До полномасштабного вторжения строительная отрасль Украины работала на полную мощность. Крупные заводы экспортировали продукцию в 44 страны мира, иностранные титульные производители открывали производства в Украине, спрос превышал предложение. Сейчас производители продают лишь треть от довоенного уровня, более 300 крупных предприятий потеряно, а отрасль, которая должна была стать локомотивом восстановления, оказалась на грани выживания.
Харьков: в эпицентре разрушений
В Харькове за время полномасштабной войны повреждено около 12 тысяч зданий, из которых 70% - жилые. Только в 2024 году российские обстрелы разрушили более 2,6 тысячи домов. В 2024 году город обстреливали более 300 раз. В квартирах выбито почти 35 тысяч окон, в подъездах и местах общего пользования - еще более 12 тысяч. Разрушено остекление 4822 балконов, 781 крыша нуждалась в срочном ремонте.
За 2024 год в Харькове отремонтировали более 70 домов. На 2025 год запланировано восстановить еще 200.

Северная Салтовка, Харьков, весна 2025 года
Контрасты известной на весь мир Северной Салтовки с ее разрушениями и возрождениями - символ всей Украины: дома, почти отстроенные, стоят рядом с полностью разрушенными. Свежевыкрашенные фасады контрастируют с обгоревшими бетонными скелетами. Это визуализация главного парадокса украинского восстановления: оно происходит здесь и сейчас, но глобально - остается на паузе, пока не прекратятся обстрелы.
Цифры, которые говорят о кризисе
По состоянию на первое полугодие 2025 года объем выполненных строительных работ в Украине до 82 миллиардов гривен против 86 миллиардов за тот же период 2024 года. За январь-май 2025-го индекс выполненных строительных работ снизился на 7,5% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.
«В высокий сезон производители продают от 27 до 35% от довоенного уровня своих товаров, — рассказывает Константин Салий, председатель Союза производителей строительных материалов. — А когда низкий сезон, некоторые производители даже приостанавливают производство».
Для сравнения: в 2021 году, до начала полномасштабной войны, объем строительного рынка Украины составлял 258 миллиардов гривен (8 миллиардов евро). В 2022 году наблюдался катастрофический спад на 62%. В 2023-2024 годах постепенное восстановление с ростом 28% и 12% соответственно. Но даже в 2024 году объем рынка не достиг довоенных показателей и всего 200 миллиардов гривен (4,6 миллиарда евро).
Восток Украины: когда производство становится подвигом
Больше всего пострадали восточные регионы. По Киевской школы экономики, на востоке Украины по состоянию на начало 2024 года разрушено или повреждено 78 малых, средних и крупных частных предприятий, а также 348 госпредприятий.
Больше всего предприятий пострадало в Донецкой области - на нее почти половина общей суммы прямых убытков предприятий. Среди крупнейших потерь - "Азовстал", металлургический комбинат Ильича (оба — Мариуполь) и Авдеевский коксохимический завод. Также значительные потери зафиксированы в Харьковской, Луганской и Киевской областях.

Константин Салий, фото — Nadra.info
«В целом за время войны Украина потеряла более 300 крупных строительных предприятий - это и на захваченных территориях, и на тех, что подвергаются обстрелам, - уточняет Салий. - Это 10-15% всех производителей строительных материалов. Причем это без Крыма и без Донецка и Луганска, которые не учитывались».
Война к разрушению около 15% производственных мощностей строительных материалов по всей Украине, особенно в сегментах металлопроката и сухих гипсовых смесей.
География производства: куда сместились мощности
Война кардинально изменила географию строительного производства. Прифронтовые регионы наибольшее падение объемов строительства - до почти 90%, центральная часть - уменьшение до 70%, а на западе строительство выросло на 15%.
Если в 2021 году наибольший объем строительных работ приходился на Киев и Киевскую область, то в условиях военного положения лидерство перешло к западным регионам — Львовской, Ивано-Франковской, Закарпатской областям. По данным Львовской ОГА, Львовщина является лидером в Украине по количеству перемещенных предприятий. В область переехали 193 предприятия с территорий, где продолжаются активные боевые действия. Из них 115 уже полноценно возобновили работу.

