В небольшой комнате здания на улице Единства пахнет глаженной тканью и свежезаваренным чаем. В углу - гора ткани и обрезков: здесь сиреневая наволочка, там зеленая простыня, где-то синяя рубашка. В пакетах, стоящих повсюду, - уже готовые изделия, нижнее белье для бойцов.
Женщины говорят одновременно, перебивая друг друга, но четко понимая, кто за что отвечает. Это не просто группа волонтеров - это настоящий производственный центр со своей логистикой, распределением обязанностей и системой контроля качества. И всем здесь - более 70 лет.

«Восьмого марта 22 года по нашему дому прошли кассетными бомбами, - рассказывает Элеонора Сидак, неформальный лидер группы, женщина с энергией 20-летней активистки. - Сначала бомбили подъезды, потом - вдоль дома, полосой до школы и стадиона. Все вылетело. Я тогда с палкой ходила, в убежище спуститься не могла. Дочь вывезла меня на два месяца, но больше я не смогла терпеть и вернулась домой. 1 мая 2022-го уже была снова в Харькове".
Вернулась - и начала искать, что делать. До войны Элеонора много лет руководила ветеранской первичкой. Обычная работа активной пенсионерки: организовать концерт к празднику, помочь со справками, собрать людей на встречу... Но после февраля 2022 года жизнь разделилась на «до» и «после». Первичная организация перестала существовать в прежнем виде — кто-то уехал, кто-то замкнулся в себе, кто-то потерял интерес ко всему. Нужно было искать новый смысл.
От гуманитарной помощи к производству
Сначала все было просто: Валентина, соседка Элеоноры, связалась с волонтерами, и те передали жителям разрушенного микрорайона гуманитарные наборы.
«То, что нам что-то давали, — это хорошо, — говорит Элеонора. — Но нужно было что-то делать, чтобы помочь ребятам, потому что они отстаивали наш город. И отстояли».
Переломный момент наступил в декабре 2022 года, на Дне волонтеров. Элеонору пригласили на мероприятие как представительницу ветеранской организации. Там она познакомилась с Ириной Донцовой - волонтеркой, которая уже тогда помогала госпиталям. «Да, денег у нас не было, но что-то мы могли», - вспоминает тот первый разговор Элеонора.
Волонтеры попросили сделать обереги.
Одна из женщин, Жанета Мерзликина, умела делать ангелов из ниток. Она показала, как крутить, как завязывать, как делать головку.
«Ангелы - это самое простое, - объясняет Элеонора. - Жанетта занимается творчеством, она начала нам показывать, что можно делать из бумаги, но мы плохо видим, руки плохо работают. А ангелочки пошли».



Однако женщинам хотелось делать что-то еще более конкретное и полезное. Некоторые из них начали распускать старые вязаные свитера и плести носки для бойцов. Сколько могли, выделяли из своих пенсий на вкусности для фронта. Летом 2023-го приехал парень, который всегда забирал у них обереги, и спросил: «Девочки, а можете ли вы нам трусы сшить?»
- Да а из чего шить? - удивились женщины.
- Да хотя бы из старых простыней.
Женщины принесли постельное белье, которое у них было, порезали, выкроили - и так более 2 лет назад началось их производство.
Логистика и технология
Все, кто собрался в комнате, - женщины, родившиеся «примерно в 1947 году», как говорит Элеонора. То есть им всем за семьдесят. Все пенсионерки.
Сейчас в группе налажена четкая система. Элеонора кроит — это ее зона ответственности, — а также организует всю логистику — где и что забрать, куда и когда отправить готовую партию. Люба, Вита, Валентина шьют. Элеонора говорит, что это «основные швеи»: фактически на белье для фронта они тратят все свое время, «с утра до вечера они строчат на машинке». Еще есть несколько женщин, которые помогают шить время от времени. Остальные девушки - сборщицы «сырья». Они ходят по домам, площадкам, улицам микрорайона, пишут в домовые чаты, рассказывают всем, что нужна ткань для бойцов, и собирают ее у знакомых и незнакомых людей.
«У нас здесь улиц много в микрорайоне. И к каждому человеку нужно подойти и объяснить, для чего это нужно», - рассказывает Элеонора.


