием "Горэлектротранс".

Конечно, в убыточности "Горэлектротранса" виновато государство, которое не компенсирует проезд льготников. Все по привычки ждут от него милости вместо того, чтобы осознать очевидный факт – у государства Украина нужных денег просто нет и выделяться в полном объеме они не будут никогда, как, впрочем, и не выделялись. Единственное, что может спасти ситуацию, – резкое сокращение количества льготников и монетизация льгот. Но пока об этом даже речи не ведется. В Верховной Раде подобный законопроект не зарегистрирован, а если подобная законодательная инициатива появится, вряд ли депутаты проголосуют за столь непопулярную меру. Так что перспективы у "Горэлектротранса" не блестящие.

А пока Михаил Добкин решил провести на "Горэлектротрансе" финансовый аудит и вообще взять ситуацию на предприятии под свой личный контроль. Что мешало сделать это раньше – непонятно. Зато очевидно, что грядет поиск виновных с последующим наказанием, пусть и не жестким, но громким. Возможно, виноватым в ситуации сделают директора предприятия Алексея Паланта, возможно, полетят другие головы. Но то, что публике нужно представить виновных, – совершенно очевидно. Вкупе с выделенными на зарплату деньгами это позволит снять напряжение в "Горэлектротрансе", по крайней мере, до мэрских выборов.

Во вторник, 13 октября, в нашем информагентстве прошла пресс-конференция представителей интеллигенции. За день до этого харьковская интеллигенция в количестве 83 человек, собравшись в Доме ученых, приняла обращение к общественности и демократическим силам, которое сводилось к следующему: "Поддержим на президентских выборах Юлию Тимошенко".

На пресс-конференции представители интеллигенции, которая за Тимошенко, принялись на все лады расхваливать Юлию Владимировну. И все прошло бы гладко, если бы в зале не присутствовали эмиссары другой интеллигенции, которая вовсе не за Тимошенко. Напомним, 15 сентября на собрании облотделения Конгресса украинской интеллигенции звучали призывы поддержать действующего президента. И вот эта интеллигенция, которая за Ющенко, на пресс-конференции попыталась выразить свое недовольство происходящим, задав провокационный вопрос о том, какое право имеют ведущие пресс-конференции выступать от имени всей интеллигенции.

Обстановка накалилась, но до драки не дошло – интеллигенция все-таки. Итак, в Харькове уже целых две интеллигенции – которая за Ющенко и которая за Тимошенко. Надо полагать, скоро появится интеллигенция, которая за Януковича. Вот она легко и с удовольствием разберется и с теми интеллигентами, что за Ющенко, и с теми, что за Тимошенко.

Собрания интеллигенции в поддержку Юлии Тимошенко прошли и в других городах Украины и везде вызвали резко негативную реакцию. И дело даже не в том, что участники этих собраний интеллигенцию не представляли, а в том, что среди тех, кто выступал от имени интеллигенции, не было моральных авторитетов. Отсутствие подобных людей превратило эти мероприятия в фарс. Политтехнологи Тимошенко не учли, что моральными авторитетами земля украинская в общем-то не богата, а те немногие, к кому можно применить это определение, вряд ли согласятся принимать участие в подобной акции.

В среду, 14 октября, героем дня стал Памятный знак воинам Украинской повстанческой армии, установленный в Молодежном парке. Дело в том, что 14 октября украинские националисты всех мастей отмечают день рождения УПА. Украинские коммунисты этот праздник тоже отмечают, но оригинальничают: не желая восславлять повстанческую армию, они из года в год протестуют. Вот и в этот раз митингующие коммунисты собрались у Зеркальной струи, после чего двинулись в сторону Молодежного парка - с целью помитинговать. Но когда колонна протестующих вошла в парк, милиция оцепила памятный знак и демонстрантов к нему не пустила. Милиционеров в парке было примерно в три раза больше, чем митингующих. Силы были неравные, но помитинговать все же удалось.

А главную харьковскую коммунистку Аллу Александровскую милицейский кордон даже, кажется, раззадорил. Она заявила, что коммунисты, не найдя поддержки у городской власти и в судах, сами снесут памятный знак воинам УПА в Молодежном парке. Кроме того, Александровская сообщила, что будет добиваться сокращения финансирования Министерства внутренних дел, потому что милиционеры, не пуская коммунистов к памятному знаку воинам УПА, не по назначению используют бюджетные деньги, выделенные на содержание МВД. В общем, зря харьковские милиционеры не пустили к камню члена Бюджетного комитета. Возможно, сидеть им теперь без зарплаты. Будут знать, как мешать митинговать коммунистам.

А вот украинские националисты митинг возле камня все же провели и заклеймили коммунистов позором. И не просто заклеймили, а пригрозили им войной памятников, ответив на заявление Александровской о сносе памятного знака воинам УПА. Идеологический референт Харьковской областной организации "Патриот Украины" Олег Однороженко заявил: "Если коммунисты хотят "войны памятников" в Харькове, когда за один "украинский" памятник будет снесено десять "коммунистических", то они ее получат". А на следующий день националисты в том же парке провели панихиду по Степану Бандере. В общем, неделя у них удалась: и митинг провели, и панихиду справили, и даже книгу о дивизии "СС-Галичина" в нашем информагентстве презентовали.