Кандидаты в мэры: кто есть кто?Успех мэрской избирательной кампании во многом зависит от умения кандидатов на эту должность убедительно показать избирателю кратчайший и самый эффективный способ решения наиболее "больных" для громады вопросов. Корреспонденты "SQ" решили сравнить "рецепты" решения таких проблем от каждого из 14 кандидатов на должность мэра Харькова.

Ко всем претендентам мы обратились с двумя, вероятно, самыми наболевшими для горожан вопросами: 1. Что вы собираетесь сделать для решения транспортных проблем и развития транспортной сети Харькова? 2. Какими должны быть тарифы на жилищно-коммунальные услуги для качественного обслуживания харьковчан? Третий вопрос имел идеологическую подоплеку: какой памятник вы бы поставили в Харькове, став мэром?

В своих ответах кандидаты были ограничены во времени. По мере поступления ответов от кандидатов в мэры они будут добавляться.

 

 

Арсен Аваков, кандидат в мэры Харькова от ВО "Батьківщина"

Связаться лично с А.Аваковым и получить ответы на вопросы "SQ" не удалось. Тогда корреспондент "SQ" обратился в пресс-службу А.Авакова. Руководитель пресс-службы 15 октября прислала письмо следующего содержания:
"На два первых вопроса вы найдете ответы в программе кандидата, а также в отдельно подготовленной книге "Программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства города Харькова", подготовленной командой Арсена Борисовича. Объем - несколько сотен страниц. Я думаю, для полного представления об этой легкой теме стоит опубликовать на Вашем ресурсе эту книгу полностью.

Третий вопрос задам по возможности, ответ сообщу, если таковой последует.
Спасибо за понимание.

С уважением и пожеланием удачи!
Наталья Стативко"

Алла Александровская, народный депутат Украины, кандидат на пост харьковского мэра от Компартии

1. Харьков перенасыщен частным легковым автотранспортом, которому не хватает места, поэтому необходимо создать парковки в центре города. Оставить машину у бордюра в центре Харькова стоит 10 грн. в час - это сумасшедшие деньги! Второй вопрос: у нас абсолютно не развивается коммунальный транспорт. Чтобы там ни говорили о приобретении трамваев и троллейбусов, мы их не видим, не ощущаем - это однозначно. Поэтому нужно упорядочить работу городского коммунального транспорта, создав ему лучшие условия за счет сокращения числа частных перевозчиков. С одной стороны, частные перевозчики удобны тем, что создают разнообразие маршрутов, и поэтому удобно добираться. Но цены на проезд у них достаточно высокие, а качество обслуживания - низкое, и, как мы видим, в последнее время возникают вопросы безопасности. Поэтому нужно разобраться с частными перевозчиками, пересмотреть их маршруты, оптимизировать, оставить те, которые нужны, и согласовать их маршруты с маршрутами городского транспорта. Кроме того, необходимо развивать городской электротранспорт.

2. Беда в том, что у нас сами тарифы никак не соответствуют доходам людей. И субсидии как система эту проблему, к сожалению, не решают. Поэтому я буду добиваться, чтобы в тарифе была часть, которая обеспечена государственными финансами, то есть финансами из госбюджета. Тогда этот тариф будет более легким для людей. И вот эта часть, которая платится из госбюджета, должна быть расчетной и обоснованной точно так же, как расчетными и обоснованными должны быть расходы жилищно-коммунальных предприятий.

3. У нас в городе нет памятника героям труда, есть только станция метро и улица Героев труда. В Харькове жили и живут многие герои социалистического труда. Я считаю, что памятник этим людям должен быть. Сегодняшняя молодежь не понимает, что такое герой труда, они не понимают, как можно давать высокую государственную награду токарю, слесарю, учителю? Вот для того, чтобы молодые люди задумались над этим, в Харькове нужно поставить памятник героям труда.

