А. Фельдман: Страна не может подняться вся одновременно, поэтому начинать развитие нужно с регионов

Перед первым туром президентских выборов Народный депутат - харьковчанин (фракция БЮТ) Александр Фельдман опубликовал статью-призыв к харьковчанам "Харьков - вперед!", в которой предложил заключить договор о поддержке между харьковскими избирателями и кандидатом на пост президента Украины Ю.Тимошенко. По словам А.Фельдмана, цель создания договора - озвучивание перед основными кандидатами жизненно важных проблем города и области и переведение политической дискуссии из плоскости общих предвыборных обещаний в форму адресных региональных программ развития. В ближайшее время А.Фельдман намерен инициировать сбор подписей харьковчан под данным договором, после чего его должна подписать Ю.Тимошенко, публично предоставив гарантии выполнения каждого пункта.

Договор включает разделы "Особый статус - дополнительные возможности", "Развитие и господдержка Харькова", "Демократия и самоуправление" и насчитывает 25 предложений. Среди пунктов договора - повышение автономии крупнейших харьковских ВУЗов, развитие Харькова в качестве центра науки и образования, господдержка крупнейших промышленных предприятий, снижение цен на газ и услуги ЖКХ для населения, увеличение на 20% количества станций и протяженности линий харьковского метрополитена до 2020 года.

О том, насколько целесообразна инициатива подписания договора между харьковчанами и Ю.Тимошенко, рассказал в программе "STATUS QUO" А.Фельдман.

- Чем продиктовано желание заключить договор между кандидатом в президенты Юлией Тимошенко и харьковчанами - желанием обязать харьковчан голосовать за Юлию Владимировну или тем, что Вы не верите в традиционные предвыборные обещания кандидатов?

- Правильнее было бы сказать - не то, не другое. Я считаю, что сейчас - самое удобное время для того, чтобы Харьков предъявил свои требования, а не слушал те обещания, которые не касаются ни города, ни страны в целом, и время потребовать выполнения этих обещаний для своего города. То есть договор - это конкретное обращение к человеку, за которого мы собрались голосовать. Я не понимаю, почему с подобной инициативой не выступили представители других партий. Мы будем просить Юлию Владимировну между первым и вторым туром публично подписать такой договор.

- Она еще не знает об этой инициативе?

- Знает, мы много об этом говорили.

- Как она отнеслась к этому?

- Очень хорошо отнеслась за исключением одного достаточно курьезного момента. Я предложил сделать в Харькове одну из резиденций президента Украины, на что Ю.Тимошенко ответила отказом, отметив, что вообще относится крайне негативно к резиденциям. Она считает, что резиденции вообще не надо делать, потому что они потом превращаются в приватные дачи и т.д. А в остальном Юлия Владимировна максимально поддерживает эту инициативу. Я считаю, что мы не должны просить: что значит, как она к этому относится? Это харьковчане выдвигают необходимые им требования.

- А если все города Украины потребуют подписать подобный договор?

- Это было бы прекрасно. Пускай идея возрождения страны станет реализовываться в каждом регионе. Невозможно уговаривать нас, харьковчан, знать проблемы Тернополя, Ужгорода, Донецка. У каждой общины есть своя ментальность, проблемы, заморочки, требования, которые они хотят донести. Меня сейчас спрашивают, почему этот договор я подписываю с Тимошенко. А с кем я должен его подписывать? Я возглавляю предвыборный штаб Юлии Владимировны в Харькове - соответственно,  я должен подписывать с ней.

- Что будет, если Юлия Владимировна не выиграет выборы?

- Этот договор будет исполняться. Я попрошусь к Ю.Тимошенко советником и попытаюсь убедить ее в том, что надо брать советников, курирующих определенные направления. Если 15 лет я занимаюсь национальными проблемами государства, мне было бы интересно работать при президенте и заниматься этим вопросом и дальше. Плюс то, что я родом из Харькова и считаю, что моя обязанность - делать максимум для развития нашего города и области. Если у Ю.Тимошенко будут советники по регионам, Украина поднимется. Таким образом мы все будем услышаны, начнем получать конкретные ответы на волнующие вопросы.

