О такой немаловажной детали (если такие вообще есть в двигателе) как ролик ГРМ автолюбители чаще всего вспоминают при плановой замене всего привода, либо когда сам герой статьи пришел в негодность и в работе мотора наблюдаются сбои. Но функционируют ролики постоянно: при движении, прогреве двигателя, остановке на перекрестке. Работает мотор – работает ролик. И естественно в процессе работы он изнашивается?

Какую же функцию выполняет ролик? Ну и как устроено ГРМ роликами Рено Логан или другой модели авто данного французского производителя? Устройство детали несложное: крепление для установки в двигатель, подшипник с защитой от грязи и непосредственно сам ролик, соприкасающийся с ремнем.

По характеру выполняемых функций ролики подразделяются на такие категории:

  • натяжительные – обеспечивают требуемое натяжение ремня.
  • обводные или «паразитные» – придают ремню оптимальную рабочую траекторию.

В разных типах моторов число роликов может варьироваться от 1 до 4. Как же натягивают ремень газораспределительного механизма с помощью роликов?

1. Ручное натяжение – эту операцию рекомендуется выполнять только специалистам с навыками и знаниями о нормативах натяжки. При недотяге ремень будет играть, биться, что быстро приведет к обрыву и всем его последствиям. Перенапряжение обусловит более быстрое изнашивание ремня и роликов, что ускорит их повреждение. На ролике есть специальная регулировочная гайка, меняющая усилие прижатия ролика к ремню.

2. Пружинный натяжитель – сила прижатия обеспечивается действием пружины. Здесь натяжение автоматизировано, но стоит помнить, что такой натяжитель также может выйти из строя и расстроить всю работу ГРМ.

3. Гидронатяжитель – самый сложный механизм натяжения ремня. Состоит из корпуса, внутри которого расположена пружина и масло, также имеется движущийся шток, который и осуществляет прижатие требуемой силы и необходимое натяжение.

Подделки и оригиналы

Компаний, выпускающих ролики достаточно немного. Под оригинальными брендами автоконцернов выпускается стандартная продукция, лишь обеспечивающая их дополнительную прибыль, но и стоящая недешево. Иногда можно приобретать и детали проверенных торговых марок, таких же качественных, но стоящих в 2-3 раза дешевле. Но с ними стоит быть более внимательными.

Как уходят ролики

Страшными историями про «клин» ролика, обрыв ремня и погнутые клапана (в 87% случаев обрыва) интернет просто кишит. Но во всех рассказах лишь хоррор-концовка, а основной части нет – эти детали не портятся внезапно. Любому заклиниванию предшествуют километры дороги, на протяжении которых неисправный ролик можно буквально услышать.

Как всегда шум небольшой вначале, но с увеличением километража он возрастает. И вот тут не стоит тянуть с заменой, и страшная сказка превратится в прекрасную историю долгого пользования автомобилем.

Срок службы современных деталей примерно равен сроку работы ремня ГРМ. Это примерно 100 тысяч км, менять эти детали лучше вместе. Но так как авто эксплуатируются с разной интенсивностью, рекомендуется периодически проверять состояние роликов и ремня. Это поможет выявить ранний износ и предотвратить обрыв.