Андрей Белогрищенко, президент общественной организации "Харьковские созвездия", кандидат в мэры Харькова от партии "Единый центр"

1. В первую очередь на основе научных наработок, которые на сегодня уже есть, необходимо провести гарантированное внедрение автоматизированной системы учета движения городского транспорта. Мы уже опаздываем с этим. С помощью этой системы можно соединить маршруты всех видов транспорта, провести учет потока движения пассажиров, сделать транспортное движение по Харькову максимально комфортным для харьковчан. Также необходимо увеличить количество наземного транспорта в городе. Для этого нужно нарастить число как троллейбусов и трамваев, так и частного транспорта. Без привлечения частного транспорта эта проблема решена не будет: ни в одной стране мира проблема перевозки пассажиров не решается только за счет муниципального транспорта.

2. Тарифы должны быть такими, чтобы харьковчане были в состоянии оплатить услуги ЖКХ. Если тариф будет превышать финансовые возможности харьковчанина, то он не будет платить. Можно до бесконечности увеличивать тарифы, но если при этом не будет расти доход самих харьковчан, то и поступления в бюджет от этого увеличиваться не будут. Прежде чем увеличить тарифы, надо посчитать, а в состоянии ли харьковчане платить хотя бы по тем тарифам, которые уже есть

3. Я бы поставил памятник молодежи, студентам. Я убежден, что перспективы развития Харькова связаны с молодыми людьми, с тем, насколько они будут развиваться сами и связывать свое будущее с этим городом. Если они видят в Харькове перспективу для себя, могут создать здесь семью и прокормить ее, тогда с нашим городом будет все в порядке. Только тот город будет богатым прогрессивным европейским городом, в котором живет много прогрессивных молодых людей.

Евгений Гутков, первый вице-президент ООО "Констракшн Груп Интернэшнл", кандидат в мэры от партии "Сильная Украина"

1. Прежде всего, необходимо демонополизировать рынок городского транспорта, поскольку он сейчас сосредоточен в руках Департамента транспорта и связи горсовета. А те частники, которые обслуживают автобусные маршруты и якобы независимы, на самом деле тоже подчинены чиновникам. Тендеры на маршруты должны проводиться прозрачно! Я считаю, что на рынок транспортных перевозок нужно запускать независимых частников - пусть приходят со своими троллейбусами! Не надо бояться запускать сюда бизнес! Но, конечно, при условии, что владельцы маршрутов будут нормально обслуживать льготный контингент, а не будут с криком выгонять бабушек из маршруток. А в целом, думаю, в городе должно быть больше электротранспорта - чтобы не вредить экологии.

2. В сфере ЖКХ нужна не реформа, а революция! Тарифы должны быть честными, а не такими, как сейчас, завышенными минимум на 30%. Коммуникации изношены, а отсюда - порывы, утечки и так далее. Это все закладывается в тариф и ложится на плечи потребителя, хотя он должен платить за фактически потребленную услугу. Вот я был на улице Феодосийской, это в районе Клочковской, - так там уже две недели течет вода, и никто ничего не делает! Власть все время плачется, что эта отрасль убыточна. А посмотрите на страны зарубежья - там жилищно-коммунальные услуги предоставляют частные компании. Они и прибыль получают из-за использования экономного оборудования, и тарифы у них разумные. Поэтому в сферу ЖКХ нам тоже надо привлекать частный капитал.

3. Установка памятников в настоящее время - это не первоочередная задача. Хотя такая деятельность мне не чужда, и в свое время при моем участии был установлен памятник воинам-интернационалистам в районе станции метро "Научная". А вообще я считаю, что памятник должен объединять людей, а не разъединять. Именно поэтому я против установки в Харькове памятника Степану Бандере и тому подобных. На востоке Украины такие монументы принесут больше вреда, чем пользы.

