В среду, 2 июня, в Харьковском национальном университете имени Каразина состоится второй тур выборов ректора. О том, какими качествами должен обладать ректор, какие проблемы есть у Каразинского университета и какие могут быть пути их решения, - в интервью кандидата в ректоры ХНУ имени Каразина, декана юридического факультета, профессора Татьяны Кагановской.

- Почему вы приняли решение баллотироваться в ректоры?

- Чтобы университет и дальше развивался. Без потрясений, эволюционно. Мне кажется, что мы на правильном пути, поэтому важна преемственность. Сейчас среди кандидатов на пост ректора – четыре декана. Все работали в одной команде. Я немного утрирую, но кто-то вдруг стал оппозиционером ко всему, что происходило все эти годы в университете, кто-то хотел, как лучше, но молчал.

Лично я – за преемственность. Революций и потрясений университету не надо, нужна стратегия, развитие, поиск точек роста, чтобы сохранить и развивать Каразинский университет как мощный центр науки, образования и просвещения.

Решение Виля Савбановича Бакирова уйти с должности ректора для всех стало полной неожиданностью. Были уверены, что он будет возглавлять университет до завершения своей ректорской каденции. И в коллективе университета была уверенность, что все идет своим чередом, есть стабильное развитие, хотя времена очень непростые. Поверьте, мы в университете знаем, что для того, чтобы быть успешными, а не стоять на месте, надо не просто идти вперед, надо бежать со всех ног. Потому что и конкуренция высокая, и вызовов предостаточно.

Не хочу допустить потрясений для университета, хотела бы дальше работать в команде с Вилем Савбановичем, который остается главой ученого совета университета. Уверена, что будет помогать мудрыми советами где бы он не был.

Очень хочу сохранить в университете ту настроенность на развитие, удивительный командный дух, те наработки, которые есть, которые позволяют нам седьмой год подряд быть единственным украинским университетом, который входит в ТОП-500 ведущих университетов мира по версии авторитетного международного рейтинга QS. Есть проблемы, их много, однако есть и пути их решения. Есть вызовы, их еще больше, но мы готовы на них отвечать достойно. Это работа ректора, администрации, работа университетского коллектива.

- Назовите, пожалуйста, ключевые проблемы ХНУ и пути их решения.

- Проблем много. Но я рассматриваю их лишь как фронт работ.

Безусловно, пандемия стала сложным вызовом для всей системы образования. Не только в Украине. Мы оказались в условиях дистанционного взаимодействия. Хорошо, что освоение необходимых технологий видеоконференций, платформ для дистанционного образования, банков данных пошло семимильными шагами. Однако все это позитивно, когда речь идет о лекциях! Но что делать с практической составляющей, когда речь идет о подготовке медиков, о лабораторных опытах у биологов, физиков, химиков? Кроме того, оказывается, что университет – это ретрансляция знаний, это общение со своими коллегами по группе, это общение с преподавателями. Мы начинаем осознавать ценность такого общения.

Вместе с тем, надеюсь, что уже в ближайшем времени удастся вернуться к привычной форме обучения - по крайней мере, с 1 сентября мы уже будем встречаться в аудиториях университета. Если не на потоковые лекции, то хотя бы для семинарских и практических занятий в малых группах - точно. Мне кажется, что стоит отказаться от практики императивного запрета на посещение высшего учебного заведения, за которое государством предусмотрена ответственность.

Еще один важный аспект – дебюрократизация. К счастью, возможны технологические решения, которые, правда, требуют и того, чтобы эти новшества были одобрены, приняты, стали повседневностью. Для этого они должны быть удобными и практичными. Это вопрос разумной реализации и инвестиций в современное управление.

