Александр Градский – явление совершено исключительное. Он мог бы состояться едва ли не в любом музыкальном направлении – опере, оперетте, на эстраде, в образе рок-звезды или блюзмена. При этом он не ассоциируется ни с одним конкретным стилем.

С равной харизмой и обаянием Градский мог исполнять и комсомольские гимны про “яростный стройотряд”, и совершенно малоидейную “ерунду” о любви - бестолковой, наивной и бесконечной. Градский сочинял музыку и великолепные стихи, все это сам же воспроизводил под гитару – чистейшей воды бард, КСП-шник, хотя меньше всего он представляется в свитере толстой вязки у костра с балладой о стоящих у печки лыжах в репертуаре. Для так называемой бардовской песни Градский был уж очень профессионален и  музыкален. Некоторые тексты, напрочь лишенные стихотворного размера, исполнялись с таким блеском, что создавалось впечатление, будто Градский может спеть абсолютно все что угодно - хоть телефонный справочник. Он не нес идей, не приумножал смыслов, до шоу "Голос" крайне нечасто появлялся на экранах, но практически все меломаны знали, что он есть.

28 ноября Александр Градский скончался на 73-м году жизни от ишемического инсульта.

Динозавр отечественного рока

Градский числится среди основоположников советского рока. В 1966 году 17-летний Градский основал одну из первых в Союзе рок-групп “Скоморохи”, хотя по большому счету многие вещи коллектива мало чем отличались от песен популярных в те далекие времена вокально-инструментальных ансамблей. Так что, наверное, скорее нет, чем да. Что, собственно, не столь уж и страшно. Потому что рокеров много, а Градский - один.

Первый тайм

У больших звезд непременно должен быть такой момент, когда на утро просыпаешься знаменитым.

В 1974-м американский музыкальный журнал Billboard объявил Градского “Звездой года” за выдающийся вклад в мировую музыку. Конкретно - за исполнение вокальных партий в картине Андрона Кончаловского “Романс о влюбленных”.

Но советские граждане американских журналов в массе своей не читали. Поэтому среди них многомиллионная известность к Градскому пришла после исполнения творения знаменитого дуэта Пахмутовой и Добронравова “Как молоды мы были” в 1976 году. Это была совершенно традиционная для песенного искусства времен соцреализма композицию – куплет-припев, трехстопный анапест, четырехстопный, если не ошибаемся, амфибрахий. Размеры сложные, но ничего космического. Идейно выдержанный текст, не менее идейно выдержанная мелодия. Небольшая стилистическая неувязочка – песню исполнял гражданин с совершенно несоветской внешностью: длинные волосы, затемненные большие очки, голос тоже, можно сказать, не совсем традиционный для эстрады тех времен, запредельно звонкий. Но возможно, именно поэтому стихотворно-музыкальное произведение и запомнилось.

На долгие годы песня стала визитной карточкой Градского. Даже полтора десятилетия спустя Угольников в своей юмористической передаче “Оба-на”, пародируя Градского, ни придумал ничего лучшего фамилии "Первый-тайм-мы-уже-отыградский" с аллюзией к одной из строчек вышеупомянутого произведения.

“Принцесса и людоед”

Несомненным успехом номер два стал психоделический мультфильм “Принцесса и людоед”.

Концептуальную основу произведения составляла смена характеристики действующих персонажей с “ужасного” на “прекрасный“ и наоборот. Ничего военного, очень простая, не выходившая за рамки примитивистского стиля Даниила Хармса конструкция.

Но якобы в то время у Градского образовались некие разногласия с представителями власти, и мультфильм даже попал под временный запрет. А во времена партократии, как известно, запрещали все  лучшее. Во всяком случае, так считалось.

Когда же принцесса с людоедом добрались до телезрителей, они приобрели значительную популярность. Правда, по большей части среди взрослой аудитории. Детским сердцам в те времена все-таки ближе были Волк и Заяц из “Ну, погоди”. Впрочем, как говорил один бытовой философ, взрослые – это те же дети, только с правом приобретения алкогольной продукции.

В роли самого себя

Роль Градского в школьной драме “Камертон” была далеко не сюжетообразующей. На его месте мог оказаться вообще любой человек с гитарой – Макаревич, Митяев или кто-нибудь еще. Но Градский (далеко не киноактер) с актрисой Корытниковой превратили не самый ключевой фрагмент картины в прекрасный маленький спектакль. Впрочем, роль не имела никакого судьбоносного значения. Просто эпизод для собирателей кинематографических артефактов.

Специалист широкого профиля

В переломные для судеб отечества исторические моменты Градский вполне мог побаловать публику высококачественной гражданской лирикой. Во время поздней перестройки только ленивый не пускался в критику партократического режима и сопутствующих явлений. Просто не у всех это получалось высокохудожественно и профессионально. А у Градского – вполне.

Например, “Мы не ждали перемен” – вещь, не стесненная рамками сиюминутной политической конъюнктуры, прошедшая проверку временем, совершенно не привязанная к конкретной точке на хронологической шкале. 

Повторил подвиг Высоцкого

В 1960-70-х годах написание и исполнение песенных серий для кинокартин было прерогативой главного барда страны Владимира Высоцкого. В 1988 году Градский написал несколько неплохих композиций к мини-сериалу “Узник замка Иф”, изрядно повысив уровень эмоционального воздействия на зрителей достаточно обычной экранизации литературного произведения. Во многом благодаря песням Градского картина и приобрела в свое время чрезвычайно широкую популярность. Опыт удался.

Что послушать?

Учитывая, что рок-опера на фоне второго рождения мюзикла переживает непростые времена, можно поддержать вниманием оперу “Мастер и Маргарита”, которую Градский сочинял 30 лет - немногим меньше, чем Гете “Фауста”. Не Jesus Christ Superstar, но тоже – весьма.

Опера пока не дождалась выхода на сцену, но в аудиозаписи участвовали 56 достаточно известных актеров и исполнителей - от Андрея Макаревича до Геннадия Хазанова. Любопытно, что все 56 человек, принимавшие участие в записи, работали бесплатно, что как бы намекает на достаточно высокое качество произведения. Работа должна нести хоть какую-то компенсаторную составляющую: если не материальные блага, то, как минимум, творческое удовлетворение.