Александр Денисенко, кандидат в мэры Харькова от Народного Руха Украины

1. В нашей команде есть профессор Харьковского государственного технического университета строительства и архитектуры Валерий Гук, который обладает научными проектами решения этих вопросов. В случае моей победы на выборах мэра мы планируем увеличить количественный состав самого экологически чистого транспорта - троллейбусов и трамваев. Мы постараемся закупать троллейбусы и трамваи только украинского производства, а не российского, как это делается сейчас. Будем производить комплектующие к троллейбусам и трамваям в Харькове и по возможности, здесь же их собирать. Кроме того, нужно увеличить количество троллейбусных и трамвайных маршрутов - например, в направлении Пятихаток их явно не хватает. Будем строить новые подземные и наземные парковки, ремонтировать и строить новые дороги.

Кроме того, необходимо убрать с улиц ГАИ, как это было сделано в Грузии. В Харькове мы постараемся сократить количество постов ГАИ.

2. Тарифы ЖКХ должны быть честными и обоснованными, чтобы не было накруток на этих услугах. Для этого нужно более активно использовать наши собственные возможности, природный газ, который добывается в Украине и в Харьковской области. Необходимо проводить энергосберегающие мероприятия, что позволило бы уменьшить потери воды и газа при транспортировке. Источники, которым я доверяю, говорят мне, что директора коммунальных предприятий, ответственных за теплоснабжение и жилищно-коммунальные услуги, имеют очень большие зарплаты, ездят на дорогих автомобилях.

3. В Харькове нужно поставить не один памятник, а много. Я бы поставил памятник знаменитому ученому, первому президенту Академии наук Украины Владимиру Вернадскому, который жил в Харькове. Возле Дворца спорта поставил бы памятник борцу Ивану Поддубному. Думаю, заслуживает памятника в Харькове Вячеслав Черновол, который часто выступал в нашем городе. Кроме того, я бы поставил памятник Владимиру Высоцкому возле какого-нибудь клуба или парка и памятник оперному певцу Борису Гмыре возле оперного театра.

Владимир Дронов, кандидат в мэры Харькова от Народно-демократической партии

1. Ситуация в транспортном хозяйстве города - вопиющая. Здесь нужна глубокая реформа, поскольку никакие инвесторы не будут вкладывать деньги в нынешнюю транспортную сферу города - это просто бесперспективно. Для привлечения инвесторов в Харькове необходимо вводить новые транспортные коммуникации - подвесные дороги, струнный транспорт и так далее. Управлять транспортной сетью города, обслуживать ее должно одно народное предприятие. Такая форма собственности предусмотрена Хозяйственным кодексом, и она подразумевает, что предприятие обслуживает интересы громады, не преследуя цели получить прибыль. Цель работы этого предприятия одна - качественное обслуживание пассажиров по минимально и допустимо низкой цене. А чтобы появилось народное предприятие, в целом в городе надо поменять устав территориальной громады и ввести такой орган, как общественный совет Харькова вместо нынешнего горсовета.

2. Ответ на данный вопрос - это логическое продолжение предыдущего. Все коммунальные предприятия должны стать народными - только тогда можно будет бороться с нынешними грабительскими тарифами. Опять же, нужна реформа отрасли и внедрение новейших технологий, поскольку вкладываться в замену изношенных почти на 90% коммуникаций - бессмысленно. Существуют современные технические решения. Для их внедрения также нужны средства, но ведь у нас есть мощнейший инвестор - наш народ. Во времена СССР были государственные займы, покупались облигации. Почему эта схема не работает сейчас? Зачем нам обращаться в МВФ за кредитами, принимать кабальные условия, если можно одолжить денег у населения? Таким образом, через займы и инвестирование можно внедрить современные, перспективные технологии во всех сферах, не только в ЖКХ. И еще. Управлять предприятиями должна громада, а не горсовет! В горсовете сидят представители нескольких партий, что-то решают. Но я не делегировал этим партиям полномочий устанавливать тарифы! Также хорошо бы вернуть в народную собственность такое предприятие, как "Харьковоблэнерго".

