"Харьковские соглашения", подписанные между Россией и Украиной, не привели к существенному улучшению отношений между двумя странами и в итоге вызвали определенное разочарование в обществе. Такое мнение высказали некоторые участники конференции на тему "Российско-украинские отношения - год после "Харьковских соглашений", которая 14 апреля прошла в Харькове.

Депутат Государственной Думы России Константин Затулин заявил, что "Харьковские соглашения" в первую очередь ознаменовали начало перезагрузки украинско-российских отношений после победы на президентских выборах Виктора Януковича. "Эти соглашения стали образцом компромисса. Этот компромисс сильно критикуется и с одной, и с другой стороны. Радикалы в Украине говорили о национальной измене, в России - о том, что этими соглашениями власть залезла в карман россиянам. Если бы не было формальной пролонгации договора, то возник бы очень острый момент в наших отношениях, потому что Черноморский флот не ушел бы из Севастополя. Мне кажется, мудрость и мужество нового руководства Украины состояло в том, что, прекрасно понимая это, оно нашло в себе силы выполнить все свои обещания в этом вопросе", - отметил К.Затулин.

По его словам, к "Харьковским соглашениям" привел газовый договор, подписанный в 2009 г. с правительством Юлии Тимошенко. "Мы вошли в положение украинской экономики, поскольку установленная ранее цена на газ была разорительна для Украины и делала неконкурентоспособной продукцию промышленности на юге и востоке страны. Но правительство Ю.Тимошенко подписало этот договор, поскольку не было заинтересовано в преуспевании отраслей промышленности на юге и востоке, ибо там не их электорат. Это была не столько цена за аренду Севастополя для Черноморского флота, сколько цена, которую мы должны были заплатить, чтобы Украина как наш торговый и экономический партнер продолжала существовать как экономически независимая страна. Мы не заинтересованы в развале или крахе Украины. Мне кажется, это главная причина, почему мы пошли в этом вопросе Украине навстречу", - отметил депутат Госдумы.

При этом нынешний период украинско-российских отношений он охарактеризовал как менее оптимистичный, "чем хотелось тогда, по горячим следам "Харьковских соглашений". "Мы рассчитывали и рассчитываем, что он будет заполнен новыми событиями, но пока не все удачно складывается. Вы знаете о тех условиях, которые предложила Россия, Казахстан и Беларусь Украине по таможенному союзу. Это мучительный вопрос для вас - выбрать между миражом и реальностью, между идеей вступления в ЕС и вполне конкретным предложением, важным для экономики Украины. Но надо выбирать. Мы надеемся, что дух Харькова, который ознаменовал начало "перезагрузки", не выветрится, и мы все будем демонстрировать не только желание, но и результат", - подытожил К.Затулин.

Участники конференции, представляющие украинскую сторону, были более категоричны в оценке "Харьковских соглашений". Директор Центра прикладных политических исследований "Пента" Владимир Фесенко отметил, что подписанные в Харькове документы были вынужденным компромиссом. "Это была расплата за газовые соглашения 2009 г., и она была обусловлена финансовой ситуацией того времени. Люди, близкие к правительству, и сейчас еще говорят, что если бы не договоренности с Международным валютным фондом и "Харьковские соглашения", то страну ждал бы экономический и финансовый коллапс. Надо было спасаться, и на тот момент задача была решена, но на короткое время. Да, соглашения стали импульсом к улучшению отношений. Но потом эффект пропал, и остался горький осадок", - отметил В.Фесенко.

По его мнению, даже если бы после президентских выборов к власти пришел не В.Янукович, а Ю.Тимошенко, то соглашение о продлении срока пребывания Черноморского флота в Севастополе все равно было бы подписано, просто, вероятно, на более короткий срок. "А вот с газом мы промахнулись, надо было менять формулу цены на газ. Но ситуация поджимала и подталкивала к быстрому решению. Теперь же и у наших руководителей государства наступило разочарование от "Харьковских соглашений", потому что они получили временное снижение стоимости цены на газ, но формула цены  не изменилась, и цена снова растет. Кроме того, сближения между странами не произошло, потому что российская сторона часто предлагает проекты, например, объединение "Газпрома" и "Нефтегаза Украины", которые просто невыгодны украинской стороне. Это понимают и В.Янукович, и премьер-министр Николай Азаров. То же самое касается и таможенного союза, который позиционируется как альтернатива призрачным шансам на вступление в Евросоюз", - подчеркнул политолог.

Как сообщил социолог компании "Research & Branding Group" Алексей Ляшенко, согласно результатам соцопроса, проведенного в марте по всей Украине, позитивно оценили соглашения 38% опрошенных (в апреле 2010 г. - 58%), при этом выросло количество людей, которые относятся к этому событию безразлично - с 8 до 15%. "Вывод таков: "медовый месяц" между странами закончился, и причина в том, что хотя вначале соглашения улучшили отношения, дальше они не были наполнены конкретными шагами и совместными проектами", - отметил социолог.

Справка "SQ". Президент России Дмитрий Медведев и президент Украины Виктор Янукович 21 апреля 2010 г. в Харькове подписали газовый контракт, который предусматривал для Украины 30-процентную скидку от формульной цены, а также соглашение о продлении пребывания Черноморского флота России в Севастополе до 2042 г.

Конференция на тему "Российско-украинские отношения – год после "Харьковских соглашений" проходит 14 апреля в Харькове. Организаторами мероприятия выступили посольство России в Украине, агентство "РИА Новости" и Институт стран СНГ при содействии Фонда поддержки демократических инициатив Евгения Кушнарева. Среди участников форума - депутаты Государственной Думы России Константин Затулин и Игорь Касатонов, представители российских СМИ, политологи из Украины и России.