дорога, протест, трасса

Блокирование движения транспорта по городским и пригородным магистралям в последние два месяца стало одной из самых популярных форм протеста в различных городах Украины.

С начала года граждане протестовали на дорогах по самым разнообразным поводам.

Блокировка трасс по-украински

Харьков

1 марта в Харькове рабочие завода "Электротяжмаш" перекрыли Московский проспект в районе станции метро "Индустриальная". Участники акции требовали погасить долги по заработной плате. Работяги утверждали, что уже три месяца не видели денег от работодателей.

Акция была не очень масштабной – на 200 человек. Но и этого количества хватило, чтобы заблокировать одну из главных транспортных артерий полуторамиллионного мегаполиса.

Харьковская область

С начала января, после резкого повышения тарифов на газ ,некоторые регионы страны накрыла волна протестного движения. Зачастую креатива протестующих хватало лишь на то, чтобы блокировать транспортное движение.

15 января 2021-го в Харьковской области граждане перекрыли трассу Харьков – Симферополь, протестуя против повышения тарифов на газ.

13 февраля жители села Пересечное Дергачевского района перекрывали дорогу на Сумы - тоже в знак протеста против роста газовых тарифов. Демарш был не очень размашистым: перекрывать дорогу вышли около 30-ти человек.

С протестами на ту же тематику выходили жители Песочина, Мерефы, Волчанского, Змиевского, Балаклейского, Харьковского, Валковского, Красноградского и Лозовского районов области.

Киев

В столичном Киеве перекрытие улиц – одна из любимых протестных забав. Незаконная стройка, законная, но-нам-не-нравится-стройка, отключили воду, свет, отопление – жители столицы тянутся поближе к проезжей части.

В городских условиях протестующие применяют тактическую хитрость, безостановочно пересекая проезжую часть по "зебре". Формально - трасса не перекрыта, но движение заблокировано.

Как правило, акции, связанные с перекрытием движения, не продолжительные. Протестующим не удается настоять на выполнении своих требований.

Блокада Донбасса

В новейшей истории страны, пожалуй, лишь однажды протестующие, перекрывшие транспортные пути, добились желанного.

Железнодорожная блокада Донбасса в феврале 2017-го продемонстрировала, что блокировать ЖД-сообщение можно совершенно безнаказанно, а правительство готово идти на уступки некоторым категориям протестующих, способных на применение транспортного шантажа.

Протестующие требовали полностью запретить легальную торговлю с так называемым ОРДЛО. Кабмин выполнил данное требование.

А как у них?

За рубежом накал страстей ничуть не ниже. Наиболее распространенными формами обострения протестов являются уличные беспорядки и попытки захвата административных зданий. Но и такой инструмент, как перекрытие транспортных артерий, также присутствовал в арсенале участников протестных движений. Правда, правоохранители иногда действуют в ответ достаточно жестко.

Приведем лишь несколько примеров из сотен подобных.

США

В сентябре 2014 года более 30 человек были задержаны вблизи американского города Фергюсон (штат Миссури) за попытку перекрытия федеральной трассы. Участники акции протестовали против отказа губернатора штата Джея Никсона назначить специального прокурора для расследования обстоятельств гибели 18-летнего Майкла Брауна, застреленного в городе полицейским 9 августа.

Испания

Yes

1 октября 2018 года, в годовщину референдума по вопросу независимости, в Каталонии протестующие начали блокировать автомагистрали и железнодорожные пути. Напомним, что в данном крае прошло не санкционированное центральными испанскими властями голосование, в результате которого большинство жителей Каталонии высказались за провозглашение независимости от Испании.

В городе Жирона сотни человек перекрыли скоростную железную дорогу. В городах Льейда и Барселона была заблокирована трасса AP-7 — главная автомагистраль, ведущая из восточной Каталонии во Францию.

