Скандал с троллейбусами и дело вип-узницыНа прошлой неделе Харьков чуть не лишился нескольких десятков курсирующих по городу троллейбусов. Впервые тема долга города за взятый в лизинг транспорт стала достоянием общественности в 2010 году, когда попала в СМИ. А сама эта история тянется с 2006 года. Тогда Харьков взял в лизинг, то есть долгосрочную аренду с правом выкупа, 90 троллейбусов и 10 трамваев. Транспорт предоставила львовская фирма "ПЛ Лизинг", которая выиграла соответствующий тендер. Троллейбусы, переданные Харькову, произведены в Саратовской области России, а трамваи - в Челябинской. При заключении договора говорилось, что транспорт будет выкуплен за 5 лет, а деньги в равных частях выделят государственный и местный бюджеты.

В 2010 году директор львовской компании Юрий Свидзинский заявил, что Харьков не выполняет условий договора. По его словам, "ПЛ Лизинг" неоднократно обращался и в мэрию, и в "Горэлектротранс", но никаких мер для погашения долга предпринято не было. Львовяне выиграли несколько судов, которые, понятное дело, обязали "Горэлектротранс" выполнить взятые на себя обязательства, но, несмотря на это, лизинговые платежи и в дальнейшем не поступали в полном объеме, а с января 2010 г. оплата прекратилась вообще.

Комментируя эту ситуацию, Михаил Добкин, при мэрстве которого и заключался договор лизинга, заявил, что Харьков не сможет рассчитаться за транспорт без помощи государства. По его словам, выбор был остановлен на технике именно российского производства, поскольку она была оптимальной по цене. При этом харьковская власть рассчитывала на то, что 50% денег на этот транспорт выделит государственный бюджет. Но потом, по словам Добкина, изменилось законодательство: в нем появился пункт, согласно которому за средства госбюджета можно покупать технику только украинского производства.

Потом деньги на харьковский лизинговый транспорт планировало дать Министерство ЖКХ, и даже говорилось, что Кабмин берет на себя все долги харьковского "Горэлектротранса" по покупке подвижного состава. В 2010 г. вопрос выносился на рассмотрение украинско-польской комиссии, которая работала в Варшаве при участии премьеров двух стран. В сентябре 2010-го Харьковский горсовет принял обращение к правительству с просьбой погасить долг за лизинговый транспорт, который к тому времени составлял 70 миллионов гривен. Через несколько месяцев вопрос взяла на контроль Администрация президента, которая направило в обладмнистрацию письмо с предложением дать некий ответ компании-лизингодателю. Судя по тому, как развивалась ситуация дальше, никакого ответа, который бы устроил и успокоил львовян, не последовало.

Свидзинский неоднократно угрожал изъять транспорт: хоть за него и было уплачено больше 50 миллионов гривен, до полного расчета он находится в собственности "ПЛ Лизинг". Много говорилось о блокировании счетов и аресте имущества "Горэлектротранса".

В конце 2010 - начале 2011 года стороны вроде договорились о реструктуризации долга, и Харьков перевел несколько платежей. Но во второй половине 2011-го денег не поступало. Сейчас, по информации "ПЛ Лизинг", долг за транспорт - почти 120 миллионов гривен: это 75 миллионов собственно задолженности и 44 миллиона штрафа за просрочку. На прошлой неделе львовяне заявили, что таки заберут троллейбусы. Однако Юрия Свидзинского не пустили в депо, на территории которого находится этот транспорт, а потом стороны спешно заявили о совместной пресс-конференции. Однако ее проведение ясности в вопрос не добавило. Было сказано, что благодаря неким "новым договоренностям" с городской властью вопрос об изъятии транспорта отложен. "У нас состоялась встреча с городским головой, на которой мы нашли взаимопонимание", - подчеркнул Свидзинский.

Похоже, ситуация отчасти патовая. Действительно, согласно постановлению Кабмина "Об утверждении порядка использования в 2007 году субвенции из государственного бюджета местным бюджетам на приобретение вагонов для коммунального электротранспорта (троллейбусов и трамваев)", покупка транспорта может осуществляться на условиях равного выделения средств местным и госбюджетом, однако госбюджет выделяет деньги только на технику отечественного производства. В аналогичном постановлении предыдущего, 2006 года - года, когда Харьков заключал договор о лизинговом транспорте, - тоже упоминалась поддержка отечественных производителей транспорта, однако покупка за деньги госбюджета трамваев и троллейбусов только украинского производства не была императивом.

