(Продолжение. Начало см. здесь)

Часть вторая. Судили, но отпустили

Десять наиболее резонансных уголовных дел Харькова последних лет (продолжение)В этой категории громких уголовных дел обвиняемым удалось либо доказать свою невиновность, либо избежать наказания, либо приговор был пересмотрен.

5) Дело о покушении на Михаила Добкина и Геннадия Кернеса

Дело о покушении на жизнь тогда еще мэра Харькова Михаила Добкина и секретаря горсовета Геннадия Кернеса было возбуждено в 2007 г. после двух взрывов "малой мощности", которые с интервалом в четыре месяца прогремели недалеко от проходящего мимо Г.Кернеса. В конце того же года за организацию покушения был задержан депутат Московского райсовета Олег Медведев. Примерно через полгода после его задержания Кернес прокрутил журналистам аудиозапись, на которой кто-то кому-то с употреблением нецензурной лексики якобы заказывал убийство Г.Кернеса, М.Добкина и их родственников. Эта запись, которую тогдашний министр внутренних дел Юрий Луценко назвал монтажом, и стала главным доказательством вины О.Медведева.

Дело рассматривалось в Апелляционном суде Харьковской области. Процесс был закрытым. Журналистам это объясняли странно: дескать, аудиозапись содержит угрозы О.Медведева не только убить, но и изнасиловать первых лиц Харькова "с особой жестокостью", и именно поэтому дело надо рассматривать без участия прессы. Все это походило на специальный трюк, призванный провести процесс без лишней шумихи: все-таки показания давали первые лица города, и что бы они не говорили, выставлять напоказ это им, скорее всего, не хотелось. Похоже, суд их в этом поддержал.

В итоге в прошлом году Олега Медведева приговорили к 10 годам лишения свободы. Его адвокат Наталья Хорунжая назвала приговор "несправедливым и беспрецедентным" и подчеркнула, что обвинение основывалось лишь на аудиозаписи с угрозами и показаниях свидетеля Бориса Зайцева, которого Медведев якобы нанял для совершения убийства. А мэр Михаил Добкин наоборот заявил тогда, что считает приговор справедливым: "Господин Медведев замышлял убийство, конкретно его планировал, у него были помощники, он тратил на это деньги". Так или иначе, приговор красноречиво продемонстрировал, чья власть в городе и что бывает с теми, кто этого не понимает. В апреле текущего года Высший специализированный суд по гражданским и уголовным делам пересмотрел приговор О.Медведеву: обвинение в покушении на убийство с него не сняли, но значительно уменьшили срок наказания. В итоге Медведев, отсидевший уже более 3 лет в СИЗО, был отпущен на свободу. Пересмотр приговора продемонстрировал, что у этой власти все же есть свои границы.

Но злоключения Медведева не ограничиваются трехлетней отсидкой. В июле 2006 г. в подъезде на него напали трое неизвестных, которые порезали ему уши, нос и ягодицы. Медведев утверждал, что нападение на него заказали Добкин и Кернес. Поговаривали, что это якобы месть поставленные первым лицам города некачественные наркотики, однако сам Медведев заявлял "SQ", что такая версия - не более чем домысел, а напали на него за его политическую деятельность: дескать, будучи депутатом Московского райсовета, он сильно критиковал городскую власть. Эта версия еще более сомнительна, чем предположение о наркотиках: Медведев уж точно не был активно критикующим, а других прецедентов бандитских нападений за критику власти в Харькове не случалось. Поэтому вся эта история больше походила на сведение личных счетов.

Медведев опознал нападавших. Среди них был Сергей Михайличенко, которого в 2008 г. милиция разыскивала как особо опасного преступника по кличке Джонсон. Его подозревали в разбое, нанесении телесных повреждений, подделке документов и участии в "мирном митинге" на Клочковской. В начале 2009 г. Михайличенко задержали, при нем обнаружили три паспорта на разные имена, но вскоре его отпустили. На заседаниях суда по делу о нападении на Медведева все перевернулось с ног на голову: потерпевшего доставляли под конвоем и держали в клетке, где обычно содержатся подсудимые, так как он как раз обвинялся в покушении на Добкина и Кернеса. А подсудимый приезжал в суд самостоятельно, на собственном автомобиле, и садился рядом со своим адвокатом. На одном из последних заседаний Медведев неожиданно заявил, что Михайличенко непричастен к нападению на него. И это вызывает подозрения в том, что стороны просто договорились.