3. Если бы собственники "Харьковоблэнерго" вернули городу предприятие за символическую плату, например, 1 гривну, то можно было поставить памятник таким собственникам. В целом же я считаю, что в Харькове надо поставить памятник, символизирующий окончание гражданской войны. Мы сейчас не русские, не украинцы - мы БЮТовцы, "левые", "правые", "регионалы", оппозиционеры, коалицианты, мы сейчас находимся в состоянии гражданской войны. Поэтому я бы установил памятник в честь национального примирения.

Вячеслав Дьяченко, кандидат в мэры Харькова от Украинской социал-демократической партии

1. В ответе на этот вопрос - три направления. Первый - расширять дороги, второй - создавать эстакады, третий - согласно разработкам генплана Харькова делать развязки на окружной дороге. Метрополитен трогать не надо. Что касается маршруток - должны быть прозрачные отношения с перевозчиками, а КП "Горэлектротранс" безусловно нужно развивать. При горисполкоме надо создать специальную менеджерскую службу, которая будет привлекать инвесторов.

2. Во всем мире считается нормальным тратить на услуги ЖКХ 15% своего дохода. У нас немного другая ситуация, потому что "газовые" вопросы не в компетенции городской власти. Что касается других предприятий - КП "Вода", КП "Харьковкоммуночиствод" - желательно объединить эти службы в одну, и тогда тарифы будут более приемлемыми. Кроме того, самые большие платежи КП "Вода" сегодня касаются электроэнергии. Я знаю ряд программ, реализованных в Харьковской области, которые позволяют сократить траты на электроэнергию, и их надо применить.

3. Я поставил бы памятник Харькову. Это была бы стела, на которой указана дата основания нашего города и его краткая история.

Геннадий Кернес, и.о. харьковского городского головы, кандидат в мэры Харькова от Партии регионов

1. Развитие транспортной системы в Харькове сегодня уже происходит, и сразу по трем направлениям. Первое: Харьковский горсовет заказал в профильном вузе новую транспортную схему, которая включает и схему маршрутов общественного транспорта, и реконструкцию имеющихся дорог, и перспективу новых развязок. Второе: уже с учетом этой схемы будет работать новый подвижной состав – автобусы и троллейбусы, которые Харьков закупает в рамках программы подготовки к Евро-2012. И третье – это продолжение самого масштабного за последние 30 лет капитального ремонта харьковских дорог с использованием современных материалов и техники, что гарантирует службу таких дорог более чем на 10 лет. Системная и последовательная реализация трех этих направлений позволит нам решить транспортный вопрос с наилучшим результатом.

2. Я думаю, система формирования тарифа, прежде всего, должна включать уважение к труду коммунальных служб. Например, этим летом в неимоверную жару убирались улицы, вывозился мусор, люди высаживали и поддерживали в цветущем состоянии клумбы, и мы можем достойно оплатить эту работу, существующие нормы - они для любых условий. Следующее: в оптимальный тариф обязательно должна быть заложена инвестиционная составляющая, чтобы мы могли проводить капитальные ремонты и обновлять коммунальные сети. Сегодняшних тарифов хватает только на эксплуатацию, и так длится уже много лет. Система, работающая на износ, трещит по швам, и это происходит быстрее, чем растут тарифы. Нужно дать возможность коммунальным предприятиям вкладывать в качество услуг, а не только в то, чтобы обеспечить хоть какое-то их наличие. Требует корректировки и сама схема формирования тарифов: мы как местная власть должны обосновывать свою составляющую, исходя из потребностей коммунальной сферы, государство, в свою очередь, сообщает стоимость энергозатрат для этих услуг. Также должен работать режим компенсации из бюджета, т.е. социальная ответственность, чтобы сегодня не перекладывать на людей полную стоимость услуг.

