Дефицит бюджетов, новые налоги и кадровые назначенияВ этом году области будет катастрофически не хватать денег. Об этом в понедельник, 10 января, говорили на заседании правления Харьковского отделения Ассоциации городов Украины, и не просто говорили, а даже приняли обращение к Верховной Раде с просьбой пересмотреть госбюджет.

В обращении сказано, что бюджет-2011 лишь на 25-30% обеспечивает финансирование органов местного самоуправления Харьковской области. Как заявили мэры городов Харьковщины, бюджет 2011 г. позволяет органам местного самоуправления выделять средства только на зарплаты и оплату энергоносителей, и то не в полном объеме. По словам поселкового головы Сахновщины Виктора Сидоренко, на содержание органов местного самоуправления его поселка выделено лишь 30% необходимых средств. Мэр Люботина Владимир Теличко заявил, что выделенных городу денег хватит, чтобы полгода выдавать зарплаты и оплачивать энергоносители. По словам городского головы Изюма Александра Божкова, дефицит бюджета в его городе составляет около 40 млн. грн.

В общем, ситуация сложилась непростая. Непростая еще и потому, что Верховная Рада вряд ли захочет перекраивать бюджет, услышав стенания с мест. Во-первых, в данном случае обращение к Верховной Раде немного не по адресу: бюджет готовил Кабмин, а значит, и изменения в него, тем более такие радикальные, как увеличение сумм на содержание органов местного самоуправления, должны вноситься на рассмотрение Верховной Рады правительством.

Во-вторых, те, кто, готовил бюджет, явно знали что делают. Дело в том, что наиболее радикальному сокращению подверглись именно расходы на содержание управленческого аппарата. По словам начальника Главного финансового управления Харьковской облгосадминистрации Натальи Каплуновской, расходы на образование по сравнению с 2010 г. уменьшены на 4%, здравоохранение - 3,2%, культуру - 4,8%, физкультуру и спорт - 8,6%. Все эти несколько процентов – миллионные суммы, однако вряд ли подобное сокращение фатально отразится на ситуации в сфере образования или здравоохранения. А вот расходы на органы местного самоуправления уменьшены на 42,4%. Почему так радикально?

Возможно, авторы бюджета предполагали, что реформа центральных органов власти, начатая президентом в конце прошлого года, перерастет в реформу местных органов самоуправления и повлечет массовые сокращения местных чиновников. Правда, экономия средств от сокращения чиновничьего аппарат может иметь место, только если увольнения произойдут в начале года. В противном случае, а также с учетом необходимости выплачивать выходные пособия никакой экономии не получится.  

Еще один любопытный аспект, озвученный на заседании регионального отделения Ассоциации городов, – государство не только забирает, но и дает. Планируется, что около 200 млн.грн., которые раньше уходили в Киев, теперь будет получать областной бюджет. Среди этих средств - плата за пользование недрами при добыче полезных ископаемых. Правда, по сообщению Каплуновской, эти средства не поступают в полном объеме, и задолженность по данной статье составляла 330 млн.грн.

И можно было бы посочувствовать местным чиновникам, если бы не одно "но". Почему образовалась задолженность за пользование природными ресурсами и почему чиновники вместо того, чтобы бить в набат, называть организации, виновные в образовании задолженности, и людей, которые за этими организациями стоят, лишь констатируют факт поступления средств в неполном объеме? Ведь с этого года недополучать деньги по статье будет уже не государственный бюджет, а местный.

После информации о плате за природные ресурсы становится понятна логика авторов бюджета. Видимо, они рассуждали так: "Вместо того чтобы выделять субвенции, мы дадим возможность собирать средства на местах, а уж как этой возможностью воспользуются местные власти – это их, местных властей, проблемы". А наши власти, похоже, решили пойти по пути наименьшего сопротивления – просить денег у Киева, а не изыскивать внутренние резервы.

Не все в порядке и с бюджетом городским. В среду, 12 января, мэр Харькова Геннадий Кернес посетовал на то, что из-за введения нового Налогового кодекса городской бюджет потерял более 50 млн.грн. Это связано прежде всего с отменой рыночного сбора. Кроме того, по словам директора Департамента бюджета и финансов Харьковского горсовета Татьяны Таукешевой, до 1 января 2011 г. в Харькове действовало два вида местных налогов и шесть видов местных сборов. Введение нового Налогового кодекса сократило количество сборов до трех - за места для паркования транспортных средств, осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности и туристический сбор. Налогов осталось два, но если раньше это были налог на рекламу и коммунальный, то теперь - налог на недвижимое имущество и единый налог.

