Земельная реформа. Подмена понятий и мифыВторого августа президент Виктор Янукович подписал закон "О государственном земельном кадастре". Земельная реформа стартовала. Ее основная задача – наконец-то организовать рынок земли. Он и сейчас имеет место быть, но полноценным его назвать сложно. Украинская земля, которую ура-патриоты считают "главным богатством страны", не учтена практически никак: сколько земли в Украине, на двадцатом году независимости не знает точно никто. И уж тем более сложно сказать, чья она: местные советы выделяли землю "от ручья до забора", на многие земельные паи, выделенные бывшим колхозникам, так и не получены госакты на право собственности. Крупные сельхозпроизводители арендуют землю за копейки, позволяя себе даже не всегда рассчитываться за нее с крестьянами, а немногочисленные фермеры все пытаются прорваться через насквозь коррумпированные структуры Госкомзема для легализации пользования земельными участками… Все это можно охарактеризовать одним словом – бардак. Так что земельная реформа в Украине назрела давно.

Для ее успешной реализации необходимо определиться с двумя составляющими: первая – что продавать, вторая – как продавать. Первая составляющая - подписанный Януковичем закон о кадастре. Вторая – законопроект "О рынке земли", который ждет своего утверждения в Верховной Раде. В нем детально описаны субъекты рынка земли и механизмы ее продажи. Именно этот документ должен стать фундаментальным сводом норм, на основе которых будет сформирован рынок земли в Украине.

Подмена понятий

К закону "О государственном земельном кадастре" особых вопросов нет, и в необходимости его принятия никто не сомневался: в конце концов, навести порядок в земельных делах нужно было давно. Тем более, в преддверии формирования рынка земли необходимо, чтобы каждый земельный участок был должным образом учтен. Законопроект "О рынке земли" напротив вызывает массу вопросов, главный из которых касается перечня участников этого рынка.

На первый взгляд кажется, что авторы законопроекта (а рожден он в Кабмине) решили ввести свободный рынок земли, сделав его при этом не совсем свободным. Документ устанавливает массу ограничений, которые по идее должны успокоить общественность и опровергнуть политиков, утверждающих, что вступление в силу этого закона приведет к тому, что украинская земля станет собственностью олигархов. Этих ограничений очень много, и некоторые эксперты уже заявили о том, что после вступления в силу закона никакого рынка земли в Украине не появится. По крайней мере, в ближайшие годы. Однако при более детальном рассмотрении оказывается, что рынок земли в Украине будет, причем вполне полноценным. Пожалуй, единственное реальное ограничение – участие в этом рынке иностранцев. Все остальное – возможно. В том числе и сосредоточение сотен тысяч гектаров сельскохозяйственных земель в одних руках.

Итак, главное положение законопроекта – о том, кто имеет право купить украинскую землю сельхозназначения. Это могут быть граждане Украины,
фермерские хозяйства, созданные в соответствии с законом, а также государство в лице центрального органа исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов или территориальная громада в лице соответствующих органов местного самоуправления. На этом все. Иностранцы с этого рынка убираются. Более того, законопроект отдельно оговаривает, что если земельный участок оказался в собственности иностранца или юрлица с иностранным капиталом, он должен быть продан в течение года, иначе будет отобран в судебном порядке.

Юридических лиц в перечне потенциальных собственников земли тоже нет. Именно этот факт позволил говорить о том, что нормального рынка земли в Украине не будет. Однако на самом деле лица эти в перечне возможных собственников есть. Это фермерские хозяйства. Сейчас их доля в сельхозпроизводстве страны незначительна, и тому есть объективные причины. Основная – не многие люди, работающие на земле, хотят оформлять себя как фермеров. Дело в том, что фермерское хозяйство – это юрлицо со всеми вытекающими последствиями: бухгалтерией, налогами, отчетностью и т. д. А заниматься обработкой земли можно, не будучи официально фермером. Пожалуй, единственная причина, по которой фермерам стоит легализовать свой статус, – доступ к банковским кредитам. Есть еще один возможный стимул – господдержка фермерства, однако в Украине на эти цели выделяются ничтожно малые суммы.

Итак, фермерское хозяйство - это юридическое лицо, причем, что интересно, сейчас это юрлицо ничем не отличается от частного предприятия. Раньше закон о фермерстве предполагал, что для регистрации фермерского хозяйства, кроме всего прочего, необходимо выполнить два условия. Первое – желающий зарегистрировать фермерское хозяйство должен был пройти специальную комиссию, которая подтвердила бы его профпригодность. Второе условие - потенциальный фермер обязан был предъявить копию документа, удостоверяющего наличие у него в собственности или аренде земельного участка сельскохозяйственного назначения. Таким образом, раньше фермером мог стать человек, у которого есть реальный опыт ведения сельскохозяйственной деятельности и который уже имеет в пользовании землю. Сейчас эти ограничения исчезли. Правда, норма о том, что регистрация фермерского хозяйства происходит только после получения в пользование земельного участка, осталась, однако документально подтверждать факт наличия земли не нужно. Да и опыт работы на земле как бы должен быть, но не для регистрации хозяйства, а для получения в собственность земельного участка. И для того, чтобы этот опыт удостоверить, не нужно никаких комиссий: надо лишь предоставить документы, перечень которых пока не утвержден. (Учитывая тенденцию, можно предположить, что список этот будет весьма либеральным.) Кроме того, раньше порядок регистрации фермерских хозяйств несколько отличался от порядка регистрации других коммерческих структур, а в конце прошлого года в законе о фермерстве появилась норма о том, что "фермерское хозяйство подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом для государственной регистрации юридических лиц".