Кроме того, мне кажется, что стоит провести аудит нормативных актов, отказаться от таких, которые незаслуженно усложняют жизнь университетской корпорации. Много переходных норм, очень много правовых коллизий, многие вещи еще предстоит разумно урегулировать так, чтобы стало не хуже, а проще и понятнее. Я уверена, что, реализовывая идею автономии университета, мы способны сами разобраться в хитросплетении законодательства, не ожидая подсказок или указаний из министерства, что мы способны сами грамотно выстроить свою деятельность в академических, организационных, финансовых вопросах.  

Важнейшая проблема, которая нависла над украинскими университетами как Дамоклов меч, – это старение кадров. В ближайшие годы ключевой задачей будет создание преемственности кадров, поддержки сложившихся научных школ и традиций, которые годами создавались в университете и могут быть своего рода "точками роста". Не сохраним кадровый потенциал – беда. Не только для университетов, но и для украинского общества. И путь решения проблемы и прост, и сложен – мотивация. Если не найдем инструменты мотивации для молодежи – задача не решаемая.

Для университета, который не стоит на месте, а развивается, есть такая проблема – общежития. В наших университетских общежитиях проживает около 5000 студентов. Университет растет, арендуем места в общежитиях других высших учебных заведений Харькова, где они простаивают. Университет нуждается в новых общежитиях, в том числе для иностранных студентов, и реконструкции существующих, так как они не новые, с историей. Студент может учиться только тогда, когда для него созданы необходимые условия - в том числе, и для проживания. Выход прост: сложный, но правильный путь - планово внедрять программы комплексного ремонта общежитий.

Ещё один вопрос – спорткомплекс. В университете он есть, но требует значительных инвестиций. Вопрос о сотнях миллионов гривен, чтобы его превратить в такой объект, которым университет мог бы продуктивно пользоваться и в интересах студентов, и в интересах города.

Университет начал реализацию проекта современной медицинской университетской клиники. Перспективная тема с точки зрения научных исследований, с точки зрения подготовки студентов и последипломного образования уже практикующих врачей. Мы получили здание под этот проект, теперь вопрос в его реконструкции и наполнении содержанием.

- Какова стратегия развития ХНУ и ее главные приоритеты?

- В университете стараниями группы университетских экспертов разработана и запущена Стратегия развития университета на 2019-2025 года. Стратегия достаточно амбициозная, с необходимыми критериями и индикаторами выполнения. В целом, 40 проектов стратегии учитывают все ключевые аспекты. Безусловно, она требует коррекции, так как запускалась до пандемии. Ее выполнение требует улучшения нормативного регулирования университетской жизни, инвестиций и воли, когда потребуется расставить приоритеты.

Я не буду разворачивать университет в какую-то другую сторону. Моя программа корреспондируется со Стратегией развития. С ней можно ознакомиться на сайте университета, так как это достаточно объемный документ. Вместе с тем, я все же акцент делаю на университетских людях и тех направлениях, которые в университете уже или могут стать прорывными.

Университет – это, конечно же, и об инфраструктуре, без которой нет комфортной среды для работы и жизни. И о научном оборудовании, без которого сложно обеспечивать продуктивную научную деятельность, особенно для физиков, химиков, биологов, экологов, медиков. И об образовании через приобщение к научной и практической деятельности. И о международной деятельности и тех широких возможностях, которые такая деятельность раскрывает. Но университет – это, прежде всего, студенты и аспиранты, преподаватели и ученые, лаборанты и инженеры. Это 25-тысячная корпорация, которую нужно и можно ориентировать на развитие. Вопрос в правильной мотивации. Это первоочередное.

Нам важно сохранить все хорошие наработки, которые есть в университете, ведь Каразинский университет - один из лидеров в Украине по количеству привлекаемых средств на научные исследования. Важно, что университет активно сотрудничает с институтами Национальной академии наук Украины. Хотелось бы, чтоб значительно более активно работал с международными донорами и партнерами, ведь за этим мощный нереализованный потенциал. Тем не менее, университет входит в число лидеров по количеству публикаций наших ученых в ведущих наукометрических базах, таких как Scopus и Web of Science. Возможно, хотелось бы в разы больше, но стоит пересчитать количество затраченных средств и сопоставить с результативностью – и мы поймем, что университетские ученые большие молодцы. Много проблем, но и голову пеплом посыпать не стоит.