Примечательно, что достаточно долго местная власть Харькова силами городского бюджета свои обязательства старалась выполнять. Как сказано в обращении к Кабмину, сумма договора финансового лизинга, заключенного в 2006-м, составляла 120 миллионов 250 тысяч гривен. В 2006 году на условиях софинансирования было выплачено 8 миллионов 350 тысяч. А в 2007 - 2009 годах выплаты осуществлялись только за средства местного бюджета, и было погашено почти 42 миллиона гривен. Если применить схему финансирования в равных частях, которую хотела использовать харьковская власть, то получается, что городской бюджет выплатил за транспорт 46 миллионов из 60, то есть погасил 75% своего долга. Если бы в 2010 году выплаты не прекратились и продолжались теми же темпами, то Харьков отдал бы всю свою часть. Но понятное дело, все эти расчеты не являются аргументом для львовян. Для них транспорт брал Харьков и местный "Горэлектротранс", общий уровень расчетов уже после окончания срока действия договора составляет всего 40%, а то, каким образом и за счет чего городская власть изначально планировала рассчитываться, не представляет, да и не должно представлять никакого интереса.

Городская власть, беря транспорт в лизинг, ориентировалась на определенную схему финансирования. И конечно, сейчас она не хочет брать на себя обязательств, которые в ее видении может или даже должно выполнить государство. Плюс, наверное, играет роль фактор... надежды, что ли: мэрия рассчитывает, что то, что частично оплачено и уже несколько лет находится в Харькове и эксплуатируется, никто забирать не будет. Тем более, подобные угрозы - забрать - звучат уже очень давно, но так и не стали реальностью. Да и чисто юридически и технически осуществить это будет непросто: исполнительная служба, по всей видимости, не спешит идти навстречу львовянам. Однако эта надежда, что ситуация "рассосется" сама собой, может сыграть с городом злую шутку. Во-первых, из-за этой истории Харьков однозначно несет имиджевые потери и откровенно рискует своей репутацией надежного делового партнера. Получается, что мэрия продолжает покупать транспорт, в том числе в лизинг, оснащает его GPS-навигацией, выделяет средства на зарплаты работников вечно убыточного коммунального транспорта, вкладывает гигантские деньги в развлекательный парк Горького, но при этом не полностью выполняет взятые раньше финансовые обязательства. А во-вторых, если ситуация не будет хотя бы постепенно решаться, когда-нибудь транспорт все же могут отобрать. Многое зависит от того, какие масштабы приобретет этот скандал и до какого уровня дойдет. Это станет не только имиджевым, но и чисто "хозяйственным" ударом для Харькова: город захлебнется, если лишится, грубо говоря, трети своих троллейбусов. Хочется верить, что мэрия этого не допустит - хотя бы потому, что это уж точно не в ее интересах.

Пару последних недель вниманием общественности владел главный местный оппозиционер - Арсен Аваков, - и казалось, что о главном оппозиционере всей страны - Юлии Тимошенко - потихоньку начали забывать. Однако на прошлой неделе украинская узница номер один напомнила о себе.

Итак, Служба безопасности Украины обратилась в Киевский районный суд Харькова с ходатайством установить для экс-премьер-министра, лидера ВО "Батьківщина" Юлии Тимошенко и ее защиты срок ознакомления с уголовным делом до 28 марта. По информации СБУ, Тимошенко не ознакомилась ни с одним томом из 71 тома уголовного дела, а ее защитник Сергей Власенко ознакомился с одним томом из 190 страниц. Ходатайство было удовлетворено. Комментируя ситуацию, Власенко заявил, что СБУ "как обычно, перекрутила обстоятельства дела", и он подаст апелляцию на это решение суда.

Эти события развеяли несколько интриг. Во-первых, по поводу суда, который будет рассматривать второе дело Тимошенко. По всей видимости, это и будет Киевский районный суд Харькова, на территории которого находится обулправление СБУ. Теоретически было возможно рассмотрение дела в одном из судов Киева - по месту совершения преступления. Выбор в пользу Харькова, безусловно, играет против Тимошенко. Конечно, суд по делу экс-премьер-министра будут освещать все крупные СМИ, однако столица есть столица: там и иностранных корреспондентов и представителей международной общественности побольше, и с протестно настроенными гражданами получше, и резонанс бы в итоге получился посильнее. Сколько человек в поддержку Юлии Владимировны способен "делегировать" Харьков, уже можно было увидеть во время серии январских митингов. Конечно, центральный аппарат "Батьківщини" может мобилизовать под стены суда десант из других регионов. Однако если первый приговор был в итоге принят без особых протестов, то второй уже точно пройдет, как говорится, "по накатанной".