В общем, теперь фермерское хозяйство - это то же частное предприятие. Что это означает? Украину после принятия закона "О рынке земли" ожидает небывалый всплеск фермерского движения. Крупные бизнесмены, чьи интересы лежат в сфере сельхозпроизводства, сделаются "фермерами" и начнут регистрировать на себя фермерские хозяйства десятками. Это нужно будет делать для того, чтобы преодолеть ограничение на количество земли, которым может владеть частное лицо и фермерское хозяйство, – 2100 гектаров. Кстати, эту цифру законодатель, похоже, взял "с потолка". В США, например, средняя площадь, занимаемая фермой, – 400 акров, что составляет примерно 162 гектара. При этом американский фермер, конечно, имеет гораздо больше технических возможностей для обработки земли, чем украинский. И безусловно, такая предельная площадь закладывалась украинскими законодателями явно не для нужд отдельно взятого фермерского хозяйства.

Правда, процесс сосредоточения земельных участков в руках крупных сельхозкапиталистов будет небыстрым. Во-первых, земельный кадастр составят не сразу, и процесс выкупа земли будет идти вслед за учетом земельных наделов. А упорядочение займет точно не один месяц, а по оценкам некоторых специалистов – и не один год. Во-вторых, при новой нормативной цене сельхозземель, которая будет установлена уже разработанным постановлением Кабмина и составит 19,9 тыс.грн. за гектар, многим крупным сельхозпроизводителям будет выгоднее продолжать арендовать земельные наделы: средняя стоимость аренды составит около 700 грн. за гектар в год, причем арендную плату можно выдавать не деньгами, а сельхозпродукцией.

Интересно, что изменения в закон о фермерстве, которые упрощают процедуру регистрации фермерских хозяйств, были внесены совсем недавно: последнее – 17 июля. Таким образом, складывается стойкое ощущение, что из фермерских хозяйств целенаправленно делают игроков на земельном рынке. Почему именно фермерские хозяйства, а не все юридические лица, как ожидали многие аналитики? Ответ прост: во-первых, само слово "фермерский" предполагает работу на земле, а не спекуляции ею, что важно для формирования позитивного общественного мнения. Во-вторых, через год-два после принятия закона чиновники будут с гордостью рапортовать о том, что большая часть сельхозпродукции производится в фермерских хозяйствах, и преподнесут это как очевидный успех земельной реформы. Хотя на самом деле "фермерские хозяйства" не будут таковыми по экономическому укладу: их основной функцией станет владение земельными наделами. А львиную долю сельхозпродукции по-прежнему будут давать крупные сельхозпроизводители.

Мифы

Стоит ли сокрушаться по поводу того, что правительство в очередной раз сыграло на руку крупному капиталу, оставив ни с чем малый бизнес, которым, по сути, является фермерство? Однозначно – нет. Все дело в мифе, который очень любят повторять местные чиновники. Миф этот звучит так: фермерство – основа сельского хозяйства. При этом часто ссылаются на западные страны, иногда вставляя впечатляющие цифры о количестве фермерских хозяйств в Германии и США.

Правда, украинские чиновники почему-то умалчивают, что фермерство в западных странах – занятие невыгодное. Фермеры там существуют не за счет производимой ими продукции, а за счет государственных субсидий. В странах Евросоюза на одного занятого в сельском хозяйстве из бюджета ежегодно выделяется 19,2 тыс. долларов, в Канаде - 14,1 тыс. долларов, США - 36,9 тыс. долларов, Японии - 29,8 тыс. долларов. В рамках системы сельскохозяйственного субсидирования и сельхозпрограмм Европейский союз ежегодно тратит до 50 миллиардов евро, что в некоторые годы составляло до половины (!) всего бюджета ЕС.

При этом кормят страны "золотого миллиарда" отнюдь не фермеры, а крупные корпорации, которые собирают по пять урожаев клубники в год и выращивают картофель на заводах. В этих корпорациях коровы не пасутся на пасторальных лужайках, а почти обездвижены для быстрого набора веса. Эти корпорации вовсю используют генно-модифицированные организмы, которые вкупе с последними научными достижениями позволяют собирать урожаи, недоступные для традиционного земледелия. Кроме того, такие компании работают по замкнутому циклу – от выращивания и переработки до дистрибуции. Конечно, никакой фермер подобной конкуренции не выдержит. Фермерские хозяйства еще присутствуют в производственных цепочках корпораций, однако их роль неуклонно снижается.

Зачем тогда развитые страны выделяют такие огромные средства на фермеров? Дело в том, что в западных странах фермерство – проект не столько экономический, сколько социальный. Поддержка фермерства предотвращает угрозу избыточной миграции сельского населения в города, безработицы и массовых протестов.

В общем, фермерство - это не та форма сельскохозяйственного производства, за которой будущее. Тем более, в Украине, которая, в отличие от стран ЕС, просто не в состоянии субсидировать фермеров. А без поддержки извне последним просто не выжить. Достаточно сказать, что цена современного комбайна достигает 100 000 евро. Многие ли фермеры могут позволить себе такую покупку даже с использованием финансовых инструментов – лизинга и кредитов?

Но миф о фермерстве как основе сельского хозяйства, к сожалению, по-прежнему доминирует в общественном сознании. Именно поэтому правительство вынуждено маскировать свое вполне здравое желание предоставить землю тем, кто сможет ее наиболее эффективно использовать, т. е. крупным капиталистам. В общем, в основе законопроекта "О рынке земли" лежит подмена понятий, и "фермерами" в Украине станут вовсе не фермеры. Однако это тот редкий случай, когда не стоит кричать "караул!".