Уверенно можно говорить, что университет – предприятие, которое успешно работает на экспорт. Аллегорически, но тем не менее – мы поставляем свою продукцию в более чем 60 стран мира. У нас учиться более 4000 иностранных студентов. Сегодня университет уже сам может создавать филиалы за рубежом. Рекрутинг студентов для филиалов университета и преподавание в них - привлечение средств в развитие университета, а для преподавателей это дополнительный заработок. Создание филиалом университета за рубежом позволит выйти на новые ниши на рынках образовательных услуг в Азии и Африки.

Еще один аспект – идет естественный процесс укрупнения университетов. В Украине под три сотни высших учебных заведений. Еще пять-семь лет, и процесс укрупнения станет необратимым. Выживут лучшие и сильнейшие. Сейчас университет интегрирует два высших учебных заведения, которые по праву могут быть серьезным усилением для нас, – Банковский институт и Институт государственного управления.

Мне кажется, что университет всегда служил оплотом критического мышления и центром притяжения людей творческих и одаренных. Он таким и должен оставаться. Здесь должно быть самое авангардное искусство, звучать самые интересные идеи и концепции, передовые спикеры, которые смогут прокачать как действующих студентов, так и будущих.

- Какие дополнительные источники финансирования университета может найти ректор?

- Проблема поисков источников финансирования университета – работа командная. Один ректор с такими задачами не справится. Но понимать, что это приоритетный вопрос в работе ректора – я отлично понимаю.

К примеру, существует проблема коммерциализации результатов научных исследований.  Начинать стоит с юридического сопровождения научной деятельности, обеспечения авторских прав и защиты интеллектуальной собственности собственных разработок университета. Для этого необходимо искать успешные модели и практики, но, что самое важное, стимулы и мотивации. Почему бы не освободить ученых от опеки администрации, распространив практики осуществления хозрасчетных научных исследований на основании гражданско-правовых договоров? Подразделение, которое привлекают деньги в исследования, должно иметь возможность получить значительную часть из них для собственных нужд – справедливые пропорции будем определять совместно. В целом же, важный вопрос – упрощение администрирования "финансов на науку" в университете. Чтобы как можно больше времени оставалось на научные исследования, как можно меньше сил уходило на организационные и бухгалтерские дела.

Необходимо больше внимания уделять целевым международным программам (безопасности, экологических, энергосберегающих и т.д.), поиску грантов, краудфандинговых программ, благотворительности. Не стоит отказываться и от возможностей государства. В Украине реформируется направление финансирования науки, но Национальный фонд исследований может финансировать многие научные проекты - университет сегодня в конкурсах на их получение достойно смотрится, регулярно получая поддержку. Темпы, безусловно, необходимо наращивать, подходя к диверсификации источников финансирования научной базы более системно и масштабно.

Такое же перспективное направление - привлечение иностранных студентов. Не только на медицинские специальности, а на физико-математические специальности, экологию, биологию и биотехнологии, в сферу IT. Для этого надо поработать, сами они не придут, самоходом. Но потенциал же есть.

Стоит говорить о развертывании полномасштабной программы Life Long Learning — обучении в течение всей жизни. В университете есть для этого все необходимое: профессиональные кадры, аудитории, образовательный продукт. Мы могли бы предоставить серьезный пакет для всех чиновников, педагогов, менеджеров, etc — курсовую подготовку.

Когда мы говорим о финансировании, мы должны также понимать, где мы можем экономить. А это энергосберегающие программы, это переход к разумной системе управления на основе современных информационных технологий и т.д.

- Каким должен быть ректор ХНУ? Перечислите его главные качества?

