Телевойна, торговцы оружием в погонах и смерть митрополитаОдна из главных новостей прошлой недели – исчезновение из эфира сразу двух телеканалов, "А/ТВК" и "Форы", и прекращение вещания телевизионной службы новостей "АТН". Все эти организации находятся под контролем главного оппозиционера области, экс-губернатора и руководителя облорганизации "Батьківщини" Арсена Авакова, поэтому эти события получили широкий резонанс и вполне ожидаемый политический подтекст.

Итак, первой ласточкой стало сокращение вещания "Форы" до шести часов в сутки. По сообщению представителя Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания в Харьковской области Татьяны Долбни, у "Форы" возник конфликт с телекоммуникационным оператором "Украинские цифровые коммуникации" ("УЦК"), обеспечивающим  выход канала в эфир: "УЦК" сократили подачу сигнала по причине того, что канал задолжал провайдеру.

Почти сразу появилась информация о конфликте другой телекомпании с другими провайдерами. Телекомпания "АТН" тоже не нашла общего языка со своим провайдером, передающим сигнал для "7-го канала", и попыталась посотрудничать с другими. Но не тут-то было: "Датагруп" и "Велтон Телеком" сначала якобы выполнили все необходимые работы, а потом у них пропали "технические возможности" для прокладывания каналов связи к передатчику. АТН-щики попытались задействовать радиорелейную станцию, но тут на их пути стала облСЭС. В общем, телекомпания была отрезана от вышки, и на "7 канале" вещать уже не могла. Да и руководство вышки, т.е. Харьковского областного радиотелевизионного передающего центра, по версии АТН, никакого энтузиазма в части предоставления эфира не проявляло, всячески затягивая начало вещания. Обо всем этом коллектив АТН написал президенту, присовокупив, что и сотрудники СЭС, и сотрудники провайдеров утверждают, что команда не допустить выхода АТН в эфир на "7-м канале" поступила от мэра Харькова Геннадия Кернеса и губернатора Михаила Добкина.

После того как Арсен Аваков продал свою часть "7-го канала" родственнице Михаила Добкина, канал стал целиком принадлежать власти, и было бы странно, если бы на нем выходили новости, постоянно власть ругающие. Поэтому ситуация с АТН еще не выглядела полным разгромом местных оппозиционных медиа. К тому же в эфире оставался канал "А/ТВК", полностью подконтрольный Арсену Авакову. С ним экс-губернатор связывал большие планы. Но в среду из эфира исчез и "А/ТВК".

И тут тоже – проблемы с провайдером. Руководство телеканала обвинило в случившемся "Украинские цифровые коммуникации", с которыми уже были проблемы у "Форы". Основанием для подобного заявления послужил тот факт, что с Харьковским областным телерадиопередающим центром проблем никаких нет, а значит, сигнал исчез по вине провайдера. Руководитель "УЦК" Максим Цзян дал в "Status Quo" пресс-конференцию, на которой отбивался от одного и того же неоднократно перефразированного вопроса журналистов: почему исчез сигнал? Никаких команд на отключение, по словам Цзяна, он не давал. С обаянием иезуита Цзян рассказал о том, что его организация - не монополист на рынке, и канал вправе обратиться к какому-нибудь другому провайдеру, как будто история с внезапным исчезновением технических возможностей у "Датагруп" и "Велтон Телеком" еще не стала достоянием общественности. К этому Цзян добавил сообщение о том, что договоры его компании с "Форой" и "А/ТВК" были составлены безграмотно, а потому подлежат пересмотру.

В общем, власть поступила неожиданно: вместо того чтобы устраивать утомительные разбирательства с отбором лицензий, она просто лишила оппозиционные каналы технической возможности вещать. Сделать это было проще простого: на пресс-конференции Цзяна стало известно, что техническое обслуживание обходилось "А/ТВК" всего в 10 тысяч гривен. Это не та сумма, из-за которой любой кабельный оператор станет ссориться с властью, от которой напрямую зависит его бизнес. Так провайдеры стали той болевой точкой, надавив на которую стало возможно отключить из эфира оппозиционные телеканалы.