- Этот договор - полноценный юридический документ? Какую силу он будет иметь?

- Опять возвращаемся к мажоритарке, к народным депутатам. А какую силу имеет договор избирателей с человеком, который не выполнил ни одного обещания? Поэтому в данный момент тот человек, который подписывает договор, несет полную ответственность за обещания и сотни тысяч голосов, которые дает ему конкретный регион.

- Кто будет подписывать договор от имени харьковчан?

- Я предложу его подписать всем депутатам. А вообще на встречу с Юлией Владимировной может прийти кто угодно и подписать договор. Мы не делаем ничего кулуарно. Я расскажу, как мы подбирали вопросы, включенные в договор... Мы провели широкую рекламу, в том числе, в газетах, распространили листовки, сделали соответствующий видеоролик. Люди говорят, что они хотят изменить. Мы записываем, формируем, обрабатываем списки предложений и до 5-го февраля подадим их Юлии Владимировне. До 5-го числа люди еще могут внести свои предложения.

- Будет ли прописана в договоре ответственность сторон?

- Я думаю, что Вы не должны задавать мне такой вопрос. Это не мой договор с Тимошенко - это договор харьковчан с Юлией Владимировной. Я только его инициирую, а харьковчане могут делать все. Что напишут, что предложат, какую формулировку внесут, то и будет.

- Давайте поговорим о тех предложениях, которые изложены в договоре. Из наиболее актуального - снизить расчетный коэффициент розничной цены на газ для населения. До какого размера и каким образом это можно сделать?

- Когда Виктор Балога был председателем Секретариата президента, ему удалось добиться для Закарпатья коэффициент 0,8. Почему Харьков не может получить для себя те же 0,8? Сейчас у Харькова 1, как и у всех. Хотя мы и Полтавская область - основные в Украине области по добыче газа. Мы не платим за транспортировку, за хранение, а другие области это оплачивают. То есть у каждого региона есть своя проблема, и должны быть свои лоббисты, которые на законном основании будут эти проблемы лоббировать и отстаивать. Газ - это один из примеров.

Я считаю, что прекрасная идея перенести Министерство угольной промышленности - в Донецк, морской транспорт - в Одессу и т.д., то есть рассредоточить ведомства и дать городам возможность приподняться - не всей Украине в целом, а каждому городу отдельно. И надо отдельно определять, что каждому  городу нужно. Я думаю, сегодня 70% харьковчан любят и уважают свой город и не хотят отсюда уезжать. Они надеются на возрождение Харькова, на то, что Харьков не на словах, а на деле станет большим, красивым, богатым городом. Остается проблема в самих нас, постсоветских людях: мы не верим в лучшее, боимся что-либо поменять или высоко поставить планку задач. А я считаю, что молодое поколение, которое придет за нами, не побоится и будет ставить для себя высокие планки.

- Александр Борисович, в этом договоре много говорится об образовании. Вы предлагаете предоставить особый статус двум харьковским вузам: национальному университету им. В.Каразина и юридической академии. Почему именно этим учебным заведениям?

- С чего-то надо начинать. Это вообще европейская практика, которая существует в некоторых странах более 100 лет. То есть мощные вузы должны иметь свободу, возможность выдавать свои собственные дипломы. Они должны быть более самостоятельными, восприимчивыми к изменениям и успевать идти в ногу со временем.

- Вы обсуждали этот вопрос с Вилем Бакировым (ректор ХНУ - "SQ") и Василием Тацием (ректор юракадемии - "SQ")?

- С В.Тацием давно. И я не думаю, что если я не обсуждал конкретно эту проблему с В.Бакировым, он был бы против того, чтобы его университету было присвоено такое звание.

- Вы сказали, что большинство предложений сформулировано на основании пожеланий, которые высказывали сами харьковчане. Но нет ни одного предложения, связанного с "Горэлектротрансом". Почему нет ни слова о поддержки этой структуры?