Возможно, по этому делу будут осуждены двое других подозреваемых, однако Сергею Михайличенко, учитывая позицию Медведева, вряд ли что-то грозит. Уголовные дела против Михайличенко возбуждались, когда начальником облуправления милиции был Виктор Развадовский, а министром внутренних дел - Юрий Луценко. Тогда Луценко, пришедший на министерскую должность прямо с уличных акций протеста, часто грешил громкими заявлениями, которые можно было расценивать как нарушение тайны следствия. С помощью намеков и недоговорок Луценко пытался нарисовать следующую картину: на Медведева напали из-за наркотиков, исполнитель – Михайличенко, заказчики – первые лица города.          

Доказать все это не удалось, власть поменялась, и вопросы теперь задают самому Юрию Луценко. Кто и за что покушался на Олега Медведева, похоже, уже не очень интересно даже ему самому.

6) Дело о тройном убийстве на Салтовке

Поговорка "От сумы и от тюрьмы не зарекайся" в нашей стране, похоже, не престанет быть актуальной никогда: дело о тройном убийстве на Салтовке показало, что в СИЗО может оказаться каждый. В условиях милицейской системы, ориентированной на показатели раскрываемости, подозреваемым у нас стать так же просто, как простудиться в дождливую погоду. А вот доказать потом свою невиновность почти невозможно. Далеко не каждый судья возьмет на себя смелость и ответственность оправдать подозреваемого в убийстве, поэтому количество оправдательных приговоров можно пересчитать по пальцам одной руки. Судья Апелляционного суда Харьковской области Юрий Шевченко эту ответственность на себя взял - и оправдал подозреваемых в убийстве трех человек. И хотя такой поворот событий возмутил родственников погибших, нельзя не признать, что у судьи были серьезные основания решить именно так.

Утром 5 февраля 2009 г. в районе перекрестка проспекта Тракторостроителей и улицы Героев Труда прохожие обнаружили трупы двух мужчин и одной пожилой женщины с десятками колото-резаных ран. Начались разговоры о том, что в городе орудует маньяк. Милиция сработала подозрительно быстро, и уже через три дня по подозрению в убийстве задержали двух молодых парней, Дмитрия Дорофеева 1989 года рождения и Александра Макарова 1985 года рождения, которых в милиции знали как наркозависимых и ранее судимых. Версия правоохранителей: подозреваемые приготовили наркотик "винт", приняли его, взяли два кухонных ножа, отправились добывать деньги на новые дозы и зарезали трех людей. Бывший начальник облуправления милиции Виктор Развадовский бодро отрапортовал о раскрытии тройного убийства меньше через четыре дня после его совершения. 

Пробыв несколько суток в Московском райотделе, молодые люди признались в совершении убийств, и именно их признательные показания стали основой обвинения. Когда же дело передали в суд, обвиняемые заявили, что признания из них выбили в милиции. Дело тянулось больше двух лет. В ходе процесса всплыло множество фактов, говоривших в пользу обвиняемых. Выяснилось, что Макаров и Дорофеев признались не только в тройном убийстве, но и в десятке разбойных нападений, которые потом почему-то в деле уже не фигурировали. В числе прочего они рассказали о краже золотого браслета у прохожего, за что потом судили совсем другого человека. Всплыли также процессуальные нарушения милиционеров – обыски квартир без необходимых санкций, передача вещей на экспертизу в поврежденной упаковке, незаконное задержание подозреваемых в райотделе на несколько дней, хотя на ночь их должны увозить в ИВС. 

Сначала Макаров и Дорофеев рассказали в милиции, что убивали кухонным ножом и отверткой, позже, когда эксперты по характеру ран погибших выяснили, что удары наносились ножами, в показаниях подозреваемых фигурировали уже два кухонных ножа. И самое главное – выяснилось, что у Макарова есть алиби, которое в милиции даже не приняли во внимание: ночь убийства он провел в доме своей девушки в поселке Затишье вместе с ней и ее приятелем. Свидетели подтвердили алиби Макарова в суде, также его слова подтвердила распечатка мест звонков с мобильного телефона Макарова.

Выводы экспертиз были противоречивыми: милицейская экспертиза, проведенная в Днепропетровске, обнаружила ДНК крови погибших на кухонном ноже, изъятом у Дорофеева, другая экспертиза, проведенная институтом им. Бокариуса, выявила, что бурые пятна на ноже являются следами краски. Позже никто из милиционеров, изымавших ножи, так и не смог вспомнить, была ли вообще на них кровь в момент их изъятия. По словам Александра Дорохова, адвоката А.Макарова, кровь действительно была, и не только на ножах, которые фигурировали в деле, но и еще на одном раскладном ноже, изъятом в квартире его подзащитного. Только появилась кровь погибших на ножах уже в Московском райотделе. По версии защиты, милиционеры, фабриковавшие это дело, специально испачкали ножи кровью жертв, взяв ее с мокрой одежды убитых, которую до этого забрали из морга и несколько дней хранили в райотделе.   