Вторая развеявшаяся интрига - когда, собственно, суд начнется. Еще в январе было совершенно непонятно, сколько Тимошенко и ее защита будут знакомиться с материалами дела. Теперь это время ограничено 28 марта. По информации СБУ, экс-премьер не прочла еще ни станицы из 70 томов уголовного дела, и ее защита этого факта не опровергала. Что мешает Юлии Владимировне читать материалы - непонятно совершенно. Руководство колонии даже любезно освободило экс-премьера от необходимости работать, то есть и время, и возможности для ознакомления с делом у Тимошенко есть. Конкретного пояснения этому факту не дал и Сергей Власенко. Он лишь традиционно упоминал плохое самочувствие Тимошенко, как будто намекая, что в этом причина и того, что дело не читается, и того, что Юлия Владимировна не присутствовала на заседании суда.

С самочувствием Тимошенко, кстати, ничего не прояснилось. По заверениям ее сторонников, чувствует она себя плохо, однако от осмотра предложенными Минздравом врачами по-прежнему отказывается. Юлия Владимировна хочет консультации западных специалистов, и на прошлой неделе между ее защитниками и Минздравом велся спор, если не сказать - торг, по поводу того, сколько в составе комиссии будет врачей, которым Тимошенко доверяет, а сколько - делегированных Минздравом. Сторона Тимошенко настаивает, что в составе консилиума не должно быть украинских врачей, Минздрав предлагает паритет. Вообще, в Минздраве, похоже, руководствуются простой и очевидной мыслью: если человек действительно испытывает серьезные трудности со здоровьем, более того - страх за свою жизнь, то он ищет помощи у специалистов. Поскольку Тимошенко ведет себя с точностью до наоборот, понятное дело, возникают мысли о симуляциях, а слова об ужасном самочувствии вызывают сомнения. В конце недели появилась информация, что в понедельник, 13 февраля, Тимошенко осмотрят медики из Канады и Германии (врачи Красного Креста, кстати, отказались от участия в медобследовании Юлии Владимировны). Генпрокуратура заявила, что будет "содействовать обеспечению организации обследования", однако в ее сообщении тоже говорится и об украинских специалистах. Вот это расплывчатое "содействовать" вместе с напоминанием об отечественных медиках наводит на мысль, что препирательства по поводу медосмотра и состава комиссии, который его проведет, могут вестись еще бесконечно долго.

По всей видимости, Тимошенко решила и дальше придерживаться избранной еще во время первого разбирательства тактики пренебрежения к суду. И это несмотря на то, что такая линия поведения сослужила ей не лучшую службу: никогда хамство не сможет заменить конструктивность и спокойное достоинство, и рано или поздно это становится очевидным даже самым безрассудно преданным сторонникам. Ну и конечно, слова о плохом самочувствии призваны укреплять образ мученицы, который так старательно создается и так нещадно эксплуатируется Юлией Владимировной и ее сторонниками. Юлия Владимировна как будто не понимает, что такими действиями она сама, своими собственными усилиями, как бы вычеркивает себя из активной политики: раньше - она сама что-то делала, предлагала, разрешала или нет, а теперь - с ней что-то делают и ей разрешают или нет. Да и вопрос о том, нужен ли избирателю настолько нездоровый лидер нации, остается открытым.

Кроме того, на прошлой неделе Юлия Тимошенко потеряла статус арестованной и перешла в статус отбывающей наказание: 9 февраля истек срок ее ареста по делу о перекладывании долгов корпорации "Единые энергетические системы Украины" на госбюджет, и СБУ не просила его продлить. В связи с этим интернет облетели заголовки вроде "Тимошенко переведут в общую камеру?". Дело в том, что пока экс-премьер пребывала в статусе арестованной, она содержалась в камере участка СИЗО Качановский колонии. Этот статус она потеряла, и возник вопрос о камере. Отвечая на него, начальник управления Государственной пенитенциарной службы Украины в Харьковской области Евгений Бараш отметил, что Тимошенко обратилась к начальнику колонии с просьбой оставить ее в той же камере, и эта просьба была удовлетворена. Не изменились и бытовые условия содержания лидера БЮТ. Это явно свидетельствует о том, что сколько бы ни говорилось о происках власти в ее маниакальном желании буквально сжить Тимошенко со свету, Юлия Владимировна продолжает оставаться вип-заключенной. Личный массажист, нужный массажный стол и камера на выбор: вряд ли рядовые узницы колонии могут похвастаться такими условиями содержания.

Однако как бы там ни было, две недели затишья, которые предшествовали всем этим событиям вокруг экс-премьера, наглядно показали: если никаких действительно новых информационных поводов и событий, связанных с Тимошенко, не будет, а она просто будет отбывать срок, о ней действительно начнут забывать. И никакие приправленные лозунгами речи или скрашенные плакатами митинги не помогут.