- Сделайте это предложение, и мы его обязательно внесем. На самом деле, это очень серьезный вопрос. Мы обсуждали его с мэром города,  губернатором, Юлией Владимировной, ее помощниками. Это вопрос непростой, он не может решиться за одну минуту. Критиковать кого-то, зная, что у этой системы или у этого человека нет денег, проще всего. Труднее разобраться с этой проблемой и решить этот вопрос. Но он обязательно будет решен. Но у нас таких проблем, как с "Горэлектротрансом", в стране миллион. Это проблемы, которые нужно решать не в общей массе, а каждую конкретно.

- Вы сказали, что готовы стать советником Юлии Владимировны по решению региональных проблем. Кто еще будет заниматься конкретизацией этих вопросов? В договоре подняты очень серьезные вопросы, например, по реформе ЖКХ.

- Вы не путайте проблему региональную и проблему всеукраинскую. ЖКХ - это всеукраинская проблема. Мы все сегодня переживаем из-за того, что за жилищно-коммунальные услуги люди платят очень много или вообще не платят. Этот вопрос будет поднят Харьковом, но я постараюсь, чтобы проблему ЖКХ подняли все регионы страны. В качестве возможного пути решения этого вопроса я предлагал снять 20% стоимости этих услуг, чтобы хозяева ЖКХ не платили государству НДС. Таким образом, они сделают дешевле оплату услуг для населения. Пока это тяжело движется. До окончания всех туров выборов это все будет только на бумаге.

- Вы довольно давно пропагандируете идею специального статуса для города Харькова. Почему именно это идея стала вашей основной? И что сделано в этом направлении, кроме инициативы?

- Есть инициатива, есть идея, кураж, амбиции, желание изменить ситуацию. Надо к этому идти, к этому стремиться. Что плохого, если у Харькова изменится статус? Мы должны внести изменения в Конституцию, получить другое финансирование и т.д. А идея объединяет, питает. Статус - это больше внутреннее ощущение. В Верховной Раде - 20 депутатов-харьковчан. Представляете, какая это мощная сила, если бы они объединились для решения задачи?!

- Сколько можно ждать, когда они объединятся?

- Скоро, очень скоро. Выборы закончатся, и в этот же день объединимся. Если бы все стали разбирать мою идею, кто-то бы критиковал, кто-то бы внес что-то новое, но это был бы коллективный труд.

- Видите ли Вы другие пути решения харьковских проблем, кроме персонального кураторства президента над Харьковским регионом?

- Кураторство президента - это очень важное кураторство. Если мы еще внесем изменения в Конституцию 2005 г., это будет решающим моментом.

- Хватит ли у президента полномочий для решения всех этих вопросов?

- Мы будем стремиться к тому, чтобы у президента хватило полномочий. Мы предлагаем идти с самого низа - объединиться городскими депутатами. Мы будем работать с министерствами, будем обосновывать свои идеи, предложения президенту. Я уверен, президент нас поддержит. Не может страна одновременно подняться сразу отовсюду - от села, деревеньки до крупных городов-миллионников. У всех разная возможность. Так вот, сегодня надо предоставить возможность сильным, а они потом подтянут слабых.

- Вы опубликовали статью "Харьков, вперед!". К кому конкретно обращен этот призыв?

- Ко всем людям, которые хотят бороться с тем, что их не устраивает сегодня, к людям даже не своего поколения, тем более - не поколения старше меня, потому что мы все живем в какой-то конкретике, с давно решенными для нас ограничениями. У молодежи этих ограничений нет - они летят. Слово "молодежь" я употребляю, имея в виду не только физически молодых людей: человек и в 50-60 лет может чувствовать себя молодым. Поэтому я обращаюсь к тем людям, которые хотят видеть свой город красивым, духовно богатым.

- После завершения президентских выборов будете ли Вы продолжать продвигать эти идеи?

- Конечно, буду. Я избирался в Верховную Раду, чтобы что-то делать. Пока я работаю. Конец президентских выборов - это только начало для развития. Мы начнем работать, появится шанс. Страна перейдет к жизни, работе.