3. "Я памятник воздвиг себе нерукотворный"… (смеется) Мы знаем столько знаменитых, достойных людей, которые прославили Харьков, Советский Союз и Украину, и память о них - это наша история и наша слава. По ним о Харькове судит весь мир. Горсовет рассматривает все предложения и инициативы, и в своих решениях исходит и будет исходить из соображения уважения, толерантности и целесообразности.

Юрий Орел, доцент Харьковского регионального института государственного управления Национальной академии государственного управления при президенте Украины, кандидат в мэры Харькова от партии "УДАР В.Кличко"

1. У нас построены нормальные дороги, отремонтированы основные магистрали, но возникла новая проблема - а кому же ездить и кого перевозить? Абсолютно очевидно, что одна из основных транспортных проблем связана с организацией перевозок. Поэтому однозначно необходимо создать коммунальный автобусный парк, закрепить за ним 50% всех пассажирских перевозок по Харькову, а остальные 50% должны взять на себя частные автоперевозчики, которых будет контролировать власть на предмет перевозки льготного контингента и безопасности перевозок. Для устранения пробок на дорогах нужно создать "правую зеленую стрелку": перед перекрестком ставится дополнительный поворот направо, два правых ряда уходят без дополнительных светофоров, и транспорт не будет застаиваться. Что касается метро, то однозначно совместными силами надо обеспечить строительство по одной станции метро в сторону Северной Салтовки и Рогани.

2. Чтобы снять социальную напряженность с этой темы, тарифы должны быть понятными и прозрачными. То есть каждый харьковчанин должен понимать, за что он платит и на что коммунальные предприятия расходуют полученные деньги. Тарифы растут - это объективная реальность, и от этого никуда не денешься. Надо, чтобы люди понимали, за что они платят деньги.

3. Наверное, памятник харьковчанину: нужно провести общественные слушания и создать собирательный образ харьковчанина. А уже где его поставить и как он должен выглядеть, пусть решает общественность.

Наталья Пилипенко, кандидат в мэры от партии "Союз"

1. В случае своей победы я собираюсь убрать с улиц Харькова старые троллейбусы и трамваи, заменить их новыми. Я уверена, деньги в городском бюджете найти для этого можно. Нужно улучшить транспортную развязку города, особенно на окраинах. Я, например, живу в районе ХТЗ - оттуда не всегда можно нормально доехать, куда тебе надо. Многие маршруты просто сократили - например, 26-й троллейбус. Кроме того, в час пик троллейбусы и трамваи на окраинах города забиты битком. Нужно решать проблему пробок, в частности, на ул. Пушкинской. Нужно строить новые дороги. Однако ремонтировать и строить их надо качественно - должна быть реальная конкуренция среди подрядчиков за заказы на ремонт дорог, и должен быть реальный контроль качества выполнения работ и эффективности расходования средств и материала.

2. Тарифы на жилищно-коммунальные услуги должны соответствовать качеству предоставляемых услуг и возможности харьковчан их оплачивать. В случае победы на мэрских выборах я дам заказ аудиторским компаниям, чтобы они проверили экономическую обоснованность нынешних тарифов. Я публично обнародую результаты этих проверок, чтобы вместе с харьковчанами мы смогли принять новые экономически обоснованные тарифы. Я уверена, что нынешние тарифы ЖКХ завышены, и в случае моей победы они будут пересмотрены в сторону уменьшения.

Кроме того, для качественного предоставления услуг необходимо, чтобы харьковчане могли выбирать, кто будет обслуживать их дом, иметь возможность самостоятельно искать подрядчика для выполнения ремонта.

3. В нашем городе многим работягам, которые, к сожалению, слишком рано уходят из жизни, нужно ставить памятники еще при жизни. Но я бы лучше эти деньги, которые можно потратить на строительство памятника, отдала бы пенсионерам или в детские дома - там они будут нужнее.