- Настроенным на развитие. Стрессоустойчивым и конструктивным. Лидером, способным собрать вокруг себя визионеров.

Уверена, что ректором университета должен быть не просто хороший ученый, а человек, который разбирается в тонкостях нашего непростого законодательства. И перед глазами пример – 22 года университетом руководит академик Виль Бакиров. Ученый-социолог, который тонко понимает особенности общественных процессов. И, вместе с тем, он юрист по базовому образованию, который продемонстрировал как сделать так, чтобы коллизии законодательства не стали препятствием на пути к развитию университета.

- Собираетесь ли контролировать выборы и процесс подсчета голосов?

К сожалению, выборы вызвали нездоровый ажиотаж и накал страстей. Ожидала, что будет задан определенный стандарт, ведь в университете учатся студенты, которым очень важно показать, что такое настоящие демократические стандарты, которые, прежде всего, в исповедуемых ценностях.

Я не ожидала, что окажусь под прицелом нескольких планомерных кампаний по дискредитации. В некоторых аспектах, далёких от джентельменских правил или законов университетских дебатов.

Потому лучше перепроверю, чтобы все прошло демократично и строго по закону. Тем более, по профессии я юрист, потому хотела бы, чтобы все было справедливо.

- Расскажите об обстоятельствах создания юридического факультета: кто был инициатором, как вы стали деканом, как формировали коллектив и т.д.?

- Инициатором воссоздания в нашем университете юридического факультета был ректор, академик В.С. Бакиров. Я понимаю его стремление, ведь Харьковский университет заслужено славился своими учеными-правоведами. В 1920-1930-х годах юридический факультет откололи от университета и создали отдельное высшее учебное заведение. Концептуально же классический университет без юридического факультета, без философского, без медицинского, без многих других факультетов – явно не завершенный в своей изначальной идее.

Создавать, даже воссоздавать юридический факультет университета в городе, в котором функционирует штаб-квартира Национальной академии правовых наук, где существует мощная юридическая академия, университет внутренних дел – задача нетривиальная. Необходимо было крепко постараться.

После позитивного кейса с медицинским факультетом и приобретением университетом учебного корпуса на площади Свободы - бывшего здания военной академии имени Л. А. Говорова - настала очередь и юридического факультета.

В 2001 году была создана кафедра правоведения в рамках философского факультета, где я была одним кандидатом юридических наук на весь университет. Удалось открыть набор на уровне младшего специалиста, первый набор – 34 студента. Весной 2004 года были также открыты кафедра уголовно-правовых дисциплин и кафедра гражданско-правовых дисциплин. Тогда же официально создали и юридический факультет, учитывая, что количество студентов достигло 200 человек. Сначала была исполняющей обязанности декана на стадии создания факультета, потом избрали уже деканом.

С 2004 года прошло уже достаточно лет. Сейчас юридический факультет – это более 900 студентов, пять кафедр и юридическая клиника, в составе которых – более 70 преподавателей, из них 20 докторов наук, 49 кандидатов наук и три Заслуженных юриста Украины. Работают спецсоветы по защите диссертаций, в том числе докторских. В общем, есть что вспомнить, есть чем гордиться.

- Поддерживаете ли отношения с генпрокурором Венедиктовой? Если да, то насколько близкие?

- Ирина Валентиновна была у истоков создания факультета. Пришла доцентом, со временем стала профессором и заведующей кафедрой на юридическом факультете, которым я руковожу как декан. Безусловно, мы дружим, общаемся и поддерживаем отношения. График у нее напряженный, лишний раз не поговоришь даже по телефону.

Для меня важно, что наши выпускники и коллеги находят достойные места для реализации своих умений и знаний. Надеюсь, что выпускники и мои коллеги и в дальнейшем будут занимать высокие государственные должности – министров, депутатов, прокуроров, адвокатов, судей – везде, где требуются квалифицированные юристы. Для факультета - это знак качества образования и науки в сфере юриспруденции.