Новые кандидаты в мэры, утопия технопарков и мытарства РазвадовскогоНа прошлой неделе продолжалась регистрация кандидатов на пост харьковского мэра и в депутаты местных советов. Во вторник, 5 октября, городская избирательная комиссия зарегистрировала еще несколько претендентов на мэрское кресло: это Владимир Дронов от Народно-демократической партии, Юрий Орел - от партии "УДАР Виталия Кличко", Александр Сирота - от партии "Справедливость", Илья Тимохин - от партии "Нова сила" и Александр Шармар - от партии "Громадська сила". В четверг, 7 октября, официальными кандидатами на пост городского головы Харькова стали Александр Денисенко от Народного Руха Украины и Вячеслава Дьяченко от Украинской социал-демократической партии.

Никто из новоиспеченных кандидатов в мэры не окажет существенного влияния на расстановку сил. Зачем эти люди подают документы – непонятно. Впрочем, мэрская избирательная кампания – неплохой способ сообщить общественности о своем существовании и поднять собственную популярность если не среди горожан, то, по крайней мере, среди друзей и знакомых.

Большинство кандидатов в депутаты, зарегистрированных на прошлой неделе для участия в местных выборах, тоже вряд ли повлияют на ситуацию. Разве что "Фронт змін" преодолеет трехпроцентный барьер, да партия Виталия Кличко "Удар", осененная популярностью своего фронтмена, может рассчитывать на какие-то места в советах. Кстати, возглавил список партии "Удар" в облсовет президент Харьковского общественного фонда "Харьков XXI век" Алексей Шумилкин - сын бывшего мэра Харькова Владимира Шумилкина.

Идея со свободными экономическими зонами и прочими "налоговыми гаванями" канула в Лету: после недолгой дискуссии в Киеве решили, что осчастливить налоговыми льготами отдельные регионы нецелесообразно. Но в Харьковской облгосадминистрации, похоже, верят, что льготы все же можно будет получить, но не для области, а для так называемых технопарков. В четверг, 7 октября, губернатор Михаил Добкин заявил: "Я высказал пожелание, чтобы в Харьковской и Белгородской либо же Курской областях дали возможность реализовать пилотный проект по созданию технопарков, на базе которых будут организованы совместные российско-украинские предприятия". Как отметил Добкин, технопаркам нужно предоставить серьезные налоговые льготы, а сферы их деятельности ограничить так, чтобы они специализировались на производстве высокотехнологичной продукции, в себестоимости которой будет большая доля отечественной науки.

Курировать создание пилотного проекта поручено вице-губернатору Юрию Сапронову. Планируется, что после подготовки проекта его обсудят с российской стороной и предложат межгосударственной комиссии, чтобы она вынесла этот вопрос на рассмотрение президентов России и Украины.

Как будет развиваться этот проект – сказать сложно. Пока он выглядит довольно утопично. Дело в том, что главный потенциальный партнер по организации технопарков – Россия, - вложив в развитие собственных технопарков около семи миллиардов рублей, ничего не добилась. И это притом, что в России этой проблемой озаботились на самом высоком уровне: в декабре 2004 г. президент Владимир Путин посетил технопарки в индийском Бангалоре, после чего и велел правительству изучить и применить заморский опыт. Деньги из государственного и местных бюджетов были выделены, но "силиконовые долины" в России так и не появились. Почему? Причины назывались разные. Высшие российские чиновники сетовали на то, что в регионах не поняли, что это за штука такая - технопарк, а потому освоение денег пошло неверным путем (например, был случай, когда в одной российской области в план развития технопарка включили строительство… кладбища). Чиновники из регионов хмуро ворчали про недостаток средств. Но, пожалуй, самая вероятная причина того, что технопарки в России не пошли, – тот факт, что никогда и нигде в мире их не создавали на пустом месте. Инфраструктурой обычно обрастали уже существующие интеллектуальные центры – университеты, исследовательские центры, научные городки и т.д. Причем эти центры должны представлять реальный интерес для инвесторов, а не доживать свои дни в остатках былой славы, заработанной в эпоху тоталитарного прошлого.

Оснований полагать что в Украине ситуация с научным потенциалом многим лучше, чем в России, нет. И кстати, у нашей страны есть свой опыт создания технопарков. Всего их 16, однако реально работающих – три, да и те назвать "силиконовыми долинами" никак нельзя. В общем, элементарный здравый смысл подсказывает, что если инвестиции в науку не идут, то прежде чем создавать технопарки, нужно разработать эффективную и хорошо профинансированную государственную программу развития науки и высоких технологий (как это, кстати, происходит в Индии, поразившей своими технопарками Владимира Путина).

Еще одна причина того, что идея с технопарками может захлебнуться, – сложность их оформления. Для создания технопарка необходимо соответствующее решение Верховной Рады, а до этого нужно провести проект через президиум Академии наук и Кабмин. Харьковские чиновники решили прыгнуть через голову всех этих ведомств, видимо, рассудив, что путь через россиян, межгосударственную комиссию и обращение непосредственно к президенту будет короче, однако по закону необходимую процедуру пройти нужно, иначе технопарк не будет технопарком. А процедура согласования проекта во властных коридорах может занять не один месяц и даже не один год.

Бывший начальник Харьковского облуправления милиции Виктор Развадовский не оставляет попыток занять кресло главного харьковского милиционера. В среду, 6 октября, Комитет Верховной Рады по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности обязал министра внутренних дел Анатолия Могилева восстановить Виктора Развадовского в должности начальника ГУ МВД Украины в Харьковской области. В тот же день Киевский административный апелляционный суд отклонил обращение нынешнего руководителя облуправления милиции Михаила Мартынова о пересмотре судебного решения о восстановлении Виктора Развадовского в должности  начальника ГУ МВД Украины в Харьковской области. Мартынов в обращении указал, что решение о восстановлении Равзвадовского в должности  нарушает его конституционные права, однако суд оставил это решение в силе. Министр МВД выполнять судебный вердикт не спешит, и не факт, что это вообще произойдет. Вопрос, зачем вообще Развадовскому вся эта возня с восстановлением в должности, так и остается без ответа.

На прошлой неделе коллега Мартынова рангом пониже – начальник горуправления милиции ГУ МВД Украины в Харьковской области Александр Баранник - решил посудиться с журналистом. Баранник подал иск в Коминтерновский районный суд Харькова о компенсации 17 тыс. грн. морального ущерба, нанесенного ему в результате публикации на ряде интернет-ресурсов статьи журналиста Сергея Ермакова "Бизнесмен от милиции". В статье говорится, что Баранник вместе с бывшим работником правоохранительных органов Андреем Щетининым является соучредителем четырех фирм. Как сообщила начальник Центра общественных связей облуправления милиции Лариса Волкова, Баранник предоставил суду документы, доказывающие, что он не является соучредителем указанных фирм, а Щетинин никогда не работал в милиции. Волкова заявила: "У Баранника нет никакого личного бизнеса".

Зачем Александр Баранник решил привлечь внимание общественности к сведениям, обнародованным в публикации, – непонятно, ведь теперь, после того как появилась информация об иске, статью прочитало гораздо больше людей. Все это тем более странно, т.к. статья, которая стала предметом судебного разбирательства, во-первых, носит явно предвзятый характер, а во-вторых, была размещена на малопопулярных интернет-ресурсах. Очевидно, желание наказать Сергея Ермакова, который не один год пишет на криминальные темы, перевесило соображение, что в некоторых ситуациях выгоднее просто промолчать, чтобы лишний раз не привлекать к себе внимание.