В. Камчатный: "К сожалению, у депутата нет револьвера или палки..."

О том, как народные депутаты-харьковчане могут влиять на процессы, происходящие в регионе, и какими механизмами они при этом пользуются, рассказал в программе "STATUS QUO" народный депутат Украины, член фракции БЮТ, заместитель председателя комитета Верховной Рады по вопросам регламента, депутатской этики и обеспечения деятельности парламента Валерий Камчатный.

- Валерий Григорьевич, вы член парламентской группы "За Харьковщину". Недавно прозвучало заявление, что будет создана еще и комиссия по лоббированию Харьковщины. Зачем это нужно?

- Могут быть разные формы деятельности нашей комиссии, нашей депутатской группы. Хочу напомнить, что именно мы, депутаты от Блока Юлии Тимошенко, в частности, мой коллега Александр Фельдман, были инициаторами создания такого депутатского объединения. Разные формы могут быть, в том числе создание комиссии. Здесь, как говорится, ничто нам не мешает использовать это для пользы дела.

- Как именно будет лоббировать интересы эта комиссия?

- Я хочу напомнить, что в состав депутатского объединения входят представители разных фракций. И это очень важно, на мой взгляд, потому что искусство политических элит заключается в том, чтобы объединяться, тем более в сложные времена, которые как раз сейчас переживает Украина. И примеры других стран доказывают то, что мудрость состоит в объединении в сложные времена. К сожалению, мы сейчас такого не видим, не можем сказать такого о нашей стране... Но мы своей работой, работой нашего депутатского объединения, хотим подать такой пример, показать, что представители разных политических сил могут быть мудрее и искать не то, что разъединяет, а то, что объединяет.

- Какие механизмы есть у народных депутатов для того, чтобы отстаивать интересы своего региона?

- Все возможности народного депутата перечислены в законе "о статусе народного депутата"…

- Но какие из них вами реально используются?

- Я всегда так шучу: у депутата есть два мощных оружия. К сожалению, нет револьвера или палки, но есть возможность сделать депутатское обращение и депутатский запрос. Но я считаю, что на сегодняшний день наше законодательство, к сожалению, не предусматривает, я бы сказал, жесткой ответственности должностных лиц за невыполнение тех или иных вопросов, которые поднимаются в депутатских обращениях или запросах. И мне кажется, что этим путем надо идти, потому что иногда пишешь-пишешь, особенно в правоохранительные органы, а оттуда идут формальные отписки, проблемы избирателей не решаются, а потом говорят, что депутат плохой.

- Вам как депутату, который уже несколько лет работает в Верховной Раде, наверное, известны наиболее острые проблемы региона. Какие, на ваш взгляд, это проблемы, и на каких из них сосредоточатся наши представители в Верховной Раде?

- В первую очередь я напомню о проблеме дальнейшего строительства метрополитена. Это вопрос, который волнует многих харьковчан, и мы договорились, что он будет одним из приоритетных, которые мы будем решать, потому что на сегодняшний день мы абсолютно не удовлетворены подходом нашего правительства (хоть оно и наше, но я сказал об этом на фракции) по распределению средств на строительство метро. Нам известно, что какие-то там преференции предусмотрены для строительства донецкого метрополитена, но есть еще и харьковский метрополитен, который строится, и днепропетровский метрополитен! И мы считаем, что распределение средств должно быть более справедливым. Аграриям региона нужна поддержка. Целый ряд законопроектов был принят нами в конце прошлого года для поддержки сельских товаропроизводителей, и мы будем продолжать эту работу. В частности, премьер-министр напомнила про поддержку сельскохозяйственных кооперативов, соответствующие решения мы будем рассматривать на следующей сессионной неделе. Я хочу напомнить, что сегодня эффективно помогает сельскохозяйственным производителям аграрный фонд, который создан и наполнен средствами, за счет которых можно поддерживать через государственные закупки наших товаропроизводителей. Кроме этого, к сожалению, серьезной проблемой нашего региона остается работа мощных в прошлом военно-промышленных предприятий, это завод им.Малышева, авиационное предприятие. Нам известны эти проблемы, и мы постоянно ведем диалог с соответствующими министерствами для того, чтобы сейчас решать проблему их занятости и недопущения того сокращения, которое сейчас там, к сожалению, присутствует, безработица и т.д.

- Валерий Григорьевич, скажите, пожалуйста, на ваш взгляд, какой может быть критерий оценки эффективности работы народного депутата? Например, бытует мнение, что, чем более активная  законотворческая деятельность нардепа, тем лучше он работает. Один из наших нардепов – Александр Фельдман – за последний год предложил 28 законопроектов, но из них принято только 2. Можно ли считать это показателем? Есть ли еще какие-то показатели?

