Спустя полгода после выборов харьковчане вряд ли могут похвастаться серьезными изменениями в своей жизни. Кроме, конечно же, повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Приход новой власти явно почувствовали многие предприниматели и так называемые "киоскеры". Отмена разрешений на строительство и снос малых архитектурных форм - это одни из первых нововведений власти. Мнения о том, что она делает хорошо, а что плохо, что правильно и честно, а что не справедливо, - разделяются.

 


 

Свой взгляд на действия мэра и его команды, депутатского корпуса горсовета, а также на задачи управления взаимодействия с правоохранительными органами, оборонной и мобилизационной работы Харьковской облгосадминистрации изложил корреспонденту "STATUS QUO" Александр Нечипоренко - новый начальник управления, но далеко не безызвестная личность в Харькове.

- Александр Сергеевич, Вы  уже вникли в новые обязанности?

- Да. В задачу управления входит гармонизация отношений между облгосадминистрацией и силовыми структурами, которые не всегда складываются по причине жесткой централизации и подчиненности этих структур Киеву. Поэтому мы должны направить эти отношения в конструктивное русло. Ведь по закону "О местных государственных администрациях" областные государственные администрации имеют свои, довольно широкие полномочия, в т.ч. по взаимодействию с правоохранительными органами, воинскими частями, военными комиссариатами, таможенной службой, управлением погранвойск. В общем, это очень непростая работа.  

- А если управление ликвидировать, это как-то отразится на жизни Харьковского региона, оно действительно функционально важное?

- Каждое управление создается под определенные функции, и кроме него их исполнять никто не будет. В наши задачи входит, например, способствовать созданию должных условий функционирования пограничных переходов, мы должны вносить предложения и выделять под это землю, помогать правоохранителям в части закупки техники и многое другое. И это только несколько  из более чем сорока функций, для реализации которых и создано управление.  

- Помогать в работе - это хорошо, а могут ли сотрудники вашего управления влиять на работу правоохранительных органов?

- Ну, конечно. И хотя в наши полномочия не входит выезжать на место преступлений, участвовать в расследованиях, мы имеем право получать полную информацию о происшедших событиях, анализировать их и требовать неукоснительного исполнения Конституции и законов Украины в случае их нарушения.   

- И что вы делаете с этой информацией?

- Во-первых, мы заинтересованы, чтобы при совершении каких-то преступлений, правонарушений максимально объективно расследовались обстоятельства этих происшествий, правильно были определены виновные. Наше управление находится на границе между правоохранителем и гражданином. Мы ведь также рассматриваем обращения граждан о неправомерных действиях сотрудников милиции, других правоохранительных структур. Все наши сотрудники (штат насчитывает 12 человек) - военные или бывшие милиционеры.  

- Как Вы лично связаны с правоохранительной, военной системами?

- Я был и являюсь офицером запаса, полковник. Моя последняя должность - это преподаватель Харьковского военного университета, до этого, с 1981 по 1993 гг., служил в войсках, где прошел все ступеньки в ракетном полку - от лейтенанта-инженера группы до командира ракетного полка.

- По Вашему мнению, из-за чего было ликвидировано Харьковское городское управление милиции и может ли город без него обойтись? 

 - Я считаю, и, наверное, так считает министр внутренних дел Юрий Луценко, что в городе есть 9 районных отделений милиции, которые входят в областное управление. Так или иначе, при наличии городского управления, все руководство осуществлялось из главного кабинета на Совнаркомовской. Начальник управления МВД Украины в Харьковской области напрямую решал вопросы с районными отделениями милиции. Если смотреть с этой точки зрения, то, наверное, министру городское управление казалось ненужной структурой. Хотя мы довольно успешно сотрудничали с городским управлением, и мне не казалось оно лишним. Местные органы власти никак не влияли на решение министра. Насколько я знаю, такое реформирование коснулось не только Харькова.  

- Как Вы считаете, нужна ли Харькову муниципальная милиция, создание которой сейчас инициирует харьковский городской голова Михаил Добкин? Были ли такие идеи у предыдущей городской власти?

- Эта идея не нова, но закон, по которому город может иметь муниципальную милицию, появился недавно. У нас был опыт, когда мы поддерживали отдельный батальон патрульно-постовой службы - в скобках его называли муниципальной милицией. Батальон был создан еще в 90-х годах, когда мэром был Евгений Кушнарев. Нам он достался по наследству, хотя на то время не было закона о местной милиции. Городская власть находила способы управления этим батальоном, его появление на улицах действительно снижало уровень уличной преступности. Я считаю, что такая милиция нужна городу, это не украинское ноу-хау, она есть во всем мире. Но дело в том, что при нынешнем уровне бюджетного финансирования городскому голове будет непросто взять деньги откуда-то, например, из бюджетной сферы, для укомплектования батальона милиции. Это дорогая игрушка, и мэру стоит много раз подумать, реально ли будет выполнить все задекларированные обещания и делегированные полномочия и еще создать городскую милицию.  

- Известно, что последнее время Вы работали в коммерческой структуре. Почему опять вернулись на госслужбу - это интереснее?