Александр Сирота, председатель правления Харьковской областной общественной правозащитной организации "Право на захист", кандидат в мэры от партии "Справедливость"

1. Если мы хотим, чтобы нас сегодня возили на работоспособной технике и за рулем автотранспортных средств сидели трезвые, опытные водители, необходимо создать муниципальное предприятие, которое будет выпускать любой транспорт - частный, муниципальный - на рейс. Обязательно нужен врач, который будет проводить медосмотр водителей, кроме того, ежедневно перед началом смены транспорт должен проходить техосмотр. Муниципальная структура каждый день должна выдавать разрешение на осуществление маршрута. Чтобы решить проблемы пробок, движение на центральных улицах города нужно сделать односторонним - например, Пушкинская в одну сторону, Сумская - в другую. Это на 30-40% решило бы проблему пробок. Плюс необходимо строительство дорог. Еще одно решение транспортных проблем Харькова - наземное метро, этот проект уже есть. Это может решить проблему с транспортной развязкой в сторону аэропорта, Одесской, Гагарина и т.д. Что касается КП "Горэлектротранс", то ему необходимо обновление подвижного состава, причем не за счет купленных в России подержанных троллейбусов, а за счет новых машин украинского производства.

2. Человек не может платить за услуги ЖКХ более 10-12% своего дохода. Но возникает другой вопрос: какой должна быть минимальная зарплата? Кроме того, 99% коммуникаций устарели, для их замены нужны дополнительные инвестиции. Надо искать внутренние инвестиции: если люди верят во власть, будут вложения в город. Еще проблема: у нас половина людей не платит за услуги ЖКХ, а половина платит за двоих. Эту проблему можно решить только в том случае, если государство не будет вмешиваться в вопросы ЖКХ - это парафия местного самоуправления.

3. Я бы не ставил в Харькове никаких памятников. Я бы убрал памятники чиновничьей тупости в виде глупых знаков дорожного движения. Я имею в виду, например, знаки ограничения скорости, установленные там, где четырехполосные дороги и разрешено движение с более высокой скоростью - в районе Гидропарка, по ул.Шевченко.

Илья Тимохин, кандидат в мэры Харькова от партии "Новая сила"

1. Я считаю, что глобальные транспортные проблемы должно решать государство, ведь городской Департамент транспорта - это структура, которая является всего лишь продолжением вертикали власти на местах. Департамент должен обеспечить условия, при которых харьковчане чувствовали бы себя комфортно во время поездки в трамвае, троллейбусе, автобусе или метро. А вот государство должно обеспечить госзаказ на обновление парка транспорта в городе. И не только обеспечить, но и оплатить его. Именно такую схему мы предложим Кабмину. А если правительство откажется принять ее к действию, то оно не способно управлять государством.    

2. Мы исходим из того, что в Европе за жилищно-коммунальные услуги люди платят 5-10% своей зарплаты. У нас же - отдай все! Вопрос к государству: почему так низко оплачивается труд нашего соотечественника? Я выступаю за то, чтобы привести это соотношение к гармонии: украинцы, харьковчане должны также платить 5-10% своих доходов за услуги ЖКХ. А к окупаемости предприятий жилищно-коммунальной сферы надо стремиться через внедрение новейших сберегательных технологий. Кстати, мы предлагаем ввести норму, по которой за детей до 18 лет не нужно платить жилищно-коммунальные услуги.

3. Неужели в Харькове мало памятников? Их можно устанавливать хоть каждый день, но какая от этого польза? Лучше на эти средства помочь ветерану или пенсионеру. Я бы предложил перед строительством какого-либо памятника проводить в городе соответствующий мини-референдум: захочет громада - будем строить. Но потом чтобы не говорили, что не хватает денег на те или иные социально-экономические программы.