- Во-первых, выскажу свое мнение, на сегодня народный депутат – это фигура, к которой идут как к последней инстанции. Раньше ходили в обкомы или райкомы партии, а теперь ходят к депутатам. А относительно тех или иных принятых законопроектов, мне кажется, что это не совсем правильный подход, когда считают количество. Например, у нас специфический комитет (я работаю в комитете по вопросам регламента). Он имеет такую специфику, что много решений, касающихся работы Верховной Рады, мы рассматриваем и приносим в Раду, и мы все, члены комитета, фактически являемся соавторами этих законопроектов. Но в законопроекте пишут так: внесен Ефремовым, т.е. председателем комитета, и другими. Так вот за этими "и другими", в частности, как говорится, и ваш покорный слуга скрывается. Так что если посчитать все законопроекты, внесенные нашим комитетом, то это сотни законопроектов, и сказать, что я не имею к ним отношения, будет несправедливо. Поэтому я сказал бы, что статистика – это такая деликатная, тонкая вещь, что ее не всегда можно так применять, чисто подсчитав, где твоя фамилия значится, а где нет.

- Валерий Григорьевич, на ваш взгляд, какой сейчас уровень доверия граждан, украинцев к такому институту, как Верховная Рада?

- Вообще сегодня уровень доверия к власти снизился, и это объективно, потому что в интеграционных процессах к мировому сообществу, в которых принимала участие Украина, есть и обратная сторона медали. Финансовый кризис принес много бед другим странам, он не обошел и нас. В таких условиях очень трудно работать и нужно, как говорится, из последних сил иногда решать те или иные вопросы. Но я хочу напомнить при этом, что жесткие критики нас и нашего правительства не готовы почему-то не только высказывать предложения, а пойти и поработать. Сегодня, кроме критики, мы ничего не слышим, и сегодня единственный, кто взял на себя ответственность за состояние дел в Украине, - это наше правительство, и оно продолжает эту ответственность нести, решать те или иные вопросы. Кстати, есть уже и позитивные моменты, например, оживление работы металлургических предприятий. Есть первые ласточки, я бы так сказал, то есть наша жизнь проходит низ этого кризиса.

- Скажите, а с какими проблемами чаще всего к вам обращаются, и по адресу ли приходят ваши избиратели?

- Большинство избирателей, которые обращаются, приходят в основном по двум направлениям. Защита своих прав и решение каких-то проблем с правоохранительными или судебными органами – это большая часть. Очень много жалоб на несправедливость судебных решений, на несправедливость работы прокуратуры или милиции. И вторая значительная часть вопросов – это вопросы, связанные с низким социальным статусом, вопросы выделения материальной помощи, помощи в трудоустройстве и т.д. Но очень много политически активных людей заходит, которые просто приходят пообщаться, высказать свою позицию по тем или другим вопросам, передать какие-то свои рекомендации или мысли нашему политическому руководству. Немало таких людей.

- Валерий Григорьевич, в последнее время харьковчане наблюдают потепление отношений между харьковской городской властью и представителями вашего блока. На ваш взгляд, с чем это связано?

- На сегодня более жестких наших оппонентов, чем Партия регионов, нет и не будет. Харьковские городские власти – это наши политические противники, это остается неизменным. И, естественно, чем ближе к выборам, тем более жесткой будет взаимная критика, я это допускаю. Но потепление отношений вызвано тем, что мы ищем возможность объединить наши усилия для решения проблем харьковчан. И это главное. Тут не идет речь о политическом сговоре или каких-то альянсах. Это вызвано только одним – поиском решения городских проблем.

- Я хочу напомнить вам одну вашу цитату по поводу следственной комиссии, которая, если я не ошибаюсь, в сентябре закончила свою работу: "Отвечая на вопрос "SQ" о том, как будет действовать комиссия в том случае, если в ходе ее работы не будет выявлено никаких нарушений со стороны городских властей, Валерий Камчатный подчеркнул, что, по его мнению, это невозможно, но если все-таки это случится, мы извинимся". ("SQ", 7.03.08). Так все-таки, чем закончилась работа этой следственной комиссии, ведь ее создание инициировал именно БЮТ?

- Я думаю, что важным следствием работы этой комиссии стало то, что городская власть все-таки прислушалась к тому, что было изложено в справке и в работе комиссии. И, возможно, то потепление, о котором вы сказали, заставило их также сделать шаги навстречу. Я хочу напомнить, что комиссия завершила свою работу в соответствии с регламентом, материалы были донесены, я даже принимал участие в одном заседании при участии прокурора, СБУ и т.д. Мне показалось, что городские руководители теперь будут более осторожны в каких-то своих поступках, потому что они понимают, что такие формы контроля могут быть применены и в будущем.

