В последние несколько дней в среде официальных лиц и экспертного сообщества активизировалась тема возможности нападения Российской Федерации на территорию Украины.

Одним из мощных информационных толчков стала развернутая публикация в издании Bloomberg от 21 ноября. Авторы попытались предсказать сроки и направления ударов, а также количество задействованных сил. Со ссылкой на данные разведки США издание высказало предположение, что нападение силами до 100 тысяч штыков при поддержке авиации состоится в начале нового 2022 года и будет разворачиваться по трем направлениям - со стороны Донбасса, Крыма и Беларуси.  Впрочем, в публикации тут же сделана оговорка, что настаивать на 100-процентной вероятности такого сценария нельзя, так как вопрос еще не решен.

Заявление о том, что на границе Украины и России наблюдается скопление российских войск, сделал 24 ноября и начальник Харьковского СБУ Роман Дудин.

SQ собрал ряд мнений по теме.

Кирилл Буданов, руководитель Главного управления разведки (ГУР) Министерства обороны Украины

Руководитель ГУР МО достаточно четко называет сроки, численность сил и основные направления вторжения.

“РФ сосредоточила более 92 тыс. военнослужащих у границ Украины и готовится к нападению в конце января или начале февраля 2022 года. Такая атака, вероятно, будет включать авиаудары, артиллерийские и бронетанковые атаки, за которыми последуют воздушно-десантные атаки на востоке страны, десантные атаки в Одессе и Мариуполе Донецкой области и меньшее вторжение через соседнюю Беларусь. Проведенные ранее российские военные учения "Запад-21" доказали, что РФ может одновременно высадить до 3,5 тыс. десантников и военнослужащих специальных операций. Нападение, которое готовит РФ, будет гораздо более разрушительным, чем какое-либо ранее в конфликте, начавшемся в 2014 году, в ходе которого было убито около 14 тыс. украинцев“.

Глава ГУР  также отметил, что российская сторона наращивает потенциал для этого, увеличивая численность войск и систем вооружения в оккупированном Крыму, а также размещая системы баллистических ракет малой дальности "Искандер" и другие виды оружия вблизи границ с Украиной.

Алексей Резников, министр обороны

Глава военного ведомства обращается к риторике времен плана "Шатун" и предполагает, что угроза вторжения скорее призвана дестабилизировать внутреннюю ситуацию в украинском государства. Но если акт агрессии все же состоится, то стратегические партнеры не останутся в стороне.

"Мне кажется, что сегодняшняя активность со стороны РФ направлена, прежде всего, на несколько вещей. Это дестабилизация внутри Украины, это дестабилизация внутри стран Альянса, дестабилизация внутри стран ЕС. То есть в таком разграничении, дестабилизации они будут искать для себя прагматический позитив… Могу вас заверить, что и в наших оценках, и в фактаже, который дает их разведка (США и Великобритании - SQ) по сравнению с нашей разведкой, мы абсолютно совпадаем. Возможно, немного оценка у нас разная. Я объясню, в чем разница: в том, что мы более, наверное, спокойно воспринимаем угрозу и риски, потому что мы к этому уже привыкли. Восьмой год подряд продолжается украинско-российская война, поэтому все факты увеличения количества техники вдоль наших границ для нас не новость, они происходили каждые учения, тренировки, которые проводили наши недружественные соседи", - сообщил глава Минобороны.

Также Алексей Резников заявил, что оставляет "положительную надежду, что принятия решения в Кремле на это вторжение не произошло, хотя потенциально у них такая возможность есть".

Алексей Данилов, секретарь Совета национальной безопасности и обороны

По версии секретара СНБО, на данный момент совершенно неизвестно, состоится наступление или нет.

"Мы обмениваемся разведывательной информацией, поэтому почти все понимают, что происходит. Единственное, что осталось неизвестным, - так это то, будет ли наступать Путин, и если будет, то когда. Впрочем, мы должны быть готовы в любом случае, и наши партнеры заверили нас, что максимально будут помогать Украине в случае наступления времени "Ч", - заявил Алексей Данилов.

Дмитрий Кулеба, министр иностранных дел Украины

Глава внешнеполитического ведомства как дипломат постарался сделать свое выступление достаточно обтекаемым, чтобы не акцентировать внимания слушателей на конкретике: 

"Новая наступательная операция является одной из опций, которую рассматривает руководство РФ и лично президент Владимир Путин. Использует ли Путин эту опцию, будет зависеть от двух факторов. Первый - от силы, покоя и выдержки Украины. Второе - от скоординированности и силы действий наших партнеров. Мы работаем над обоими факторами, и я призываю всех не паниковать, но сохранять бдительность и не вестись ни на какие провокации, особенно в информационном пространстве".