Приносят разное и из разных мест - старые советские простыни и изделия из натурального шелка, несколько обрывков или целый мешок белья, из центра и из Северной Салтовки.
«Обычно все выстирано, все выглажено, а иногда даже накрахмалено, - говорит Элеонора. - Иногда, конечно, приносят такое, что взять нельзя - изношенное, порванное. Но из любой плохой тряпки можно хоть немного ткани вырезать. И у нас могут быть трусы, что здесь сшито красное, здесь зеленое, здесь фиолетовое, здесь еще какое-то. Но оно сшито, его можно носить. Поэтому мы благодарим каждого, кто откликается и несет нам ткань».
За этот год женщины передали бойцам почти 1000 единиц нижнего белья. Каждая из них работает дома - в их «штаб» только приносят ткань: никакой техники для шитья там нет.



Отдельное направление работы - адаптивные трусы: разрезанные, на веревочках, на пуговицах. Их забирают преимущественно в госпитали, также белье передавали 09-й и 142-й бригадам.
Основная проблема и вызов - ткань, говорит Элеонора: ее постоянно не хватает.
«Нитки и резинки мы как-то сами покупаем, а ткань... Много нужно. Вот то, что у нас сейчас есть, - до Нового года здесь уже ничего не останется, ни одной ниточки. Снова будут просить, а не из чего будет шить».
Не только белье
Параллельно женщины шьют «подпопники» — сидушки на синтепоне с пряжкой, которые кладут на сиденья — например, в бронированной технике. Делают технические салфетки. Собирают свитера, футболки, другие вещи. Передают на фронт консервацию. Продолжают шить ангелов, особенно перед Рождеством. К Пасхе купили и покрасили для бойцов около 100 яиц. Относят в ближайший пункт крышечки от бутылок, потому что там полученные от этого средства передают на протезы.
На стенах комнаты, где собираются женщины, - фотографии. Это жители микрорайона, которые ушли на фронт и отдали жизнь за Украину и ее людей. «Здесь они все, - показывает Элеонора. - Вы видите, молодые, совсем молодые».

На другой стене - грамоты и благодарности от военных. «Я их все вывешиваю, - говорит Элеонора. - Пусть девушки видят, что их труд кому-то нужен».

«Чтобы они как-то жили»
Эта история - не о героизме, а о людях и конкретных действиях. Когда женщины за семьдесят, которых война выгнала из дома, которые пережили кассетные бомбардировки, которые плохо видят и у которых руки уже работают не так, как раньше, собираются вместе и делают то, что могут. Когда соседка рассказывает соседке, та рассказывает знакомой, и все приносят ткань. Когда кто-то кроит, кто-то шьет, кто-то собирает, кто-то координирует - и каждая знает, что она делает что-то важное. Когда нет офиса, зарплат и складов с материалами, а есть только маленькая комната и куча разноцветных обрезков. В этом нет ничего героического или романтического, как этого нет в войне вообще. Это просто работа. Ежедневная, монотонная, тяжелая для старых глаз и рук работа. Но это тоже вклад в жизнь страны. Может, не такой заметный, как на линии фронта, но такой же необходимый.
«Мы это делаем, чтобы они жили, - говорит Элеонора. - Хоть немного, хоть в госпитале, хоть на фронте, но чтобы они были в каких-то человеческих условиях. Эти ребята - они же нам как внуки. Делаем, что можем. Кто-то пересылает деньги, а мы стараемся помочь своей работой. Будем делать столько, сколько нужно. Мы хотим, чтобы война закончилась, а люди - остались».



Если вы хотите помочь группе Элеоноры, они принимают:
- ткань (простыни, простыни, наволочки, большие мужские рубашки);
- нитки;
- резинку для белья.
Контактный телефон +380686091639