- Все-таки серьезные нарушения со стороны городской власти были обнаружены или нет?

- Да, они были изложены в справке.
- Но они не привели к серьезным последствиям?

- Не привели, потому что, наверное, правоохранительные органы, которые изучали эти вопросы, не нашли поводов для заведения каких-то уголовных дел или чего-то еще такого. Но я еще раз повторю, что, на мой взгляд, это имеет важный не только юридический, но и моральный аспект – городская власть была под пристальным вниманием комиссии. Были выездные заседания комиссии, люди приходили ко мне общаться. Я думаю, это пошло на пользу, для общего блага харьковчан.

- Скажите, как часто вы общаетесь с лидером вашей партии? На встречах с Юлией Владимировной какие проблемы обсуждаете?

- Мы ей очень благодарны за то, что при своей занятости на посту премьер-министра она всегда находит время для регулярного общения с нашей фракцией. Наверное, это так и должно быть, потому что коалиционное правительство и фракция, которая является основой коалиции, должны четко взаимодействовать. Последняя наша коллективная встреча была накануне дня, когда заслушивался отчет правительства, а последняя моя личная встреча - в прошлый понедельник, когда я вместе с норвежской делегацией был на встрече с премьер-министром. Кстати, я использовал это для решения наших харьковских проблем. Норвежцы ушли, а я еще минут на десять остался и общался с Юлией Владимировной, в частности, на тему недофинансирования харьковской культуры, наших театров. Вы знаете, какие события там сейчас происходят, и в театре им.Шевченко, и в ХАТОБе, кстати, я был у них на общих сборах, рассказал об этой встрече. Так же мы поговорили на тему энергосбережения, что Харьковская область может в этом отношении сделать. Я ей рассказал о встрече с физиками-ядерщиками нашего Физико-технического института, где также мы обсуждали вопросы, связанные с будущим нашей атомной энергетики. Сейчас, как вы знаете, есть большая проблема с газом, и активно ведется поиск и альтернативных и так называемых обновляемых источников энергии. Поэтому мы об этом также поговорили с Юлией Владимировной. Я думаю, что мы можем ожидать специального приезда премьер-министра в Харьковскую область для решения этих проблем.

- Этот визит уже несколько раз переносился…

- Да, но мы его хотим серьезно подготовить, и такой визит обязательно состоится.

- Какие именно предприятия планирует посетить Юлия Владимировна?

- "Турбоатом". Не обойдем вниманием Физико-технический институт, потому что именно эти темы мы обсуждали на встрече. Жизнь покажет, может, мы сделаем какую-нибудь выставку наработок наших харьковских предприятий, потому что нам действительно есть, что показать, у нас есть очень много интересных примеров, и они сегодня очень важны с точки зрения распространения их опыта на всю Украину.

- Валерий Григорьевич, наша программа выходит в День всех влюбленных. Валентинки, которые сегодня все будут дарить своим любимым, являются символом вашей партии. Празднуют ли День святого Валентина в БЮТ?

- Обязательно. Очень символично то, что вы об этом вспомнили. Наша эмблема – это сердце, которое, как в легенде про Данко, мы отдаем людям. И в этот день я хочу поздравить всех. Мы все в жизни кого-то любим, и нас кто-то любит, поэтому это наш общий праздник. Также поздравляю ваше уважаемое информагентство, ведь наши партийные цвета и ваши корпоративные цвета совпадают. Это тоже очень хороший знак.

Камчатный Валерий Григорьевич

Родился 13 июня 1955 г. в г.Лебедин (Сумская область). Окончил Харьковский политехнический институт (специальность – инженер-химик), Национальную юридическую академию (юрист), Академию государственного управления при президенте Украины (магистр госуправления). В 2005 г. возглавил аппарат Харьковской облгосадминистрации. С 2006 г. - народный депутат Украины, член фракции БЮТ. Заместитель председателя комитета Верховной Рады по вопросам регламента, депутатской этики и обеспечения деятельности парламента. Руководитель парламентской делегации Украины в международной организации "Центрально-европейская инициатива". Входит в состав более 10 парламентских групп по связям с другими странами. Член Всеукраинского объединения "Батькiвщина" с 1999 г. Один из основателей областной организации "Батькiвщина", с 2002 г. по 2006 г. – ее руководитель. Член политсовета БЮТ. Награжден орденом "За заслуги" III степени. Женат, имеет двоих детей и внука. Увлекается путешествиями и игрой на гитаре.