Это резонансное дело пытались раскрыть как можно быстрее, видимо, по указке сверху, и результат налицо. Суд сказал свое слово. Прокуратура попытается обжаловать оправдательный приговор в Высшем специализированном суде по гражданским и уголовным делам. Если суд высшей инстанции оставит приговор без изменений, милиции вновь, спустя три года, придется расследовать тройное убийство на Салтовке. Шансы найти реального убийцу спустя три года приближаются к нулю. До тех пор пока он не совершит нового преступления.

7) Дело об убийстве Евгения Кушнарева

Гибель на охоте в январе 2007 г. бывшего губернатора Харьковской области и одного из первых лиц Партии регионов Евгения Кушнарева уже в силу статуса погибшего не могла не вызвать массы подозрений. Только ленивый не говорил о том, что версия о случайном попадании пули рикошетом от дерева выглядит неубедительно и что Кушнарев кому-то в чем-то мешал. Примерно в том же духе говорили о смертях (по официальным версиям - самоубийствах) бывшего министра транспорта Георгия Кирпы и бывшего министра внутренних дел Юрия Кравченко. Когда гибнет такое высокопоставленное лицо, подозревать можно что угодно, но доказать, как правило, не удается ничего.

С точки зрения здравого смысла версия умышленного убийства Евгения Кушнарева выглядит неубедительно: во-первых, такой сценарий вряд ли бы реализовывался на охоте в кругу однопартийцев, ведь на них же сразу и падает подозрение, а во-вторых, если бы Кушнарева хотели убить, его вряд ли повезли бы в больницу. Ведь "стрелялся" же Ю.Кравченко дважды.

В убийстве по неосторожности обвинили участника охоты Дмитрия Завального. В мае 2009 г. судья Апелляционного суда Харьковской области Юрий Шевченко закрыл уголовное дело в отношении Д.Завального на основании закона об амнистии. Позже Верховный суд Украины подтвердил это решение. Судебное следствие было прекращено. При этом сам Завальный не признавал себя виновным и вообще никак не комментировал ситуацию.

В апреле 2010 г. тогда генеральный прокурор Украины Александр Медведько заявил, что пересматривать дело Евгения Кушнарева никто не будет. И хотя по этому делу еще можно ожидать отдельных заявлений и спекуляций, скорее всего, в нем поставлена точка. 

Часть третья. Очевидные дела

В этих нашумевших делах вина обвиняемых настолько очевидна, что отрицать ее не имеет смысла.

8) Дело о ритуальном убийстве

Убийство 19-летнего Александра Пустовита на харьковском кладбище в ночь на 1 декабря 2008 г. журналисты сразу же окрестили ритуальным. После первых допросов подозреваемых и свидетелей в милицейских протоколах нарисовалась следующая картина: молодого парня принесли в жертву представители секты "Горной мессы с верой в темные силы и ночь", которую возглавляла 21-летняя девушка. В ходе обряда черной мессы они убили парня, перерезали ему горло и выпили его крови.

На скамье подсудимых двое – 21-летняя Елена Нечепорук, которая по версии обвинения была вдохновителем убийства, и ее парень, 23-летний Сергей Богданов, исполнитель преступления. В суде он признался в содеянном, но заявил, что убить А.Пустовита его подговорила девушка. Нечепорук отрицала свою вину, заявив, что Богданов убил парня из ревности, а она не знала о его намерениях. Нечепорук призналась, что увлекалась магией и эзотерикой и часто собирала друзей у себя на квартире, однако оба обвиняемых отрицали ритуальный характер убийства и существование какой-либо секты.

В качестве доказательств милицейской версии о секте и ритуальном убийстве суд рассмотрел дневник Богданова "Книга отражений" с невнятными бытовыми записями и угрозами, а также книги о магии и самодельную доску для спиритических сеансов, изъятые в квартире Нечепорук. Эти доказательства не убедили суд в существовании секты и ритуальном характере убийства, и дело было направлено на дополнительное расследование. В итоге оно рассматривается до сих пор.

Обвиняемые рассказали в суде, что в милиции их били, запугивали и заставили подписать нужные показания. Более того, о том, что их били в милиции, заявили и несколько свидетелей по этому делу. Один из них, 19-летний Владимир, например, рассказал в суде, что милиционеры били его пластиковыми бутылками и заставляли часами стоять в надетых на него автомобильных покрышках, хотя его вообще не было на кладбище в ту ночь. Однако в милиции Владимир дал показания о том, что на месте преступления был не только он, но и "парень, которого все называли Архангел", и "взрослый мужчина возрастом за тридцать лет". Все вместе они якобы провели над убитым "обряд черной мессы" для "повышения жизненного тонуса всех участников".

