Стоит ли переводить машину на газ: тонкий расчет

Наблюдая сегодняшние ценники на бензин, мало кто не задумывался о переходе на альтернативные виды топлива. Но электромобили – вещь дорогая, а о газе много противоречивой информации. Выхода два: либо перестать пользоваться автомобилем, либо досконально изучить вопрос газификации своей лошадки. Мне кажется, что вторая альтернатива – это более рациональный подход. Тем более, если все свести к сухим цифрам.

 

Экономия налицо

Говорим о ГБО, но имеем в виду, конечно, денежки. Воспользуюсь таблицей и сразу прокомментирую:

За основу я взял www.google.com.ua АЗС в Киеве. Они могут меняться (обычно в сторону увеличения), но соотношение стоимости газа к бензину, как правило, остается неизменным. Или меняется, но незначительно.

Известно, что расход газа на 10-20% выше бензинового. К тому же, запуск и прогрев авто также происходит на бензине (в таблице не учтен), поэтому его расход тоже будет, но какой?

Это зависит от времени прогрева и характера эксплуатации авто.

О газе

Ну, хорошо, скажете вы – как на счет газа? Не вреден ли он для двигателя?

Посудите сами: стали бы производители автомобилей монтировать ГБО с конвейера, если бы это негативно сказывалось на работе ДВС? Думаю, ответ очевиден. К тому же, ни в одном руководстве по эксплуатации автомобилем не сказано о запрете работы на газе. Потому что это не предполагает переделки ДВС. Исключение – дизельные авто.

В Европе газ давно является альтернативным топливом. На пропан переводят даже мотоциклы, что уж говорить об автомобилях. По этой же причине все газобаллонное оборудование имеет европейское происхождение.

Что такое ГБО

Газобаллонное оборудование – комплект элементов, позволяющий использовать газ в качестве альтернативного топлива. Наличие ГБО в автомобиле, как вы поняли, не исключает работу ДВС на бензине, потому что представляет из себя параллельную топливную систему. Сейчас вы поймете почему.

Основные элементы ГБО: 

Газовый баллон

Он устанавливается в багажнике автомобиля или подвешивается снаружи. Бывают баллоны цилиндрической и тороидальной формы. Форма тора позволяет размещать баллон вместо запаски – это очень удобно, но стоит дороже. Для экономии можно использовать обычный цилиндрический и разместить его в багажнике.

Мультиклапан

Многофункциональное устройство – без него не обойтись. Устанавливается – непосредственно на баллоне. Отвечает за процесс заправки баллона, а также – за забор и подачу газа в газовую топливную магистраль. Оборудован монометром, вентилями и системой безопасности – аварийным клапаном сброса давления, вентиляционной коробкой.

Топливопровод – газовая магистраль

Представляет из себя трубку, по которой проходит газ высокого давления от баллона до редуктора-испарителя. Прокладывается по днищу автомобиля в безопасной нише.

Редуктор-испаритель

Задача – преобразовать сжиженный газ в парообразное состояние (в случае с пропаном) и снизить его давление до рабочего. Монтируется под капотом автомобиля.

Газовые форсунки

Отвечают за впрыск газа в камеру сгорания. Размещаются в подкапотном пространстве на специальной рамке. Управляются импульсными сигналами с электронного блока управления (ЭБУ).

ЭБУ

Считывает информацию с датчиков. Благодаря программному обеспечению, мгновенно корректирует работу всего газового оборудования. Работает в связке со штатным бортовым компьютером автомобиля.

Конечно, это не полный перечень газобаллонного оборудования, но основные его элементы, которые позволят сейчас описать принцип работы газовой установки:

  1. Заправка баллона газом мало чем отличается от заправки бензином. ЗУ часто даже размещают рядом с горловиной бензобака, но нередко обходятся более простыми решениями, чтобы сэкономить.
  2. Баллон наполняется на 80% - таковы требования безопасности, ведь газ с изменением температуры меняет свой объем. За этим следит мультиклапан.
  3. Затем по топливопроводу газ поступает в редуктор. Там происходит преобразование сжиженного газа в парообразное состояние.
  4. Следующий этап – газовые форсунки, которые по сигналу ЭБУ открывают/закрывают подачу газа к врезке в камеру сгорания.

Ничего сложного, если не расписывать подробно работу ЭБУ.

Кстати, посмотрите, как мы ставили газ на авто http://gaz-time.ua/gallery/toyota/camry-35.

Если редуктор – это сердце ГБО, то ЭБУ – мозг. Фишка в том, что ЭБУ перехватывает сигналы бортового компьютера автомобиля, интерпретирует их и отдает команды газовым форсункам.

Т.е. штатная работа автомобиля не нарушается – БК даже «не подозревает», что существует параллельная топливная система, и он работает на газе. Он корректирует зажигание в соответствии с характером сгорания газа в камере и отдает команды «родным» бензиновым форсункам, но ЭБУ перехватывает импульс, анализирует и корректирует действие газовых форсунок. В результате – стабильная работа ДВС.

Но, конечно, это все происходит, если у ЭБУ правильная прошивка, а форсунки должным образом откалиброваны. Добиться этого возможно в условиях сертифицированного сервиса ГБО. Иначе, друзья, кроме головной боли вы ничего не получите: неправильная работа газобаллонной установки чревата не только перерасходом газа, но и серьезными поломками ДВС. А оно вам надо?

Александр Мирошниченко, мастер сервиса по установке газобаллонного оборудования - "http://gaz-time.ua/services/ustanovka-gbo"