Канада

В середине февраля 2020 года в Канаде индейцы племени ветсуветен из провинции Британская Колумбия выступили против строительства на своей территории трубопровода. Индейцы тиендинага-могавк в знак солидарности с племенем ветсуветен заблокировали железнодорожное сообщение между Торонто, Оттавой и Монреалем. Также индейцы перекрыли единственную железнодорожную ветку, соединяющую запад и восток страны.

Убытки от остановки грузоперевозок составили несколько десятков миллионов долларов.

Гонконг

Восток и запад – вместе. В июле 2019 года сотни гонконгских демонстрантов заблокировали железнодорожное сообщение.

Поводом к протестам было предложение принять закон об экстрадиции, который позволял бы выдавать правонарушителей, которые находились на территории Гонконга, центральным властям Китая. По версии протестующих, это нарушало права человека и подрывало автономию Гонконга. Протесты начались в июне 2019-го и продолжаются до сих пор, хотя руководство Гонконга отказалось от предложенного законопроекта.

Польша

В феврале 2020 года в Польше шахтеры перекрыли железную дорогу. Они протестуют против поставок угля из России. Около 300 членов горнодобывающих профсоюзов заблокировали железнодорожные пути у перевалочного терминала в Славкове в Силезском воеводстве Польши.

Поставки дешевого угля из РФ лишали работы польских шахтеров.

Протесты оказались успешными. Власти Польши заявли об ограничении поставок угля не только из России, ни и из США и других стран.

Психология протеста

Один из главных вопросов водителей, машинистов и пассажиров: "А зачем вы трассы перекрываете? Вы делаете хуже не чиновникам, а простым людям…"

С одной стороны, логика замечания очевидна. С другой - деструктивизм протестующих не лишен объяснений. В условиях либерально-буржуазной демократии протестующие могут простоять с плакатами хоть целый год, не будучи замеченными ни властями, ни средствами массовой информации.

Известный американский пацифист доктор Хайдер просидел в одиночном пикете у стен Белого дома 218 дней. Он требовал от администрации Рональда Рейгана прекратить гонку вооружений и отказаться от использования ядерного оружия. Пикет имел минимальный резонанс и был проигнорирован властями. Самый большой успех этой акции – статья в Википедии.

Радикализм, граничащий с нарушением закона, способен, как минимум, привлечь внимание СМИ. Перекрытие доступа чиновников в административные здания во многих случаях (в зависимости от консистенции протестной массы) наверняка встретило бы жесткий отпор со стороны правоохранителей. При блокировании трасс силовые решения в Украине, как правило, не применяются. У властей всегда остается надежда, что ситуация в краткосрочной перспективе рассосется сама собой.

Что говорит закон?

Перекрытие дорог – занятие небезобидное и действующим законодательством отнюдь не поощряемое. В Уголовном кодексе Украины предусмотрены достаточно жесткие виды наказания за подобные противоправные деяния.

Статья 279. Блокирование транспортных коммуникаций, а также захват транспортного предприятия

1. Блокирование транспортных коммуникаций путем устройства препятствий, отключения энергоснабжения или другим способом, которое нарушило нормальную работу транспорта или создавало опасность для жизни людей или наступления иных тяжких последствий, - наказывается штрафом до пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан (от 850 грн. - SQ), или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет.

То есть, с точки зрения законодательства, выход на трассу и блокирование движения транспорта уже может рассматриваться как уголовное деяние.

С точки зрения закона блокировкой признается совершение препятствий деятельности транспортных коммуникаций - а именно устройство завалов, ям, насыпей, установление постов и другие способы (выключение сигнализации, электроэнергии и прочее). При желании толпу на дороге вполне можно квалифицировать как "противоправное деяние", предусмотренное статьей 279, особенно - при наступлении тяжких последствий, например, если в карете скорой помощи погибнет пациент, которого не смогут экстренно доставить в больницу из-за пробки, или бойцы ГСЧС не успеют спасти людей во время пожара. 

В случае, если блокировка трасс повлекла гибель людей или иные тяжкие последствия, наказание значительно ужесточается: за это грозит от пяти до двенадцати лет лишения свободы.