Это преступление может быть обычным убийством на почве ревности, может быть и чем-то большим. Однако оно еще раз продемонстрировало, как у нас в милиции "дела делаются". Можно понять, когда о пытках в милиции говорят подсудимые: возможно, они врут, пытаясь избежать ответственности. Но зачем клеветать на милицию свидетелям, которых никто ни в чем не обвиняет? Прокуратура проводила проверку и не нашла в действиях милиционеров ничего противозаконного, и это тоже говорит о многом.

9) Дело об убийстве милиционера в Харькове

У нас милицию чаще ругают, чем хвалят, и для этого есть объективные причины. Однако за всей критикой в адрес милиции люди забывают, что работа у правоохранителей  опасная и что они бывают под пулями.

В июле прошлого года при выполнении служебных обязанностей погиб инспектор патрульной службы 33-летний Сергей Евлахов. В тот вечер он и еще один милиционер заметили возле супермаркета на Алексеевке странно одетого парня с большим рюкзаком и решили проверить у него документы. Парень прыснул им в лицо из газового баллончика, начал убегать, потом достал из рюкзака автомат и смертельно ранил гнавшегося за ним Сергея Евлахова.

Подозреваемого в убийстве милиционера, 21-летнего Артема Дериглазова, задержали на следующий день в частном доме, где он жил с родителями. При задержании он оказал сопротивление и ранил из дробовика еще двух милиционеров, при этом его самого тоже ранили в руку. В доме подозреваемого нашли целый арсенал оружия - охотничьи карабины отца Дериглазова (на них были разрешения), а также пистолеты и автоматы, которые подозреваемый смастерил сам – переделал сигнальное оружие и макеты в боевое.

Дериглазова обвинили в убийстве милиционера, незаконном изготовлении и хранении оружия, сопротивлении сотрудникам милиции, а позже - в ограблениях четырех банков. Дериглазов признал себя виновным в убийстве милиционера и покушении на жизни его коллег, но отрицает свое участие в ограблениях банков.

Интересна личность Артема Дериглазова. Внешне производит впечатление необщительного человека, интроверта. Выглядит вменяемым. Однокурсники (он учился в ХАИ) вспоминали его как тихого спокойного парня. Он любил оружие и делал его сам. Читал книги психолога Вадима Шлахтера "Как поиметь мир", "Боевая машина", в которых говорится, что надо быть сильным, выделяться из общей массы и презирать ее, доминировать любой ценой. Гулял по улицам с автоматом в рюкзаке, за городом упражнялся в стрельбе, увлекался идеями нацизма. Был готов убить человека, что и сделал. Норвежец Андрес Брейвик тоже был тихим, увлекался разными идеями, любил оружие и был готов убивать. Кто знает, не является ли Дериглазов нашим потенциальным Брейвиком?.. Теперь это будут выяснять психиатры.

 Сергея Евлахова посмертно наградили орденом "За мужество". Ценой своей жизни он сделал так, что нам не довелось узнать, куда и зачем в тот вечер шел с автоматом Артем Дериглазов. 

10) Дело о ДТП, в результате которого погибли 6 человек

Эти шокирующие кадры долго гуляли по интернету и мобильным телефонам – тела возле трамвайной остановки, кровь, оторванные ноги... Все это больше походило на Балканы во время гражданских войн, чем на мирный Харьков. 2 мая 2008 г. джип "Mitsubishi" не остановился на красный свет, на полной скорости влетел на остановку на Полтавском шляхе и врезался в людей, ожидавших трамвая. Машина насмерть сбила шестерых человек (среди них 9-летний мальчик и 5-летняя девочка) и травмировала еще двух. Водитель джипа, Андрей Полтавец, был пьян. Сам он позже утверждал, что почувствовал себя плохо после приема лекарств от диабета, однако так и не смог объяснить, почему не остановил машину, когда в глазах начало двоиться, а проехал еще злосчастных 500 метров. Сразу после аварии он просто вышел из машины и сел на бордюр. В прессе писали, что от расправы людей его спасла милиция. В аварии пострадал также сын Полтавца, который ехал вместе с ним, – получил незначительные травмы.

Суд приговорил Полтавца к 10 годам лишения свободы. Сейчас он отбывает наказание в колонии в Полтавской области с далеко не самым строгим режимом и уже через пару лет может получить условно-досрочное освобождение за хорошее поведение. Однако самое печальное в этой истории даже не то, что Полтавец может не ответить по всей строгости за содеянное, а то, что этого не удалось предотвратить. Ведь как выяснилось на суде, Андрей Полтавец уже привлекался к административной ответственности за управление автомобилем в нетрезвом состоянии. Такие трагедии заставляют задуматься о необходимости ужесточения наказания за вождение в пьяном виде. При этом стоит подумать о том, чтобы не только увеличивать штрафы, но и забирать у нарушителей водительские права на длительные сроки.