- Просто получил предложение от председателя Харьковской облгосадминистрации. Я в 37 лет стал пенсионером, 20 лет отслужив в армии. Чувствовал себя молодым и полным сил работать. Поэтому искал себе применение и нашел: работал и в бизнесе, и в политике. Мне удалось кое-что создать в бизнесе, в 1998 г. пришел в политику и 4 года был помощником Владимира Шумилкина. В 2002 г. вполне логично, считаю, стал заместителем харьковского городского головы.  

- Вы сейчас  имеете отношение к бизнесу, в частности, к клубу "Місто", где работали последнее время?

- Нет. Я был там наемным директором, учредителем не был. 31 октября перед поступлением на госслужбу уволился. Кстати, я проработал там только полтора месяца.  

- Сейчас Вы депутат Харьковского горсовета. Как оцениваете работу нынешнего состава горсовета и взаимодействие его руководства с депутатским корпусом? Насколько слажена работа мэра с депутатами?  

- Политическая реформа дала много преференций городскому голове в работе с депутатами. Это выражается в том, что подавляющее большинство депутатов - члены Партии регионов, которые практически единодушно голосуют за нужные им решения. Как правило, в голосовании принимает участие 90-95 человек, и не возникает никаких коллизий. Все всем понятно. А те, кто против, и на комиссиях высказываются против, и в зале. На вопрос о том, насколько такое сотрудничество конструктивно и имеет перспективу, можно будет ответить позже, полгода только прошло. Мы видим много обещаний... Поживем - увидим.  

- Сейчас горсовет принимает много решений, которые отменяют решения горсовета предыдущего созыва. Как Вы относитесь к такому положению дел?  На Ваш взгляд, это честно?

- Я свою позицию никогда не скрываю и высказываю ее на комиссиях. Я против таких решений и всегда голосую против, когда речь идет об отмене решений предыдущей власти. Это в том числе касается и строек. Если реально посмотреть на вещи, то сколько на самом деле в городе скандальных строек?! Многие из них не вызывают больших скандалов, поэтому нельзя так просто отменять по ним решения. Мы же понимаем, что предшествует решению сессии: сначала она дает согласие на выделение земельного участка, потом создаются дорогостоящие проекты, которые оцениваются не в один десяток тысяч долларов. И когда принимается решение отменить, то мне не всегда понятно, на основе чего! Ведь бизнес напугать очень легко! Мы же помним, в каких условиях в 2002 г. пришла прежняя власть и я как ее представитель. Были веерные отключения электроэнергии, тепла в квартирах не было, город был освещен менее чем на 10%. Поэтому у горсовета того созыва были совсем другие задачи - нужно было решать проблемы. Я считаю, что с этими задачами мы справились. Принимали решения, которые позволили повысить освещенность города до 50%, дать горячую воду не только зимой, но и летом, был решен вопрос с вывозом мусора, хотя сейчас разное на этот счет говорят. Проблемы с теплоснабжением и электроснабжением города перестали существовать. Конечно, имели место и аварийные ситуации, но они были единичными, и ни одна из них за 4 года не поставила город на грань вымерзания. Тогда и исполнительная власть, и депутаты работали душа в душу. И никогда никто из нашей команды не кивал на предшественников, не списывал на них свои недоработки. Мы знали состояние города и что нужно делать. 

 - Кто для вас сейчас Владимир Шумилкин - друг, однопартиец, единомышленник, партнер?..

- С ним я знаком не со вчерашнего дня - мы знаем друг друга с 1976 г., с тех пор мы с ним друзья. Кроме того, когда он был секретарем комсомольской организации, я был у него замом, когда председателем партийной организации - я был замом. Мы дружили со второго курса, но в 1981 г. нас судьба разбросала в разные места, хотя мы оба претендовали на то, чтобы остаться в Харькове. Но я уехал служить в Сибирь. Если бы не распад Советского Союза, я бы, может, и не вернулся.  

- Часто видитесь с  В.Шумилкиным?

- Каждый день. Я очень рад, что в жизни у меня есть такой верный и надежный друг.

- Спустя полгода после выборов Вы можете сказать, почему проиграла Ваша команда?

- Мы не проиграли, просто победили другие. Я бы так сказал. Ведь не очень большой секрет, что кроме таких торжественных церемоний, как награждение, праздники, разрезание ленточек, у городской власти есть много проблем, с которыми она сталкивается ежедневно. Наверное, народ слишком политизировала та революция, которая произошла в 2004 г., хотя у каждого есть право выбора. Я свой выбор сделал и не жалею, сделал выбор и Владимир Андреевич, и думаю, что он тоже о нем не жалеет. Дай Бог, городу повезет с новой властью.

А насчет того, что было правильно, а что нет, то вспоминаю одну ситуацию... Мы были в Китае, там в одной из провинций есть мраморная беседка. Нам рассказали, что в ней любил сидеть император династии Цын, живший 800 лет назад. Стало любопытно, и я спросил, как китайцы оценивают его правление для страны - как положительное или отрицательное. Девушка мне ответила, что еще не время судить, ведь прошло только 800 лет...