Харьков стоит на пороге зимы. После относительно спокойного лета, когда часть энергобаланса страны обеспечивалась солнечной генерацией, энергетики и жители области готовятся к сложному отопительному сезону. Впереди — месяцы, когда эффективность возобновляемой энергетики упадет в разы, а нагрузка на систему — возрастет в разы.

Состояние энергетики Харьковщины сегодня — это история о разрушении и восстановлении, о людях, которые работают под обстрелами, и о технологиях, помогающих выжить.

Почему сейчас кажется, что все хорошо?

Сегодняшнее относительное спокойствие в энергоснабжении может создавать обманчивое ощущение стабильности. 

«Поскольку у нас солнечная погода, солнечные станции работают достаточно эффективно и сейчас обеспечивают до 16% генерации электроэнергии в нашем энергобалансе», — объясняет Станислав Игнатьев, энергетический эксперт Украинского института будущего. 

 

 

По его словам, сейчас Украина имеет возможность экспортировать электрическую энергию в Европу, что позволяет получить дополнительную валютную выручку в госбюджет. Для сравнения: в зимний период солнечная энергетика будет давать около 4% генерации, максимум – 6%. Причина проста: низкая высота солнца над горизонтом. 

Еще один фактор стабильности - в этом году АО «Харьковоблэнерго» выполнило значительный объем работ: модернизировали сотни километров линий электропередачи, десятки трансформаторных подстанций и распределительных пунктов. 

«Часть этих ремонтов была плановой, часть – аварийной, ведь враг регулярно наносит удары по энергетической инфраструктуре Харьковщины», – рассказывает и.о. генерального директора компании Вячеслав Кравцов.

 

 

Но такая спокойная ситуация в энергосистеме может быстро измениться. Сейчас у страны хватает ресурсов для генерации электрической энергии, однако россияне возобновили обстрелы энергоинфраструктуры: они бьют не только по объектам генерации, но и по цепочкам снабжения.

Сценарии зимы: три фактора влияния

Эксперты выделяют три основных фактора, которые будут определять состояние энергоснабжения зимой. Первый и самый непредсказуемый - военный. Скорее всего, россияне будут продолжать обстреливать объекты производства электрической энергии: крупные тепловые электростанции за пределами городов - такие, как Змиевская ТЭС в Харьковской области, Трипольская ТЭС в Киевской или Бурштынская в Ивано-Франковской, - а также теплоэлектроцентрали в крупных городах - как, например, Харьковская ТЭЦ-5.

«Возможны также обстрелы объектов гидрогенерации и даже атомной генерации. Но мы понимаем, что атомная генерация, как и гидроэнергетика, – это большие бетонные сооружения, которые были рассчитаны даже на падение небольшого самолета», – объясняет Игнатьев. 

Поэтому он предполагает, что российские войска будут целиться в открытые распределительные устройства, чтобы отрезать объекты генерации от линий передачи. Грубо говоря, страна сможет сгенерировать электрическую энергию, но доставить ее и распределить – уже нет.

И.о. гендиректора «Харьковоблэнерго» подтверждает эти опасения из практического опыта: 

«Постоянные атаки врага на энергетическую инфраструктуру ситуацию в сетях только ухудшают, масштабы повреждений, к сожалению, очень велики. С начала вооруженной агрессии РФ основной целью АО «Харьковоблэнерго» является оперативное восстановление разрушенного во время обстрелов и активных боевых действий энергетического оборудования и сетей. Мы работаем над резервными схемами питания и заблаговременно готовим оборудование к пиковым периодам». 

Второй фактор – погодный. Климат становится все более непредсказуемым.  После некоторых летних ливней десятки населенных пунктов по территории Украины остаются без электричества. Кравцов вспоминает декабрь 2023 года: тогда из-за сильного обледенения проводов энергетики столкнулись с повреждением 86 линий электропередачи в нескольких районах Харьковской области, без света остались десятки тысяч потребителей. Над устранением последствий стихии работало более 100 бригад энергетиков.

Когда к погодным условиям добавляются повреждения от обстрелов, риски возрастают в разы. 

«Сложные погодные условия – это всегда вызов для энергетиков. Морозы увеличивают нагрузку на сети из-за роста потребления, налипания мокрого снега, сильного ветра или гололеда», – объясняет руководитель «Харьковоблэнерго».

Третий критический фактор – устарелость оборудования. 

«Большая проблема и до войны, и во время нее – это изношенность сетей, которые во многих районах эксплуатируются более 40–50 лет», – констатирует Кравцов. 

У крупного трансформаторного оборудования есть и моральный износ, и повышенная аварийность из-за того, что иногда оно ремонтируется с применением различных подручных средств, отмечает Станислав Игнатьев. Украина уже сталкивалась с подобной ситуацией в прошлом году в Одессе, когда область была обесточена именно из-за того, что три отремонтированные подстанции «Укрэнерго» после очередного обстрела отказали.

