ДТП, пандемия, дорогиСмерти от коронавируса - это, конечно, ужасно, но в Украине, к сожалению, уже много лет бушует другая «пандемия», которая калечит десятки тысяч и убивает примерно по три тысячи человек ежегодно. И от этой «пандемии», увы, не может быть никаких вакцин. Речь идет о погибших в дорожно-транспортных происшествиях.

Будет ли этот год отмечен каким-то статистическим всплеском смертей на дорогах, пока неизвестно, но по субъективным ощущениям смертельных случаев стало больше. Попробуйте ввести в поиске на нашем сайте «ДТП» и полистайте результаты – почти каждый день в заголовках фигурирует «Насмерть сбит», «Смертельное ДТП» и так далее и уж точно каждый день и даже несколько раз за день – ДТП с пострадавшими.

При этом в общественном сознании отношение к проблеме своеобразное. Коронавирус - это как бы внешняя напасть, от человеческого фактора мало зависящая, разве что в части соблюдения карантинных норм. Поэтому с коронавирусом бороться можно. По крайней мере – вектор понятен, да и свет в конце тоннеля в виде вакцины виден. А вот поведение участников дорожного движения – штука, стопроцентно определяемая человеческим фактором, и вектор борьбы за снижение количества ДТП не очевиден. Первое, что приходит в голову, – а давайте поднимем штрафы! Поднимали неоднократно. И что? Смысл ужесточать наказание, если его неотвратимость не просто под вопросом - ее просто не существует? Какой процент водителей, нарушающих скоростной режим, платит штрафы? Один? Два? И дело тут не в том, как работает полиция: дело в том, что фиксировать и администрировать все это просто физически невозможно. Разве что к каждому водителю приставить полицейского.

Да, видеокамеры с автоматической фиксацией скорости отчасти решают эту проблему, но только отчасти. Потому что кроме нарушений скоростного режима есть еще масса других, которые тоже могут привести к ДТП. И, к слову сказать, нарушений не только со стороны водителей. Как, например, отследить идиотов, перебегающих оживленные магистрали, потому что им лень пройти 20 метров до пешеходного перехода?

Ужесточение правил – собственно, тоже путь в никуда, как и увеличение штрафов. Смысл ужесточать, если отследить и наказать всех нарушителей – нереально? Так что же делать? Не ужесточать? Ужесточать. Но делать это в комплексе с другими мерами. Потому что само по себе ужесточение не даст особого эффекта.

Во-первых, конечно, нужно сосредоточить усилия на фиксации нарушений, причем нарушений всех участников движения, а не только водителей. Любой харьковский таксист без труда покажет десяток-другой мест, где пешеходы особенно рьяно рвутся в бой. Устраивать рейды силами полиции и штрафовать нарушителей – вполне посильная задача.

Ну и конечно, водители должны ощущать на себе недремлющее око, надзирающее за соблюдением ПДД. Око видеокамер, патрульных полицейских и… граждан - водителей и пешеходов. Да, в нашей ментальности заложено неприятие стукачества, нам непонятны немцы, которые сами охотно сообщают в полицию о нарушениях правил дорожного движение другими его участниками. Стучат, конечно, как это еще назвать? Только подобное сообщение может спасти кому-то жизнь, и вообще, если люди хотят сделать свою жизнь безопаснее, то почему бы им самим не включиться в мероприятия по обеспечению этого? Взять на себя ответственность за достижение какого-то общественно-значимого результата - это и есть проявление гражданственности. И даже, если угодно, «европейскости», в отличие от чисто советского патернализма – вечного ожидания того, что кто-то – полиция, правительство, президент - вместо тебя сделает твою жизнь комфортнее.

Конечно, есть проблема с доказательностью подобных сообщений, но на самом деле паблики полны видео с автомобильных регистраторов. На этих видео потрясающие финты исполняют водители, чудят велосипедисты и проявляют чудеса слабоумия и отваги пешеходы. Если с идентификацией последних, конечно, будут проблемы, то, например, найти велосипедиста, за спиной которого - кубик с обозначением службы доставки, или тем более водителя, если виден номерной знак, – не проблема. Даже сама информация о том, что полиция начинает реагировать на подобные видео, уже будет иметь эффект. А если кинуть клич, что полиция готова, например, платить за информацию о нарушениях – это существенно охладит горячие головы. С чего платить, совершенно очевидно: конечно, из штрафов.