Да и эти налоги и сборы вводятся не сразу. Например, налог на недвижимое имущество мог бы стать существенным подспорьем для местного бюджета: в Харькове достаточное количество жилой недвижимости, которая подпадает под налогообложение (квартиры площадью более 120 кв.м и дома площадью более 250 кв.м). Но этот налог, согласно Налоговому кодексу, начнет взиматься только с 2012 года. А вот со сбором за парковку и туристическим сбором решила повременить городская власть – туристический сбор не будет взиматься до 2013-го, а парковочный – до 2012-го.

С туристическим сбором все понятно: Харьков никогда не был туристической Меккой, а значит, поступления от этого сбора будут небольшими, но с другой стороны, Евро-2012 располагает к стимулированию туризма. Со сбором за парковку не все так однозначно: зачем было устраивать налоговые каникулы организаторам паркингов - непонятно.

На прошлой неделе многострадальный "Горэлектротранс" получил еще 9,6 млн. грн. для выплаты зарплаты. А прокуратура Харьковской области начала новую проверку фактов невыплаты зарплаты сотрудникам КП "Горэлектротранс": прокурор области Геннадий Тюрин отменил принятое ранее постановление прокуратуры об отказе в возбуждении уголовного дела по фактам невыплаты зарплаты. Что рассчитывает накопать прокуратура - непонятно. Разве что выдвинуть обвинения лично Тимошенко в том, что когда она возглавляла правительство, государство не компенсировало проезд льготников. Ведь обвинять во всем Тимошенко - тренд этого политического сезона.

На прошлой неделе произошло еще одно событие, связанное с общественным транспортом. Харьковская городская власть подготовила два транша на погашение долга за троллейбусы и трамваи, взятые городом в лизинг в 2006 г. По сообщению директора ЧП "ПЛ Лизинг" Юрия Свидзинского, первый транш в размере 99 тыс. грн. был перечислен его фирме еще в декабре, но деньги пока не пришли – "вроде как по вине казначейства". "Также мне известно, что харьковская власть готовит следующий платеж в размере около 1 млн. грн.", - сообщил Свидзинский. И вообще, по словам кредитора, во второй половине января он и другие представители "ПЛ Лизинг" собираются посетить Харьков, чтобы принять участие в переговорах по поводу реструктуризации долга за лизинговый транспорт.

Напомним, эта ситуация длится с октября 2007 г. Долги за лизинговый транспорт висели над харьковской городской властью дамокловым мечом, скандал то разгорался, то затухал, власть обещала попросить помощи у государства, а ЧП "ПЛ Лизинг" - отобрать взятый в лизинг подвижной состав. Сейчас, кажется, дело сдвинулось с мертвой точки. Правда, говорить о скором разрешении конфликта пока рано: общая задолженность Харькова без штрафных санкций составляет 55 млн. грн., а сумма эта для харьковского бюджета очень большая.

На прошлой неделе произошло два события, связанных с коммунальными предприятиями. Первое - КП "ПТП "Вода" объединили с КП "Харьковкоммуночиствод". Такое решение было принято 12 января на сессии горсовета. Как сказано в пояснительной записке к решению, "реорганизация приведет к более результативному использованию объединенных ресурсов". Возглавлять новое предприятие будет директор КП "Вода" Иван Коринько. Решение об объединении этих КП было принято уже давно, а потому вердикт сессии не стал неожиданностью.

Зато неожиданностью стало создание нового КП под названием "Инженерные сети". По словам директора Департамента жилищного хозяйства горсовета Романа Нехорошкова, предприятие создано для инвентаризации существующих телекоммуникационных сетей в домах и "упорядочения работы в этом вопросе". Мэр Геннадий Кернес, комментируя это решение, сказал: "Мы проанализируем все кровли домов - насколько паутина кабелей провайдеров заплела кровли и подъезды. Мы создаем это предприятие в том числе для того, чтобы провайдеры участвовали в благоустройстве подъездов". Как именно создание КП может заставить провайдеров участвовать в благоустройстве подъездов - непонятно. Также непонятно и то, зачем создавать КП для инвентаризации чужих телекоммуникационных сетей. Похоже, городская власть вместо разработки ясных и четких правил взаимоотношений города и бизнеса создала очередную чиновничью надстройку в виде КП.

И последнее: на прошлой неделе президент Украины своими распоряжениями назначил председателей трех райгосадминистраций Харьковской области. Виктор Намчук возглавил Первомайскую райгосадминистрацию, Владимир Кужель - Коломакскую, а Андрей Хвесик - Кегичевскую.

Владимир Кужель – социалист, единственный представитель этой партии, прошедший в облсовет. Причем баллотировался он от Коломакского района, который теперь и возглавил. Так что это назначение выглядит вполне логичным. Андрей Хвесик – тоже депутат облсовета, избранный по округу, который находится в возглавляемом им районе. А вот почему руководителем Первомайской райгосадминистрации назначили представителя забытой всеми СДПУ(о) Виктора Намчука, не совсем понятно.