Наиболее реалистичный сценарий: комбинированные вызовы

«Наиболее вероятный сценарий развития событий – это сочетание всех трех факторов: это и холодная снежная погода, которая вызовет дефицит, и возможность аварийных отключений из-за состояния оборудования, и обстрелы», – прогнозирует Станислав Игнатьев.

Наиболее дестабилизирующий из этих факторов – военный. При отсутствии обстрелов страна будет иметь незначительный дефицит электрической энергии где-то на уровне от двух до четырех ГВт-ч. Энергетики уже научились действовать в таких ситуациях: при таких обстоятельствах «Укрэнерго» ограничивало потребление только небытовых потребителей,  объясняет эксперт.

Речь идет об ограничениях для крупного бизнеса, который имеет собственную генерацию: это предприятия, которые днем могут генерировать энергию для собственных нужд за счет солнечной генерации, крупный ритейл, торговые центры, предприятия с газопоршневой, газовой или дизельной генерацией.

«Даже при дефиците и естественном, и за счет аварийного состояния энергосетей мы можем пройти сезон без существенных отключений именно бытовых потребителей, если не будет массированных обстрелов», – уверяет Игнатьев.

Но если учитывать фактор массированных обстрелов, делать прогнозы становится сложно. «Наша энергосистема имеет определенную возможность выстоять, но как будет в реальности – неизвестно», – говорит Игнатьев.

Чего ждать Харькову?

По словам экспертов, Харьков стал одним из лидеров внедрения распределенной генерации как бизнесом, так и предприятиями жилищно-коммунального хозяйства.

Станислав Игнатьев приводит цифры: если в прошлом году в Киеве было проведено тендеров на закупку газопоршневых установок на уровне 2,2 млрд гривен, то в Харькове – на 1,8 млрд. Но есть принципиальная разница в покупателях: в столице это преимущественно государственные компании группы «Нафтогаз», которые зарегистрированы в Киеве, а в Харькове – коммунальные предприятия и непосредственно муниципалитет.

Большинство этих установок установлено на объекты критической инфраструктуры, чтобы обеспечить харьковчанам стабильную подачу воды и тепла.

«Все прекрасно понимают, что без света еще как-то можно выжить в холодное время года, а вот без стабильного отопления – к сожалению, нет», – объясняет логику такого подхода Игнатьев.

Руководитель «Харьковоблэнерго» Вячеслав Кравцов подтверждает: компания работает над созданием максимально надежных схем электроснабжения и резервных схем питания: «До конца года планируем завершить модернизацию нескольких критически важных объектов, чтобы укрепить устойчивость сети в осенне-зимний период».

По его словам, война даже ускорила процессы, которые в мирное время могли длиться годами. Через Фонд поддержки энергетики Украины компания регулярно получает помощь: спецтехнику, современное энергетическое оборудование, материалы для ремонтов. Это критически важно, ведь цифры потерянного энергетического оборудования, по словам Кравцова, колоссальны.

В то же время энергетики научились очень быстро локализовать аварийные участки. 

«Кроме того, у нас есть усиленная защита нашей энергетической инфраструктуры – и это как защита пассивная, то есть специальные сооружения, так и активная в виде ПВО», – добавляет Станислав Игнатьев.

Человеческий фактор: герои, которые дают свет

За всеми техническими характеристиками и экономическими расчетами стоят люди. АО «Харьковоблэнерго» потеряло около 20% персонала с начала полномасштабного вторжения – в основном это работники, которые покинули районы активных боевых действий и уехали за границу или в более спокойные регионы Украины.

«Наша команда – это настоящие герои», – говорит Кравцов. По его словам, есть истории, когда бригады работали под обстрелами, чтобы быстрее вернуть свет в дома людей; шли пешком со снаряжением к местам повреждений, потому что за техникой охотились дроны. Один работник в апреле 2022 года переплыл реку, чтобы перебросить провод на другой берег и запитать местную больницу.

«Дежурные подстанций во время обстрелов этих подстанций, имея ранения, делали экстренные переключения и вызывали спасателей, избегая масштабных пожаров и критического повреждения энергооборудования», — рассказывает руководитель компании.

Практические советы: как подготовиться к зиме

Чтобы понять, насколько активно харьковчане готовятся к возможным блекаутам, мы провели опрос в своем телеграмм-канале, в котором приняли участие 130 человек. Почти половина из них либо уже имеет энергооборудование на случай отключений света, либо занимаются его покупкой. 17 человек настроены оптимистично и считают, что блекаутов не будет. Около 50 читателей ответили, что у них нет достаточно денег, чтобы подготовиться к худшим сценариям.

Эксперты дают конкретные рекомендации для разных категорий потребителей. Жителям частного сектора Станислав Игнатьев советует купить генератор и иметь некоторый запас горюче-смазочных материалов, чтобы эта относительно дорогая игрушка потом не стала просто куском металла. Важно создавать запасы заранее, чтобы в случае критической ситуации не провоцировать ажиотаж на АЗС, потому что именно ажиотаж приводит к удорожанию топлива. 