Во-вторых, безопасность на дорогах - это еще и вопрос инфраструктуры. У нас это понемногу начинают понимать, но пока что дальше лежачих полицейских возле школ дело не идет. Хотя в Евросоюзе (мы же туда вроде бы идем) уже накоплен колоссальный опыт эффективных решений. Например, простая и самоочевидная идея – делать пешеходные переходы вровень с тротуаром, чтобы водитель перед переходом невольно сбавлял скорость и медленно перекатывался через переход. В противном случае его ждет сильный удар по днищу с плачевными последствиями. Это ведь недорого, к тому же куда эффективнее и даже эстетично привлекательнее, чем бесконечные заборчики, которые некоторым пешеходам придают азарта, а водителям – ложную уверенность в том, что пешеход здесь не появится.

Кроме того, в Европе давно апробированы другие способы повышения безопасности движения, связанные, прежде всего, с принудительным повышением внимания водителя. Например, умышленное сужение или искривление дороги. Кстати, последнее иногда делается путем организации придорожной парковки таким образом, чтобы стоящие там автомобили делали проезд по улице замысловатым настолько, что превысить скорость там - физически невозможно.

Еще одно веянье – отказ от использования светофоров. Как оказалось, штука это далеко не всегда эффективная, потому что порой дает ложное ощущение приоритетности. Водители и пешеходы, глядя на мигающий светофор, думают «успею» и вообще чаще смотрят на светофор вместо того, чтобы смотреть по сторонам. Поэтому на незагруженных перекрестках (а именно на таких перекрестах, где внимание рассеивается, случается огромное количество аварий) стали делать круговое движение. Подъезжая к таком перекрестку, водитель начнет притормаживать, потому что движение по кругу – приоритетно, подъезжающий к кругу -  во всех случаях «на второстепенной» дороге, откуда бы он ни двигался.  Есть даже более радикальное развитие этой идеи - отказ от знаков приоритетности, что, как считается, способствует повышению внимания водителей, и даже отказ от тротуаров как таковых, особенно на больших общественных пространствах, типа площадей. Территория, где пешеход, велосипедист и автомобилист взаимодействуют на одном пространстве, принуждает к взаимной вежливости. Но это, конечно у них. К чему это приведет у нас – вопрос спорный.  Но как бы там ни было, организация городского пространства - столь же важный момент для повышения безопасности движения, как штрафы и прочие карательные меры.

Безопасность движения - это целый комплекс мероприятий – административных, градостроительных, образовательных. И пока это понимание к нам не придет, количество смертей дорогах не будет снижаться, сколько штрафы не увеличивай.

И последнее, о чем нельзя не сказать. Хотя говорить об этом как-то… не толерантно. Но если проблему замалчивать, она точно никак не решится. А проблема есть. В  последнее время в Харькове произошло несколько громких ДТП с участием иностранцев. Будучи нерезидентами, иностранные студенты за копейки покупают здесь «литовцев» и водят так, как принято на их родине. А водят там, мягко говоря, «неаккуратно». Увы, есть страны, где даже обычный светофор – штука диковинная. Граждане этих стран приезжают к нам на учебу (или как бы «на учебу») и понимают, что тут не Каир и не Бейрут только тогда, когда оказываются в  СИЗО по причине совершенного ДТП. Отдельная группа – лица, как принято говорить, кавказской национальности, которые на советской классике с перекошенными кузовами иногда ведут себя на дорогах так, как будто мозги у них перекошены так же, как и кузова их автомобилей. Их права действуют на основании международных соглашений, да и вообще, лишать людей  права управлять транспортными средствами просто на основании гражданства – точно не толерантно. А вот немедленно высылать из страны после, например, второго административного нарушения, каким бы оно ни было – даже если это превышение скорости на 20 км/ч, – вполне можно. И дело тут не только в том, что такие водители создают риск для всех участников движения, а в том, что если не принимать жестких мер, эти меры начнет принимать улица. Тем более, украинские ультраправые, кажется, уже находятся на низком старте, и в случае еще пары ДТП, подобных тем, что произошли в последнее время, их действия будут иметь широкую общественную поддержку, как бы это не было противно сторонникам превратно понимаемой «толерантности».

Денис Азаров