Валентин Бадрак, директор Центра исследований армии, конверсии и разоружения

По версии директора Центра исследований армии, конверсии и разоружения, для вторжения сложилась благоприятная внешнеполитическая конъюнктура, в частности, отсутствие монолитного единства в рядах западной коалиции:

"Нельзя недооценивать угрозу, которая сейчас сформировалась. Следует признать, что сегодняшняя угроза за все годы войны наибольшая, пиковая. Это правда. Из нехороших новостей - то, что политический расклад сейчас играет Кремлю на руку: отсутствие консенсуса внутри НАТО - Путину удалось разъединить Вашингтон и Анкару… Путин готовился к атаке на Украину практически с 2015-го. Мы ждали каждую осень атаки, ожидали диверсий, провокаций, но для него крайне важным является политический момент. Также стоит добавить полную готовность Беларуси, поэтому все это совпало именно сейчас… Путин спешит, потому что понимает, что еще три-четыре года - и Украина выскользнет из этой угрожающей ситуации, она перестанет быть уязвимой мишенью. Наше руководство и времен Порошенко, и Зеленского мало сделало, чтобы армия перевооружалась и получила новейшие системы. Украина, оставаясь уязвимой мишенью, до сих пор привлекательна для российской военной машины".

Валерий Кравченко, эксперт Национального института стратегических исследований

Эесперт попытался построить модель стратегических планов противника:

"Не стоит недооценивать решительность врага. Меня пугает, что мы должны готовить оружие под партизанскую войну. Я не уверен, что общество у нас к ней подготовлено в полной мере: в восточных областях, если спросить обычных людей, никто не хочет умирать за Украину. Все хотят в ней жить, но не умирать за нее. И это то окно, которое хочет использовать Путин, пока оно еще не закрылось. Возможно, его стратегический замысел - это не оккупация, а создание альтернативной Украины, которая войдет в союз с Беларусью и Россией. То есть это создание “прокси”, которое даже не поменяет название, оставит украинский язык и жителей, но будет аккумулировать возможности Украины".

Иван Яковина, журналист

Согласно предположению журналиста, в ходе тайной мобилизации противнику удалось собрать 100 тысяч штыков, поэтому появляется угроза вторжения. Хотя ее вероятность - пятьдесят на пятьдесят:

"Как говорят, 50 на 50 – либо нападет, либо нет. Но судя по тому, как готовились, - готовились очень-очень серьезно, то есть и мобилизация проведена. Это не пустяки, не игрушки, это действительно большие мероприятия... Еще в сентябре эта мобилизация началась. На самом-то деле, она была не такая явная, проводилась немного тайным образом и только в некоторых регионах России, например, на юге: как раз в тех регионах, которые граничат с Украиной, не по всей стране, поэтому многие эту мобилизацию не заметили. Но, как оказалось, она все-таки была проведена, и вот эти 100 тысяч, которые необходимы были для начала операции, уже есть в распоряжении Минобороны России".

Агентство Reuters

Агентство выступило со статьей, в которой с опорой на мнение опрошенных экспертов оценило вероятность нападения Российской Федерации на Украину.

“Reuters поговорило с более чем десятком источников, включая представителей западной разведки и российских экспертов по политике Кремля, и почти все согласились, что вторжение вряд ли является неизбежным”, – отмечается в статье.

По мнению экспертов, президент РФ Владимир Путин, скорее всего, показывают реальную угрозу военной мощи ради демонстрации серьезных намерений России “защищать свои красные линии в отношении Украины”.

Олег Жданов, военный эксперт

Также не стоит сбрасывать со счетов и версию о целенаправленном нагнетании страхов и психологического давления внутри страны, например, для того, чтобы погасить социально-политическую активность противников власти. 

"Офис президента решил сыграть старую песню: не раскачивайте лодку, а то Путин нападет. Они поняли, что "Вагнергейт" не перебили покушением на министра. Вот вам новая песня. Видимо, у каждого своя игра. У американцев – своя, а у наших – своя, потому что американцы говорят о том, что вероятность угрозы и нападения – конец августа, конец ноября, декабрь (2022 года – SQ). А наши решили сразу "перенести" операцию на январь-февраль. То есть, если не нападет, то забудется. Несерьезно то, что они используют старые методы в новой игре… Ничего особенно сейчас не поменялось. Вдоль наших границ - 90 тысяч военных, так и раньше было столько же. Перемещение войск плановое, как сказал главком Вооруженных сил. Мобилизация личного состава там не наблюдается, поэтому оснований для беспокойства сейчас нет", - считатет Олег Жданов. 

При этом эксперт делает оговорку, что вероятность наступления России есть всегда, начиная с 2014 года.