Второй момент – утепление домов: подходит все – от обычных методов, таких как заклеивание пленкой окон или их уплотнение, до более современных и дорогостоящих решений – солнечных теплостанций, котлов на биомассе.

Для жителей многоквартирных домов, куда не поставишь ни генератор, ни печь, рекомендации другие. Владельцам советуют подумать об утеплении квартиры. Сейчас как раз те погодные условия, которые позволяют почувствовать, где из окна выходит холодный воздух, где есть проблемы на подоконнике или трещины на оконных откосах от взрывов, – и ликвидировать хотя бы эти отверстия.

«Заведите себе хороших друзей в сельской местности, общайтесь со своими родственниками в деревне, чтобы в критический момент у вас была возможность к ним приехать на время , пока не стабилизируется ситуация в энергосистеме», - говорит Игнатьев.

Это может показаться пессимистичным, но именно такой подход – планирование различных сценариев – позволил харьковчанам пережить самые сложные периоды предыдущих зим.

Традиционные уже советы остаются традиционно актуальными. Нужно иметь автономные источники света – фонарики, свечи, павербанки, по возможности – небольшие генераторы или зарядные станции. Также стоит иметь дома запасы питьевой воды и продуктов длительного хранения. И конечно, держать заряженными все гаджеты.

Что покупают украинцы и сколько это стоит

Приближение зимы ощущается и в торговле. Евгений Таран, руководитель профильной категории сети электроники «Фокстрот», фиксирует изменения в поведении покупателей: «С конца августа - начала сентября украинцы снова начали активнее интересоваться товарами для автономности и энергосбережения».

Если летом покупки делались «про запас», то с сентября ситуация изменилась: продажи отдельных категорий в регионах, недавно подвергшихся вражеским атакам на энергосистему, выросли в 2-3 раза по сравнению с предыдущими неделями.

Главное отличие от начала войны – сознательное отношение потребителей к выбору и покупкам. 

«Если три года назад люди брали «что угодно», то сейчас покупают преимущественно проверенные бренды с гарантией и сервисной поддержкой», – отмечает Таран. 

По его словам, спрос стал гораздо более осознанным и рациональным. Большинство покупает приборы под конкретные сценарии – обеспечить связь, интернет, свет.

Сейчас цены остаются относительно стабильными, товара достаточно. Базовый набор для семьи, по словам представителей сети, выглядит примерно так:

  • павербанк 20-30 тысяч мА·ч на каждого человека – один стоит 900-1600 грн; 
  • зарядный блок;
  • кабели к смартфонам;
  • интернет во время отключений могут обеспечить переходники от роутера к павербанку или зарядной станции;
  • портативная зарядная станция — для квартиры ~1,0–1,2 кВт·ч; для частного дома от ~1,5–2,0 кВт·ч. Станция для квартиры стоит 29-45 тысяч гривен, для частного дома — 30-55 тысяч гривен. Меньшие станции ~0,5-0,6 кВт·ч (роутер/ноут/свет на 6-10 часов) стоят 8-16 тысяч гривен;
  • LED-лампы или LED ленты, которые экономны и универсальны, работают от павербанков или батареек.

Важной составляющей подготовки к зиме является осознанное потребление электроэнергии. «Рекомендации просты: выключать свет, выходя из комнаты, и приборы из розеток, когда они не используются; откладывать стирку или глажку на ночное время», – перечисляет руководитель «Харьковоблэнерго» Вячеслав Кравцов.

Также стоит пользоваться энергосберегающими лампами и уменьшать использование мощных электроприборов в часы пиковой нагрузки. «Даже небольшая экономия каждой семьи в масштабах области существенно снижает риски перегрузок и отключений», – отмечает Кравцов.

Харьковщина вступает в отопительный сезон с опытом выживания, накопленными ресурсами и пониманием рисков. Энергетики научились быстро локализовывать аварийные участки, создали усиленную защиту инфраструктуры, активно развивают распределенную генерацию. Жители стали более осознанными потребителями, готовятся заранее, умеют экономить электроэнергию.

Город демонстрирует пример того, как может выглядеть устойчивая энергетика будущего – с акцентом на децентрализацию, муниципальную генерацию и критическую инфраструктуру. Несмотря на потери и разрушения, система не просто восстанавливается, а модернизируется.

Но главный фактор остается непредсказуемым. «В целом ситуация полностью зависит от интенсивности обстрелов», – резюмирует энергетический эксперт Станислав Игнатьев. Это жесткая правда, с которой живет Харьков и вся Украина.

Тем не менее, Харьков готовится к зиме не как к стихийному бедствию, а как к очередному испытанию, которое точно будет пройдено. Потому что иначе - просто нельзя.