Релоцированное из Харькова предприятие «Акваизол» построило завод в Ивано-Франковской области, фото - Калушский горсовет
Но по опыту Харькова релокация - не панацея. Его могут осуществить микропредприятия и средние - где-то до 75-100 человек. Более крупные предприятия не могут быть релоцированы: слишком велики их мощности. Где построить жилье для работников, как перевезти печи для производства? Вопросов значительно больше, чем ответов.
Три кризиса одной отрасли
Кризис людей: когда некому строить
В 2023-2024 годах строительной отрасли не хватало более 150 тысяч работников, а 30% компаний этот фактор главным ограничением для развития.
Средняя зарплата в строительстве за 2024 год выросла на 23% и достигла 24-25 тысяч гривен, при этом монтажники и главные инженеры получали 30-35 тысяч. В среднем с 2022 по 2024 годы зарплаты в строительной отрасли ежегодно росли на 20%.
Но повышение зарплат не решает проблему. В течение последних трех лет дефицит рабочих специальностей только усиливается: поиск специалистов на отдельные позиции может длиться до шести месяцев.
«Дефицит кадров связан с миграцией и мобилизацией, - объясняет Константин Салий. - Мы считаем, что в государстве во время войны нет неважных отраслей промышленности, но производители строительных материалов не могут получить нормальную бронь. Бывают случаи, когда на завод набирают новую бригаду, ее учат работать на оборудовании, а через две недели ТЦК получает всю информацию и мобилизует ее».
По данным BDO, во втором квартале 2024 года 54% опрошенных строительных компаний текущий объем заказов как недостаточный. Среди основных факторов, которые негативно влияют на количество работников на строительных площадках, респонденты единодушно называли мобилизацию.
Как результат — отрасль спасается тем, что пытается вернуть пенсионеров, которые еще могут что-то делать. Сегодня строительные компании активно привлекают женщин и людей старшего возраста для выполнения работ, не требующих значительной физической нагрузки: инженеры, прорабы, операторы строительной техники, водители, сварщики.
«Отсутствие молодежи, которая хочет идти на заводы, - это большая проблема, - говорит Салий. - Молодежь хочет ехать учиться в Польшу, в Чехию и работать там. У нас образуются кадровые ножницы, нет притока нового производственного поколения, нет преемственности кадров».
Кадровый голод стимулирует украинские компании даже рассматривать возможность привлечения специалистов строительных специальностей из стран Азии.
Кризис материалов: когда нет заводов
Наибольший дефицит сейчас - строительное стекло.
«Украина вообще потеряла производство стекла, - констатирует Салий. - Это произошло «благодаря» политике россиян, которые различными способами скупали производство стекла, закрывали и резали украинские заводы. Последний завод был потерян после оккупации Лисичанска. Теперь мы полностью зависим от импорта».
На украинском рынке стекло уже называют «новой солью» - настолько острым является его дефицит.
«В Украине есть много производителей окон, но стекло они не производят. Очевидно, его будут завозить из западных стран», - констатировал еще в 2022 году эксперт Александр Даниленко.
Сейчас появляется информация о строительстве двух заводов по производству стекла - в Киевской и Житомирской областях.
«Те, кто строят эти заводы, проводят какие-то конференции, но они не хотят контактировать с профильными союзами, не хотят показывать, какое оборудование они будут применять, - говорит Салий. - Непонятно, как они будут сертифицировать свою продукцию. Поэтому пока мы не можем серьезно относиться к этим заявлениям».
Вторая критическая позиция — арматура. «Азовсталь» потеряна. Сейчас украинские металлисты открывают определенные смежные производства в Евросоюзе, и эта арматура позиционируется как украинская, хотя производится физически уже там.

Разрушенная «Азовсталь», фото — Reuters
По данным аналитиков, в первой половине 2025 года внутреннее потребление стали выросло на 22,6%, достигнув 2,81 миллиона тонн. Наибольший спрос — на горячекатаный листовой прокат (+60%) и арматуру (+45%). Однако ключевая уязвимость - высокая доля импорта, которая составляет около 37% общего потребления.
«Металлическая арматура уже в дефиците, хотя никто ее не берет массово, - говорит Салий. - Сейчас поднимают голову новые производители композитной арматуры. Она делается из пластика, из стекла, из базальта. Но там есть определенные вопросы относительно ее поведения во время пожаров в жилых домах».
Частично потеряно также производство гипса. Knauf продолжает работать на украинских месторождениях, но утрачено производство компании в Соледаре, которое было основным поставщиком гипсовых смесей. По оценкам компании АИМ, прогнозируемые общие потери рынка сухих строительных смесей составляют 60% объемов 2021 года.
На рынке также исчез шифер - Украина запретила использование асбеста в 2022-23 году. Сейчас только в Ивано-Франковске есть завод, который производит безасбестовый аналог. Эксперт говорит, что этого производителя буквально заваливают заказами.
Финансовый кризис: когда товарный кредит стал невозможным
Если раньше крупные строительные корпорации брали товарный кредит с отсрочкой платежа на три-шесть-семь месяцев, то сейчас происходит продажа по факту.
«Машина может заехать на территорию завода, только если есть подтверждение оплаты, - иначе никто не выпустит ее с товаром, - объясняет Салий. - Поэтому сейчас каждый производитель ориентируется не на фьючерсные контракты, а на то, сколько ему конкретно сегодня прошло денег».
Это привело к тому, что производители не могут планировать производство наперед, не могут набирать запасы сырья, не могут развиваться. Взять кредит практически невозможно - проценты высокие, а банки не дают кредитов без залога. «Какой залог может быть у разбомбленного завода?» - риторически спрашивает Салий.

