Страсти по марле, конец райсоветов и коммунальная милиция

Истерия вокруг гриппа на прошлой неделе пошла на спад: тональность теленовостей изменилась, а интернет заполонили стати, прочно "привязывающие" грипп к текущей политической ситуации. На этой неделе подлить масла в загасающий огонь гриппозной истерии может СНБО, заседание которого состоится в понедельник. От правительства тоже можно ожидать попыток "покошмарить" население: Юлия Тимошенко с одной стороны заявляет о простой сезонной эпидемии гриппа, а с другой - своими действиями всячески демонстрирует, что положение хуже некуда.

Надо отдать должное харьковским чиновникам: на прошлой неделе никаких апокалипсических картин они не рисовали. Директор Департамента здравоохранения и социальных вопросов Харьковского горсовета Игорь Шурма, который на время "эпидемии" стал одним из основных местных ньюсмейкеров, не уставал повторять, что оснований для паники нет: уровень заболеваемости гриппом и ОРЗ в Харьковской области не выше, а даже ниже уровня, характерного для этого времени года, "свиной" грипп до области еще не докатился, а если и докатится – харьковские медики и чиновники находятся в полной боевой готовности и смогут дать отпор заграничной заразе.

Впрочем, участия во всеобщей истерии местной власти было не избежать. На фоне введенного центральной властью карантина в учебных заведениях, пугающих новостей центральных телеканалов и упорных слухов, предвещающих без малого конец света, заявить о своем нежелании участвовать во всеобщей борьбе с тем, чего нет, просто невозможно. В результате исполком Харьковского горсовета перечислил 900 тыс.грн. на защитные средства для медиков, а облсовет решил выделить 2 млн. 300 тыс.грн. в резервный фонд облбюджета на мероприятия по предотвращению эпидемии гриппа в регионе. Из этих средств 1 млн. 700 тыс.грн. планируется израсходовать на закупку медикаментов для больниц Харькова и области, 300 тыс.грн. - на создание территориального специального резерва в районных больницах и 300 тыс.грн. - на пошив марлевых повязок для населения.

Кстати, с марлевыми повязками в нашей области как-то не складывается. Заместитель председателя Харьковского облсовета Виктория Казакова 6 ноября заявила, что марля, полученная из Госрезерва, рассыпается, когда из нее шьют повязки. По словам Казаковой, полученная марля была произведена в 1968 г., а оценили ее в 80 коп. за погонный метр. Оплатить марлю нужно будет из облбюджета. "Продукт почти не пригоден к использованию и должен хотя бы стоить не так дорого. Кроме марли, в область из Госрезерва ничего не поступило, что говорит о неподготовленности центральной власти. Ряд аптек самостоятельно берут кредиты и закупают лекарства по предоплате", - отметила В.Казакова.

И можно было бы делать марлю своими силами, да снова незадача: единственный завод Украины по производству плотной марли - ООО "Медтекс" (Волчанский р-н, Харьковская обл.) - имеет задолженность за газ, электроэнергию, по зарплате и не работает. Об этом заявил 6 ноября в Харькове первый заместитель министра промполитики Виталий Немилостивый. Завод, по словам замминистра, был  приватизирован еще 2002 г. с условием, что собственник сохранит профиль предприятия. Собственник сохранял профиль до начала этого года, а потом решил, что марлю делать невыгодно (кто же знал, что к концу года  этот банальный товар станет просто на вес золота?).

Правда, даже прояви собственник "Медтекса" чудеса прозорливости, вряд ли ему светили бы суперприбыли, так как с нашим премьер-министром особо не наживешься: попытки аптекарей извлечь суперприбыли из ситуации премьер пообещала пресекать на корню. Сказано – сделано. Сотрудники налоговой милиции ГНА в Харьковской области по состоянию на 6 ноября проверили 287 субъектов хозяйственной деятельности, занимающихся реализацией медпрепаратов. Налоговики собрали 127 тыс.грн. штрафов и изъяли из незаконного обращения медпрепаратов на 64 тыс.грн. Если поделить общую сумму штрафов на количество аптек, штрафы окажутся не такими уж большими, однако владельцам аптек проверяющие все же доставили немало неприятных минут, а главное – продемонстрировали серьезность намерений правительства.