Впрочем, и за отбором лицензий, возможно, дело не станет. В среду стало известно, что Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания назначил внеплановую проверку АТН. Предварительно Нацсоветом были зафиксированы нарушения ч.7 ст.27, ч.1 ст.52 и ч.1 ст.59 закона "О телевидении и радиовещании". Речь идет о выполнении телеканалом лицензионных условий, в частности, о способности телеканала вещать. По словам руководителей АТН, телекомпания вещать не может по вине провайдеров, однако Нацсовет вины провайдеров может и не обнаружить. Тем более, на операторов Нацсовет никакого влияния не имеет, и вполне может решить, что невозможность обеспечить подачу сигнала – проблемы сугубо телекомпании, которая не смогла договориться. А раз нет эфира – нет и лицензии. И поступить так Нацсовет может не только с АТН, но и с "Форой" и "А/ТВК".

Руководители "Форы" и "А/ТВК" обратились к прокурору Харьковской области и в Администрацию президента по поводу ситуации с отключением эфира. Правда, эффект от этих обращений, вероятно, будет нулевой. В Администрации президента и в местной прокуратуре сделать все равно ничего не смогут, даже если вдруг захотят. Дело в том, что при всей своей понятности ситуация не содержит никаких нарушений законодательства. Провайдер волен поступать, как ему угодно, и если канал полагает, что провайдер не прав, то может обратиться в суд. Т.е. с формальной точки зрения в данном случае имеет место банальный спор хозяйствующих субъектов, и именно так, скорее всего, ответит прокуратура. Что до политической составляющей, то слова о вине местной власти к делу не пришьешь.

Руководители каналов и оппозиция, конечно, заявили о давлении на "независимые харьковские телеканалы", с новой силой зазвучали слова о гонениях на прессу. Правда, "независимыми" выключенные из эфира телеканалы нельзя назвать при всем желании: они были стопроцентно оппозиционными действующей власти, причем не оппозиционными власти вообще, как некоторые интернет-ресурсы, а оппозиционными Партии регионов. Конечно, причина этого – то, что владеет данными медиа Арсен Аваков. Очевидная ангажированность привела к тому, что исчезновение из эфира "А/ТВК", "Форы" и "АТН" не вызвало широкого общественного резонанса, встряхнув преимущественно журналистскую среду. В этом вопросе сыграло свою роль и невысокое  качество контента, которое, впрочем, характерно для всех харьковских телеканалов. Потребитель (а именно потребителем в первую очередь является зритель, а уж потом -гражданином, избирателем и т. д.) будет возмущаться, если его лишили качественного продукта, а если некачественного – печалиться особо не будет. Так что руководители и владелец отключенных телеканалов в известном смысле пожинают плоды стратегии, которой следовали многие годы. Стратегии, при которой во главу угла ставилось решение политических задач спонсора, а не объективность подаваемой информации (о которой, кстати, в контексте "А/ТВК", "Форы" и АТН даже их защитники не решаются говорить) и не качество контента. Хотя сейчас, когда зритель избалован доступом к лучшим мировым телеканалам, именно качество стало главной составляющей успешности всякого телевизионного проекта.

"А/ТВК", "Фора" и АТН, скорее всего, в эфир больше не выйдут. Остается вопрос: что будет с коллективами этих телекомпаний? Ответ на него напрямую связан с вопросом, будет ли Арсен Аваков развивать медианаправление, связанное с производством визуального контента? Ведь делать это можно и без эфирного телевидения, переместив свои проекты в интернет. В этом случае костяк коллективов удастся сохранить.

Харьковская милиция умеет влипать в неприятные истории. Случаи пыток, взятки и прочие "шалости" правоохранителей уже даже не всегда тянут на топ-новости, потому что стали почти обыденностью. Но то, что произошло на прошлой неделе, удивило своей даже не столько преступностью, сколько глупостью.

