В апреле будет презентована региональная программа развития сельскохозяйственного машиностроения Харьковской области. Об этом заявил заместитель председателя Харьковской облгосадминистрации (ХОГА) Андрей Моченков, проинфомировал сайт ХОГА. По словам вице-губернатора, в регионе большое внимание уделяется реанимированию сельскохозяйственного машиностроения и наращиванию мощности аграрного комплекса. "По поручению губернатора Харьковской области в течение месяца мы подготовим проект концепции развития машиностроения и разработаем региональную программу. После презентации общественности программа будет направлена на рассмотрение Кабмина", - заявил Моченков.

Он также отметил, что для области важно поддержать ПАО "Харьковский тракторый завод", которое является флагманом харьковского машиностроения, в том числе – сельскохозяйственного. Финансовый оборот ХТЗ в 2012 г. составил около 800 млн.грн., средняя зарплата - приблизительно 3,5 тыс.грн., 80% продукции завода отправляется в Россию. Предприятие устанавливает новые производственные линии, благодаря чему тракторы собираются в одном корпусе, а не в шести, как раньше.

Справка "SQ". ХОГА проводит работу по включению тракторов ХТЗ в государственную лизинговую программу. Предварительный объем заказов - более 50 млн.грн. Кроме того, ХТЗ подготовил проект госпрограммы развития сельхозмашиностроения Украины, который сейчас прорабатывается.

Харьковский тракторный завод создан в 1931 г. Сейчас выпускает 1-2 тыс. тракторов в год. В 2011 г. ХТЗ произвел около 1,9 тыс. тракторов, реализовал 1 тыс. 950 машин. В Украине осталось 26% объема реализованных машин. Основным импортером была Россия. В денежном выражении объем продаж составил около 770 млн.грн.

На Харьковщине в годы СССР был создан мощный комплекс по сельхозмашиностроению. ХТЗ выпускал тракторы для всего СССР, работал Харьковский завод самоходных тракторных шасси. При этом был создан комплекс двигателестроения для сельхозмашин по производству двигателей серий СМД, Д и ДТ. Литье производилось на крупнейшем Купянском литейном заводе, штампованные детали выпускал Лозовской кузнечно-механический завод, топливная аппаратура и турбокомпрессоры изготавливались в Чугуеве и Дергачах. На заводе "Серп и молот" производились дизели серии СМД мощностью 100-260 л.с., на ХЗТД - V-образные дизели серии Д мощностью 150-200 л.с. Дизели серии ДТ мощностью до 60 л.с. серийно производил ГП "Завод им.Малышева". Нигде в мире в свое время не было такого высокоорганизованного производства, способного выпускать до 1 тыс. двигателей в сутки.

Сейчас заводы "Серп и молот", ХЗТД, Чугуевский завод топливной аппаратуры, Купянский литейный, Харьковский завод пусковых двигателей и десятки других заводов прекратили работу или перепрофилировались. Все это время власти предлагали различные программы развития сельхозмашиностроения и сельхоздвигателестроения Харьковской области. Был реализован ряд инвестиционных проектов, в частности, по восстановлению производства двигателей СМД, организации  производства комбайнов "Обрій" на заводе им.Малышева, а также комбайнов "Енисей" на ООО "Украинско-российское предприятие "Лозовский комбайновый завод". Но они были приостановлены.