Милиция тоже отрапортовала об успехах на ниве борьбы с аптекарями. Правоохранители проверили на прошлой неделе 703 аптеки, их улов - 21 нарушение правил торговли и лицензионных соглашений, 6 фактов завышения цен на медикаменты, 4 факта уклонения от продажи имеющихся в наличии лекарств, 2 факта несанкционированной торговли лекарствами и 2 факта осуществления хозяйственной деятельности без соответствующих разрешительных документов.

Повсеместная и беспощадная борьба с гриппом затмила другие события, произошедшие в Харькове на прошлой неделе. А между тем одно из них может иметь далеко идущие последствия. Во вторник появилась информация, что Харьковский горсовет планирует рассмотреть вопрос о прекращении деятельности районных в г.Харькове советов. Эта информация была размещена со ссылкой на секретаря горсовета Геннадия Кернеса. Дабы предупредить возможные разговоры о превышении горсоветом своих полномочий, Кернес сослался на ст.140 Конституции, согласно которой вопросы организации управления районами в городах относятся к компетенции городских советов. Кроме того, Геннадий Кернес, очевидно, не желая, чтобы решение об упразднении райсоветов выглядело свершившимся фактом, обратился к харьковчанам с просьбой "направлять предложения и замечания по этому вопросу в адрес Харьковского горсовета".

4 ноября зампредседателя Ленинского райсовета в Харькове Борис Обозный изложил свое видение проблемы райсоветов. По его словам, предложения упразднить райсоветы звучали еще при Евгении Кушнареве, Михаиле Пилипчуке и Владимире Шумилкине. Тогда райсоветы удалось отстоять, но сейчас слишком много их функций перешли к центральному органу: даже вывозом мусора райсоветы уже не занимаются. В сложившейся ситуации и райздравы, и районо, и районные управления культуры, скорее всего, будут последовательно реформированы в отделы горсовета. Единственная проблема, по словам Обозного, – реформирование социальной службы, которая является самой многочисленной в райисполкомах. Кроме того, Обозный отметил, что численность сотрудников социальной службы рассчитывается по методике, утвержденной Кабмином, и ее нельзя изменить решением на местном уровне. Впрочем, и эта проблема устранима: в Одессе, например, райсоветов давно нет, зато работают районные администрации, в состав которых и входят социальные работники.

В общем-то, решение упразднить райсоветы – правильное. Органы, лишенные полномочий, – это пятое колесо в телеге. Единственные, кто может не согласиться с упразднением райсоветов, – руководители некоторых местных штабов кандидатов в президенты. Дело в том, что активистам некоторых штабов были обещаны места в районных советах. Зачем им нужны эти корочки – загадка, но раз было обещано, значит - спрос на эти места все же есть. Но вряд ли от активистов и руководителей штабов можно будет ожидать серьезного противодействия: ссылаться на желание трудоустроить себя или своих подчиненных как-то не комильфо, а объективных причин для сохранения в Харькове районных советов, похоже, не существует.

Еще одна любопытная инициатива городской власти – коммунальное предприятие, которое будет следить за общественным порядком. О том, что такое предприятие может быть создано, заявил в среду на заседании исполкома мэр Михаил Добкин. По его словам, пойти на создание КП городская власть может из-за "сложностей, которые испытывает при общении с правоохранительными органами". Мэр заявил, что если до конца 2010 г. городская милиция на законодательном уровне не будет подчинена территориальным громадам, в Харькове будет создано коммунальное предприятие, которое будет выполнять функции  охраны порядка в общественных местах.

Желание иметь "свою" милицию вполне объяснимо. Непонятно только, как законодательно урегулировать создание подобного КП. Скорее всего, это коммунальное предприятие можно будет оформить так же, как оформляются охранные агентства, только и полномочий у него будет столько же, сколько у охранных агентств, то есть на порядок меньше, чем у милиции. Это означает, что использовать подобное КП можно будет только для охраны помещений. Для поддержания правопорядка во время проведения, например, массовых акций охранное агентство может быть использовано только в декоративных целях. Дело в том, что частная охрана, в отличие от милиции, не имеет права обыскивать, задерживать правонарушителей или применять спецсредства – например, водометы или светошумовые гранаты.  В общем, инициатива Михаила Добкина выглядит слишком "сырой" для того, чтобы быть реализованной в обозримом будущем, а потому харьковские милиционеры могут спать спокойно - никто им конкуренцию на ниве охраны общественного порядка не составит.