Итак, в четверг сотрудники Департамента внутренней безопасности и Управления по борьбе с организованной преступностью Главного управления МВД Украины в Харьковской области задержали двух милиционеров, которые пытались сбыть пять пистолетов. Оружие было изъято, милиционеры арестованы. Прибывший по этому случаю в Харьков министр МВД Анатолий Могилев устроил то, что на сленге милиционера называется "братской могилой": уволил не только тех, кто мог быть причастен к продаже оружия, но и тех, кто не проконтролировал подчиненных. В частности, своих должностей лишились начальник горуправления милиции Николай Фоменко, начальник Коминтерновского райотдела Юрий Юрченко, начальник Департамента внутренней безопасности Павел Юрышев и начальник штаба горуправления милиции Сергей Човпан. Руководителю облуправления милиции Михаилу Мартынову было объявлено дисциплинарное взыскание - неполное служебное соответствие. Позже появилась информация, что Юрий Юрченко был задержан в аэропорту. По данным некоторых СМИ, его задержали при попытке покинуть территорию Украины.

Глупость ситуации заключается, во-первых, в том, что торговля оружием – дело, которое трудно скрыть. Рано или поздно какой-нибудь "ствол" всплыл бы, и его происхождение проследили (возможно, это и произошло). Пистолет - это не предмет, торговля которым как таковая является законной, и поэтому происхождение товара не вызывает особого интереса. И даже не стакан марихуаны (а информация о причастности милиционеров к торговле наркотиками, увы, появляется частенько), который вскоре после продажи превращается в дым.

Во-вторых, вызывают изумление цены, по которым, по информации некоторых СМИ, незадачливые торговцы оружием продавали свой товар: автомат Калашникова - 1500 грн., пистолет - 300 грн., патроны - по гривне. Рисковать свободой за подобные суммы – верх глупости. (К слову сказать, цена на черном рынке на автоматы, пистолеты и боеприпасы как минимум в 10 раз выше.) Так что неудивительно, что торговцы оружием были молоды и невысоких званий. Одному из задержанных - 25 лет, носил он сержантские погоны. Правда, продавалось оружие "своим", т.е. коллегам. Но надеяться  на то, что удастся сбыть 40 единиц оружия (именно столько, по данным СМИ, успели продать "предприниматели") и информация никуда не просочится, – верх глупости, оправданием которой не могут быть ни возраст, ни невысокое звание.   

И в-третьих, совершенно глупо вели себя те, кто оружие покупал. Наверное, эти правоохранители читали какой-то особый Уголовный кодекс, в котором говорилось, что статьи о незаконном обороте оружия не касаются работников милиции. Неужели счастье обладания смертоносной железкой стоило неприятностей, связанных с уголовным преследованием?

В четверг на 91-м году жизни скончался митрополит Харьковский и Богодуховский Украинской православной церкви Никодим (Руснак). На божественной литургии и церемонии погребения митрополита в Свято-Благовещенском соборе присутствовали председатель Харьковской облгосадминистрации Михаил Добкин, председатель облсовета Сергей Чернов, городской голова Геннадий Кернес, другие представители местных органов власти, ректоры вузов, предприниматели и сотни харьковчан. Митрополит Никодим был погребен в нижнем храме собора в пределе святителя Мелетия.

Вопрос о преемнике митрополита остается открытым. По одной из версий, митрополитом Харьковским может стать ближайший соратник Никодима архиепископ Онуфрий. Но более вероятной кажется версия, озвученная УПЦ Киевского патриархата в апреле, согласно которой Харьковскую епархию возглавит митрополит Илларион. Это близкий к патриарху Кириллу человек, который сейчас руководит отделом внешних церковных связей Московского патриархата. Должность митрополита Харьковского и Богодуховского позволит Иллариону стать постоянным членом священного синода УПЦ Московского патриархата и превратит в возможного преемника митрополита Владимира (Сабодана) на Киевской кафедре.

Имя преемника митрополита Никодима назовет священный синод, который созовет предстоятель УПЦ митрополит Владимир, т.е. формальное решение примет Украинская православная церковь Московского патриархата, а не Российская православная церковь. Однако вряд ли назначение митрополита Харьковского и Богодуховского пройдет без участия патриарха Кирилла, который славится своим неусыпным радением о выстраивании собственной вертикали власти.