Транспортный тупик, новая стратегия местных «регионалов» и не левый блок

25 сентября заместитель председателя профсоюзного комитета КП "Горэлектротранс" Тамара Каднова сообщила, что предприятие проведет предупредительную забастовку: в понедельник, 28 сентября, ни трамваи, ни троллейбусы не выйдут на маршруты. 29 сентября наземный электротранспорт будет работать, как обычно, однако если Кабинет министров не отреагирует на требования сотрудников "Горэлектротранса", с 5 октября предприятие начнет бессрочную забастовку. Требование сотрудников "Горэлектротранса" к государству одно, и оно очень простое: компенсировать предприятию проезд пассажиров льготных категорий. Как сообщил директор ХКП "Горэлектротранс" Алексей Палант, в 2009 г. за перевозку льготников недополучено 108 млн. грн., а общая прогнозная нехватка выплат по этой статье за 2009 г. - 169 млн. грн.

Итак, Харьков стал, пожалуй, первым городом в Украине, где проблема нехватки субвенций госбюджета на перевозку льготников решается столь радикально. В других регионах пытаются как-то выкручиваться: кто-то поднимает стоимость проезда, заставляя таким образом не льготников платить "за себя и за того парня", кто-то сокращает количество маршрутов. Но ни одному коммунальному транспортному предприятию не пришло в голову устроить забастовку с требованием "Дайте денег!". Почему? Очевидно, потому, что в других областных центрах понимают: решить проблему перевозки льготников государственными субвенциями… невозможно.

По данным Министерства труда и социальной политики, теми или иными льготами в Украине пользуются 30 миллионов человек, причем 12 миллионов из них имеют транспортные льготы. Фактически, каждый четвертый житель Украины может полностью или частично не оплачивать проезд в трамваях и троллейбусах. В этом году субвенции госбюджета местным бюджетам на компенсацию за льготный проезд составили 1 млрд. 372 млн.грн., и это самая большая сумма за все время независимости Украины. Однако только харьковским транспортникам требуется 169 миллионов. Нетрудно посчитать, что если бы государство в полной мере компенсировало коммунальным транспортникам Украины перевоз льготных пассажиров, то сумма, выделяемая на это, была бы просто астрономической.

Выход из этого тупика есть, но уж слишком он не популярен, а потому ни одно украинское правительство до сих пор не решилось им воспользоваться. А выход этот очень прост – радикально сократить количество льготников.

В России, например, давно поняли, что механизм государственной компенсации льгот - путь, ведущий в никуда, поэтому еще в 2005 г. из всех льготников выделили так называемых "федеральных", в число которых попали инвалиды, военнослужащие и участники ВОВ. Их льготы "монетизировали", т.е. государство назначило этим категориям граждан денежную компенсацию проезда в общественном транспорте. Судьбу всех остальных льготников, включая обычных пенсионеров, правительство РФ отдало в руки руководящих органов субъектов федерации: хотите - катайте бесплатно и компенсируйте транспортникам потери из местного бюджета, хотите – заставляйте их оплачивать проезд, государство это больше не волнует. Да, мера жесткая, но, похоже, единственно возможная. Чтобы ее осуществить, нужна политическая воля идти на непопулярные меры для того, чтобы и без того дышащее на ладан транспортное коммунальное хозяйство не приказало долго жить.

В Украине проблема эта носит системный, длящийся характер, и от ее решения устранялись все правительства, включая Кабмин Виктора Януковича, так что вешать собак на правительство Юлии Тимошенко вряд ли справедливо. Тем более, в этом году субвенций на компенсацию льготного проезда предусмотрено на 63 млн.грн. больше, чем в прошлом. Сумма эта, конечно, не решает проблемы, но, когда принимался бюджет 2009 г., что-то не было слышно протестующих голосов по поводу суммы субвенций транспортным коммунальщикам, а ведь год назад проблема льготников тоже имела место.

