Футбольная политика, идеологическая драка и &quote;Горэлектротранс&quote; в тупике

Футбол в нашей стране сейчас не обходится без политики, а с приближением Евро-2012 околофутбольная политика приобрела еще и международный характер. Поэтому главным событием прошлой недели, безусловно, стало открытие после реконструкции харьковского стадиона "Металлист".

5 декабря, в день открытия "Металлиста", в Харькове, что называется, были все - Виктор Ющенко, Виктор Янукович и Юлия Тимошенко. Каждый из высоких гостей попытался совместить приятное с полезным: раз уж кандидат в президенты едет в крупный областной центр, то грех не воспользоваться визитом для повышения рейтинга даже в том случае, если повышать, собственно, нечего.

Президент Виктор Ющенко не удивил и посетил место, которое посещает почти в каждый свой визит, - Дворец студентов Национальной юридической академии. Ющенко поучаствовал во всеукраинских муниципальных слушаниях "Конституционные основы организации местной власти" и сообщил, что через несколько дней в Верховную Раду будет внесен законопроект о выборах в местные органы самоуправления, которым предлагается вернуть мажоритарную систему.

Лидер Партии регионов Виктор Янукович   пообещал не законопроект, а памятник - воину-освободителю на границе Украины, Беларуси и России. Янукович посетил Чугуев, где возложил цветы к Мемориалу Славы, памятнику погибшим афганцам и чернобыльцам, и успел на прямой эфир на ОТБ.

Премьер-министр Юлия Тимошенко посетила харьковский "Турбоатом", где тоже обещала: по ее словам, правительство выступит гарантом кредита для модернизации ОАО "Турбоатом". Кредит может составить около 100 млн.грн.

Открытие стадиона прошло на высоком идейно-художественном уровне с положенными в таких случаях речами и награждениями. Праздник подпортил только футбольный клуб "Металлист", который в этот день проиграл со счетом 0:1 киевской "Оболони" - команде, находящейся гораздо ниже "Металлиста" в турнирной таблице.

Украина активно стремится в Европу, но пока до нас доходят по большей части негативные явления, характерные для многих европейских стран. Одно из них – драки и погромы, которые периодически устраивают ультраправые.

В прошлую субботу, 28 ноября, в районе станции метро "Проспект Гагарина" произошла массовая драка между представителями ультраправых и антифашистских организаций. Развлекалась не в меру активная молодежь с помощью цепей, арматуры и холодного оружия. Несколько пострадавших с обеих сторон попали в больницы. Драка произошла после концерта, посвященного памяти погибших антифашистов. Украинские националисты в "мероприятии" замечены не были. Поначалу в СМИ прошла информация об участии в драке представителей организации "Патриот Украины", но ее руководители факт участия своих адептов в избиении антифашистов опровергли. Дрались между собой "скины" и представители т.н. "Антифы", т.е. люди с твердыми убеждениями, но к большой политике отношения не имеющие.

Милиция возбудила по факту драки уголовное дело по ч.2 ст. 296 Уголовного кодекса Украины - хулиганство, совершенное группой лиц. По информации нашего информагентства, пострадали преимущественно антифашисты. По данным правоохранителей, никто из них в милицию не обратился. Возможно, представители молодежной организации "Антифа" решили разобраться с ультраправыми своими методами. Можно не гадать, что это будут за методы. Уж чего-чего, а цепей и арматуры в нашем городе некогда промышленной славы хватит на всех. Так что культурный диалог харьковских ультра, скорее всего, будет продолжен.

Ситуация на заводе Шевченко продолжает обостряться. Напомним, на это предприятие был назначен управляющий санацией. Это решение суда оспорило Министерство промышленной политики, против попытки обанкротить завод выступил и харьковский губернатор. На этой неделе в конфликт вмешалась прокуратура, возбудив уголовное дело по факту присвоения и растраты имущества на ГП "Харьковский приборостроительный завод им. Шевченко". Дело возбуждено по ч. 5 ст. 191 Уголовного кодекса.

Несмотря на внимание прокуратуры к предприятию, санатор делает свое дело. По информации профкома завода, в ходе санации планируется сократить примерно 1200 человек, оставив работать на предприятии лишь 800 сотрудников. Заводской профсоюз с таким положением дел категорически не согласен. В профкоме завода им. Шевченко заявили, что по закону без согласования с профсоюзами можно сократить не более 4% персонала завода в год. Профком обратился с протестом против действий санатора в прокуратуру Харьковской обл., Харьковскую облгосадминистрацию и облсовет, а также к будущему президенту. Чтобы не прогадать, профком направил послания сразу четырем кандидатам: Сергею Тигипко, Арсению Яценюку, Виктору Януковичу и Юлии Тимошенко.

Но вряд ли обращение к будущему президенту поможет решить проблемы завода. Санацию назначил суд, судебная власть у нас почти независима от всех остальных ветвей власти, в том числе президента, а значит – количество рычагов влияния на ситуацию вокруг завода Шевченко довольно ограничено. Да и сделать, похоже, ничего нельзя - разве что государственными деньгами рассчитаться с кредиторами. Однако председатель Харьковской облгосадминистрации Арсен Аваков уже высказывал сомнения в законности долгов завода, да и прокуратура уголовное дело возбудила не зря, поэтому рассчитываться с кредиторами государственными средствами никто не будет. А значит, кредиторы и дальше будут пытаться добиться от завода удовлетворения своих требований через судебные инстанции, а завод будет агонизировать, постанывая иногда заявлениями профкома.

На этой неделе Министерство по вопросам ЖКХ прислало на имя мэра Харькова письмо: Кабмин отказался увеличить субвенцию на компенсацию перевозки льготников в городском электротранспорте. Причем не просто отказался, а обосновал свой отказ - в письме было сказано: "В расчетах к закону о госбюджете расходы на льготный проезд учитываются ежегодно, исходя из финансовых ресурсов государства, и распределяются между местными бюджетами по единой для всех регионов методике. В 2009 г. местные бюджеты Харьковской области должны получить 79,9 млн.грн. субвенции на предоставление льгот. По информации Минфина, по состоянию на 1 ноября в Харьковскую область из этой суммы  перечислено 63,5 млн.грн., что составляет 96,5% плановых показателей".

Наверняка такой ответ стал холодным душем для городской власти. Но харьковские чиновники быстро оправились от удара: директор Департамента транспорта и связи горсовета Евгений Водовозов заявил, что горсовету не остается ничего другого, кроме как писать ответное письмо в Кабмин и продолжать добиваться денег, так как правительство поступает несправедливо. По словам Водовозова, "правительство повело себя по принципу "кому должен - всем прощаю". Большая часть 63,5 млн.грн., которые Кабмин перечислил Харькову в качестве компенсации за перевозку льготников, прошла клирингом. В начале года мы получили только 2,5 млн.грн  "живыми" деньгами".

Пробить кабминовскую стену у харьковских градоначальников вряд ли получится: если суммы на компенсацию перевозки льготников рассчитываются по единой для всех регионов методике, то нет оснований утверждать, что с Харьковом обходятся как-то несправедливо. А что до клиринга, то есть взаимозачета, то это обычная практика. Получай транспортники всю сумму живыми деньгами, вполне возможно, с зарплатами бы проблем не было. Только трамваи и троллейбусы не ездили бы по причине отсутствия электричества, за которое нечем платить. В общем, своим письмом министерство ЖКХ поставило "Горэлектротранс" в ситуацию, которую можно охарактеризовать одним словом – тупик.