Александр Шармар, председатель Харьковский городской организации профсоюза предпринимателей, кандидат в мэры от партии "Громадська сила"

1. Транспортную структуру города надо полностью менять. Долю частников на этом рынке я бы сделал меньше. Ведь владельцы, например, автобусных маршрутов заставляют работать водителей по 14 часов в сутки, что часто приводит к повышению аварийности на дорогах. О какой безопасности перевозок можно говорить в такой ситуации?! А культура обслуживания со стороны тех же водителей? Вы слышали, какими словами они встречают пенсионеров-льготников? В целом же транспортная система должна быть оптимизирована. Я считаю, что деньги в этой сфере буквально лежат под ногами - просто надо уметь их поднять. Более подробно эта тема будет раскрыта в моей предвыборной программе.

2. Существующие тарифы явно завышены, по некоторым направлениям - в несколько раз. Я считаю, тарифы можно значительно снизить, и у нас есть для этого определенные предложения. А в целом отношение нынешней власти к проблеме тарифов можно оценить по тому факту, что комиссия по вопросам ЖКХ, которая активно работала при предыдущем мэре Владимире Шумилкине, сейчас совершенно не работает. Я работал в этой комиссии и знаю, какие резервы существуют для снижения тарифов. А помимо этого, проблема еще заключается в том, что власть не может эффективно распорядиться средствами, которые получает за предоставляемые в сфере ЖКХ услуги.

3. Я не сторонник установки памятников в нынешнее время: не очень рачительно тратиться на памятники, когда нужно решать насущные проблемы граждан, думать о молодежи, культуре. А вот восстановить старинные здания, памятники архитектуры в Харькове - это совершенно другое дело. Этим нужно заниматься. Я был недавно на улице Дарвина - там же прекрасные строения! Это все нужно восстанавливать, беречь. То же касается и существующих памятников - памятника Шевченко, Зеркальной струи. А новые памятники я бы не ставил. И убрал бы памятник влюбленным у станции метро "Архитектора Бекетова" - он очень некрасивый.

Игорь Швайка, кандидат в мэры от ВО "Свобода"

1. Кроки, необхідні для розв’язання транспортних проблем, зазначені в нашій програмі. Це насамперед повернення трамвайного сполучення на вул. Пушкінську, відродження електротранспорту там, де він був, і власне програма розвитку громадського транспорту там, де він існує. Ми усвідомлюємо, що це не найдешевша сфера міського господарства, але ця сфера життєво необхідна, і вона буде розвиватися через програму розвитку електротранспорту й громадського транспорту взагалі. Крім того, слід визначити місця, де будуть зупинки громадського транспорту й паркінги. Треба заборонити в’їзд у центр міста і паркування там. Центр міста повинен бути максимально незручний для приватного транспорту і в майбутньому має бути перетворений на пішохідну зону рекреації.

2. Тарифи залежать від того, наскільки економічно будуть використовуватися ті природні ресурси, які сьогодні потрібні для міського господарства. В одному з розділів нашої програмі є проект "Розумний будинок", у якому ми виступаємо за впровадження автономного опалення дитячих, дошкільних, медичних установ і за перехід на колективне опалення невеличких центрів. Це можна зокрема розглядати в контексті створення об'єднання співвласників багатоквартирних будинків. Тарифи повинні реально відповідати своїй вартості. Звідки будуть братися гроші? Місто повинно розробити програму і кредитувати за рахунок місцевого бюджету створення автономних систем опалення, що обійдеться набагато дешевше, ніж сьогоднішні тарифи, при загальних великих втратах при транспортуванні теплоносіїв.

3. Харків - це столиця українського козацького руху, тому, напевно, це має бути пам'ятник видатним українським національним героям. У нашій програмі є розділ "Історична пам'ять", відповідно до якого пам'ятники мають виховувати молоде покоління, а той радянський багаж, який існує, повинен бути відвезений в "Музей совецької окупації". Повинні бути пам'ятники великим українцям, які є втіленням українських ідей, українського духу, української національної пам'яті.