Вряд ли харьковские транспортники не понимают бесперспективности своих требований, но они все же приняли решение о забастовке. Скорее всего, дело в том, что при распределении субвенции именно с харьковскими транспортниками правительство обходится несправедливо. По словам харьковского городского головы Михаила Добкина, в 2009 г. на компенсацию льготного проезда в общественном электротранспорте полуторамиллионному Харькову из госбюджета  выделено в пять раз меньше средств, чем Львову, и в четыре раза меньше, чем Днепропетровску (это, кстати, вопрос к депутатской группе "За Харьковщину!", которая ставила себе целью лоббировать интересы региона). Факт несправедливого распределения субвенций, конечно, возмутительный. Но с другой стороны, ХКП "Горэлектротранс", объявляя забастовку, пытается решить свои проблемы, делая заложниками ситуации харьковчан. Насколько это справедливо? Ведь в том, что сложилась подобная ситуация, не виноваты пассажиры.

В субботу, 26 сентября, мэр заявил, что собирается лично обратиться в Кабинет министров с требованием выделить предприятию деньги. Что мешало сделать это раньше? Что мешало обговорить эту проблему с премьером во время ее визитов в Харьков? Очень не хочется думать, что виной всему предстоящие президентские выборы, а неудобства харьковчан, которые будут добираться до работы пешком или в переполненных маршрутках, станут для некоторых политиков лишь поводом громогласно заявить: "Тимошенко не права!"

Мы уже рассказывали о непростой ситуации, которая сложилась в стане местных "регионалов". Напомним, разрешение конфликта между председателем облорганизации Партии регионов (ПР) Дмитрием Шенцевым и руководителем городской организации Михаилом Добкиным вылилось в появление на Харьковщине двух независимых избирательных штабов – областного и городского.  Их возглавили соответственно Шенцев и Добкин.

Во вторник зампредседателя городской организации Партии регионов Александр Кривцов обнародовал официальные причины этого разделения. Оказалось, все дело в особом внимании, которое уделяет нашей области Юлия Тимошенко: и деньги на строительство метро выделены, и ХАЗу оказана помощь… В общем, по словам Кривцова, получалось, что задумала Юлия Владимировна недоброе – набрать в Харьковской области на предстоящих президентских выборах побольше голосов. А Киевский штаб Партии регионов противопоставил этим злокозненным планам ход, удивляющий своей нестандартностью: выделил два штаба – областной и городской. В общем, объяснение Кривцова не выглядело логичным, ведь другие области Украины тоже не остаются обделенными вниманием премьера.

Кривцов, по сути, так и не ответил на вопрос о природе конфликта между Добкиным и Шенцевым, отметив лишь, что на заседании совета облорганизации обсуждался вопрос о руководстве облорганизацией партии, и была высказана мысль, что если отношения не будут урегулированы, то руководство облорганизации ПР должно подать в отставку. Впрочем, по словам Кривцова, подобный сценарий вряд ли будет реализован.

В субботу прошла конференция Харьковской городской организации Партии регионов, на которой некоторые "регионалы" заявили, что разделение на Харьковщине предвыборного штаба партии на городской и областной нецелесообразно. Было внесено предложение обратиться к руководству ПР и Центрального избирательного штаба с просьбой пересмотреть это решение. Инициативу поддержал и Михаил Добкин, который совершенно здраво оценил ситуацию, заявив: "Очень сложно руководить огромной командой людей, принимая решения в двух разных местах". Дмитрий Шенцев на это возразил, что избиратели области и города "кардинально" отличаются друг от друга, а потому иметь два штаба – самое оно, да и вообще, он - член команды и будет выполнять решения руководства партии.

С Дмитрием Шенцевым на прошлой неделе произошел интересный эпизод. 22 сентября во время вечернего заседания парламента спикер Верховной Рады (ВР) Владимир Литвин заявил, что Д.Шенцев сломал ему микрофон. СМИ подсчитали, что ВР обеднела от этого акта вандализма на 7 тыс. грн., так как починить микрофон нельзя, и нужно покупать новый. 26 сентября Дмитрий Шенцев заявил, что он ничего не ломал, а лишь "убрал микрофон от лица В.Литвина, чтобы он перестал изображать из себя героя". Шенцев прервал героизм Литвина, просто погнув микрофон, конструкция которого это предусматривает. При этом Дмитрий Шенцев выразил готовность отдать 7 тыс.грн. за микрофон, если В.Литвин того потребует, и неожиданно выдал на-гора инициативу, предложив Литвину поиграть в игру "Кто богаче": "Если мои 7 тыс.грн. помогут В.Литвину, пускай он с меня их снимает. А еще я предлагаю скинуться по 7 тыс.грн., или по нашей месячной зарплате, или по полугодовой, или по годовой - по любой, на которую он согласен, и перечислить эти деньги в детский дом".

