Через годы пребывания за границей возвращение домой может быть угнетающим и изолирующим. Вот несколько мнений о том, как можно справиться с этой проблемой.

На прошлой неделе мы определили важную, но часто недооцениваемую проблему длительного пребывания за границей: то, как проживание за границей может повлиять на ваше восприятие собственной личности, чувство принадлежности и дома. Это побудило многих из вас поделиться собственным поучительным и зачастую неожиданным опытом передвижения по свету.

В гостях хорошо, а дома лучше

В своем комментарии в Facebook Венди Скроч назвала это явление «обратным культурным шоком». «В этом всем есть какая-то бездомность», - написала она. – «Очень реалистичное чувство того, что никакое в мире место больше не станет твоим домом».

Многие встретились с удручающей проблемой «пускания корней» после того, как вернулись домой. Пит Джонс, который уехал из Великобритании в 2000 р., чтобы пожить в Дании, Нидерландах и Швейцарии, писал: «Я действительно несколько дней наслаждался посещением Великобритании, но потом появилось чувство, что мне нужно ее покинуть. Это больше не мой дом!»

«Я не думаю, что когда-либо почувствую себя швейцарцем, но мне нравится жить здесь, - продолжил он. – «Если честно, могу ли я назвать какое-либо место своим домом».

Ты изменился

Для некоторых шокирующей была реакция людей, которые, как они считали, были самыми близкими, и которые, как оказалось, сделали возвращение домой одиноким и сложным. «Возвращение домой в США после 26 лет в Австралии было настоящим шоком, - пишет Брюс Феликс. – Я был чужим в месте, которое считал «домом», и это было очень тяжело».

«Я выучил новые слова и выражения, - говорит он, - но без акцента общение в родной стране стало настоящим испытанием. Если у вас нет акцента, люди считают вас каким-то странным».

Через 20 лет жизни в Америке Мери Сью Конноли почувствовала себя аутсайдером по возвращении в Ирландию. «Я изменилась и в результате чувствовала на себе какой-то ярлык».

«Реинтегрироваться проще, если не говорить о своем прошлом, поскольку вас могут посчитать надменным», - прокомментировал Денис Грейвл.

Элисон Ли знает точно. Она уже три года как вернулась в Австралию после шести лет проживания в Латинской Америке и Лондоне. «Теперь завести друзей стало намного сложнее... и никто не желает выслушивать твои истории».

Юнис Ч Ва Ma, родившаяся в Гонконге, до сих пор испытывает культурный шок, несмотря на то, что она возвращается в город каждое лето. «Всякий раз, когда я возвращаюсь, я чувствую себя так, словно потерялась во времени и единственная живу в прошлом».

 

Привет, ребята! Помните меня?

Так как же вы налаживаете свою жизнь после длительного отсутствия? Некоторые проверенные на практике решения оказались действительно простыми и практичными.

«По возможности избегайте возвращения на ту же работу на том же месте и с теми же людьми, - советует житель Великобритании Джон Симпсон. – Вы будете испытывать взаимную неприязнь, и решение ежедневных вопросов будет казаться тривиальным».

Весна Томас, которая репатриировалась в Сидней через 16 лет проживания в США и Сингапуре, обнаружила, что после сорока пяти лет ей сложно находить друзей. В итоге она открыла книжный клуб, работала на второй работе по совместительству и была волонтером в школе. «Забавно, но все мои друзья по книжному клубу - экспаты. Нас притягивает друг другу, весь мы знаем, что чувствуют другие экспаты».

Действительно, некоторые из тех, кто пытается репатриироваться, активно ищут сообщества экспатов. «Это полезно, поскольку я не часто общалась с другими американцами, когда жила за границей и сейчас могу повторно приобщиться к американской культуре через их глаза, что позволяет адаптироваться немного проще», - написала Алексис Гордон.

Для других возвращение домой было таким, как будто они снова оказались за границей.

«Я решила пережить опыт репатриации таким образом, как будто бы это просто была другая страна, в которую я переезжаю за границей, в которой я знаю язык», - написала Катрина Гоннерман. – Это помогло мне адаптироваться».

«Когда я вернулся в США после 30-летнего отсутствия, я рассматривал США как зарубежную страну, и восхищался результатами и легкостью выполнения ежедневных заданий», - написал Марк Себастьян Орр.

Как же вы реинтегрируетесь? Никак!

Возможно, наиболее интригующим ответом на наш вопрос о реинтеграции был ответ «Никак!». Многие читатели пришли к выводу, что повторная адаптация в так называемом отечестве была сложной, но не совсем нужной.

Николь Джонс имеет три паспорта и жила в пяти странах. «У меня нет розовых очков, и я прекрасно вижу позитивные и негативные стороны любого места. Я чувствую себя гражданином мира и горжусь этим».

«Вы не реинтегрируетесь, - прокомментировала Паула Альварез-Кусейро. - Вы осознаете, что после того, как прожили в стольких странах и ознакомились со столькими культурами, ваша личность и способ мышления изменились, и попытка адаптироваться к тому, что вы оставили позади, - ошибка, которая не принимает во внимание весь ваш предыдущий опыт».

Эти ответы свидетельствуют о том, что для многих экспатов определение отечества и собственной принадлежности не является первоочередной задачей. Те, кто пытается восстановить свою принадлежность после возвращения на «адрес прописки», возможно, будут комфортно чувствовать себя среди граждан мира, для которых реинтеграция является правом, а не обязанностью.

Текст адаптирован с помощью бюро «Киев-Перевод»