Разрушенный Волчанский агрегатный завод, Харьковская область; фото — скриншот из видео ГУР
За три года полномасштабного вторжения себестоимость строительства в Украине в гривнах на 70%. При этом только за 2024 год стоимость строительных материалов и услуг возросла примерно на 24%.
Но поднять цены на продукцию производители не могут.
«Если вы производите мешок смеси стоимостью 200 гривен, вы не сможете его продать за 2000, потому что его никто не купит, — говорит Салий. — Сейчас все сдерживается ценовой возможностью нашего потребителя».
Кто спас отрасль в 2022-м
Наиболее кризисный момент отрасль пережила в 2022 году, когда на три месяца остановилось все строительство.
«Нас спас украинский потребитель, который после первых контрнаступлений поверил в победу и начал делать ремонты, — говорит Салий. — Люди снова пошли в малые, средние и микропредприятия и начали покупать цемент, бетон, смеси, кровельные материалы, декор. Именно мелкие украинские потребители удержали отрасль в 22-м».
Сейчас несколько активизировалось жилищное строительство в западной части Украины и Киевской области. Программа «єОселя» тоже демонстрирует динамику: по данным Кабмина, в 2024 году через нее было выдано ипотечных кредитов на сумму 14,6 миллиарда гривен, что на 66% больше, чем в 2023 году. На 2025 год запланировано финансирование в размере 18 миллиардов гривен.
За первое полугодие 2024 года, по данным Госстата, объем выполненных строительных работ в Украине вырос на 37,1% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года, достигнув 82,44 миллиарда гривен. Положительная динамика наблюдалась во всех сегментах: инженерные сооружения — рост на 46,1%, нежилое строительство — на 31,6%, жилищное строительство — на 16,8%.
Но в 2025 году тренд изменился: за первое полугодие объем сократился до 82 миллиардов против 86 миллиардов за тот же период 2024-го.
Восстановление, которое не вытягивает отрасль
«Проекты по восстановлению, которые есть на востоке Украины, в целом отрасль не вытягивают, — констатирует председатель Союза производителей стройматериалов. — На востоке многие предприятия под обстрелами, они не могут физически работать. "Живые" производства — это преимущественно Центральная и Западная Украина».
Активное восстановление инфраструктуры продолжается также в других регионах. Но эти цифры не решают системной проблемы отрасли.
«Материалов в целом хватает, - говорит Салий. - Но мы не можем восстановить довоенные объемы. Не можем физически. Во-первых, потому что никто ничего не продает в долг - продают только по факту. А во-вторых, конечно, строители не хотят работать под обстрелами. Под обстрелами можно не довезти бетон, он застынет, и все - оборудование испорчено. Очень много таких проблем, которые останавливают развитие строительства».
Эксперты убеждены: пока не будет прекращения боевых действий - не будет и никаких крупных проектов или действительно крупных инвесторов или доноров.
Харьков: экономический патриотизм под обстрелами
«Харьков и его руководство проявляют экономический патриотизм, пытаются быстро восстанавливать все, что повреждено, и создавать людям условия для жизни», - говорит Салий.
В октябре 2024 года городской совет определил победителя архитектурного конкурса на восстановление Северной Салтовки - района, который называют «районом-призраком» из-за масштабных разрушений. Городской голова Игорь Терехов отметил, что этот конкурс - «не только восстановление. Это уникальная возможность создать новый Харьков — идеальный город будущего, который станет символом безопасности, комфорта и современных стандартов жизни».

Северная Салтовка, Харьков, весна 2025 года
Однако реальность сложнее концепций, и основная причина этого - то, что война продолжается.
Украинский строительный рынок 2025 года - это парадокс. С одной стороны, страна нуждается в масштабном восстановлении: по данным Киевской школы экономики, прямые убытки от разрушений оцениваются в 58,9 миллиарда долларов.
С другой стороны, отрасль демонстрирует признаки сокращения и сталкивается с рядом системных кризисов. По данным исследования UNDP, больше всего от полномасштабной войны именно сектор строительства. Большинство компаний сообщили об убытках до 100 тысяч долларов США.
Отрасль, которая должна была стать локомотивом восстановления Украины, оказалась на стадии выживания. И главный вопрос не в том, сможет ли она пережить войну, а в том, сможет ли она после войны пережить мир, когда спрос на строительные материалы вырастет в разы, а производственных мощностей, рабочих рук и финансовых возможностей не хватит даже на текущие нужды.
Двенадцать тысяч поврежденных зданий в Харькове ждут восстановления. Сотни тысяч украинцев ждут жилья. А строительная отрасль ждет не только мира, но и системных решений, которые позволят ей стать тем, чем она должна быть, - локомотивом восстановления страны.
Эта публикация была подготовлена в рамках проекта «Усиление устойчивости украинских медиа», который реализуется Фондом Ирондель (Швейцария) и IRMI, Институтом региональной прессы и информации (Украина). Финансируется Фондом «Швейцарская солидарность» (Swiss Solidarity). Высказанные мнения являются исключительно мнениями авторов и не обязательно отражают позицию ФОНДА ИРОНДЕЛЬ или IRMI.