Умение Дмитрия Шенцева деликатно обращаться с микрофонами может ему очень пригодиться на посту руководителя областного штаба Партии регионов. Юлия Владимировна недавно объявила сторонникам собственную предвыборную стратегию, которая предполагает в том числе частые агитационные выступления во всех регионах нардепов от БЮТ. Представим себе, что выступает БЮТовец где-то в районе, и тут в зале появляется Дмитрий Шенцев, который отточенным движением срывает выступление, "убирая микрофон от лица" выступающего, чтобы тот "героя из себя не изображал". Вот тут-то избиратели и поймут, кто настоящий герой – БЮТовский говорун или человек действия Дмитрий Шенцев.

Кстати, о предвыборных технологиях. Михаил Добкин на конференции городской организации Партии регионов заявил, что "стратегия предвыборной кампании Партии регионов в Харькове будет максимально наступательной". В подкрепление своих слов он озвучил названия собственных проектов местных "регионалов": "Общественная приемная Виктора Януковича", "Государственный реестр", "Явка избирателей на выборы" и "Депутатская пирамида". Кроме того, Михаил Добкин рассказал о 18 тысячах партийцев, которые готовы активно участвовать в предвыборной кампании и избирательном процессе.

Михаилу Добкину надо приложить максимум усилий для того, чтобы осуществить задуманное. Невнятная кампания Виктора Януковича, организованная центральным штабом, должна быть хоть как-то компенсирована креативом с мест, иначе Партия регионов вернется в уже привычное для себя состояние "а власть была так близко".

В среду, 23 сентября,  лидеры свежеиспеченного Блока левых сил презентовали его в Харькове. Напомним, 14 сентября председатели Компартии, Союза левых сил, объединенных социал-демократов  и партии "Справедливость" подписали в Киеве соглашение о создании блока. Цель этого союза – поддержать на президентских выборах лидера коммунистов Петра Симоненко. Заявления выступающих на "презентации" (именно так почему-то была названа банальная пресс-конференция) не отличались новизной: "Ату олигархи!" и "Нет НАТО!".

Любой из будущих кандидатов в президенты может подписаться почти под каждым словом, сказанным пламенным коммунистом Симоненко. Вот Юлия Владимировна, например, явно левее Симоненко с Волгой вместе взятых, если судить по социальной направленности ее слов и дел. А Виктор Янукович тоже против НАТО и за союз с Россией. В общем, странно, что Симоненко не позвал БЮТ и Партию регионов в свой левый блок.

Митинг, который прошел после пресс-конференции, не собрал и тысячи сторонников. Для полуторамиллионного города это явно маловато. Да и тех, кто пришел, можно четко разделить на две группы – возрастные коммунисты и тинейджеры. Последние, по  информации "SQ", присутствовали на акции с целью подзаработать.

Судя по "презентации" и митингу, Симоненко вряд ли сможет набрать более-менее пристойное количество голосов на президентских выборах. И объединение так называемых левых сил голосов ему не добавит, потому что «силами» эти партии являются только в воображении их лидеров. Рейтинг Союза левых сил и "Справедливости" равен рейтингу их лидеров, которые, как и пристало политикам третьего эшелона, могут рассчитывать где-то на полпроцента народной любви. А СДПУ(о) цементирует только личность Медведчука, чей имидж "серого кардинала" изрядно подпорчен союзом с КПУ: если влияние Медведчука на украинскую политику действительно таково, как принято считать, то что он делает в фарватере явного аутсайдера выборов Симоненко? В общем, Блок левых сил - наглядная демонстрация того простого факта, что сумма нулей никогда не станет единицей.