Я всегда с большим уважением относилась к людям, которые занимаются созидательной деятельностью. Количественное соотношение этой части человечества с "геростратами" всех поколений мне не известно. Знаю только, что что-либо создать, подняться над собственными инертностью, ленью или исключительно "шкурными" интересами во имя того, чтобы не только для себя сделать что-нибудь интереснее, ярче, осмысленнее, - большой труд и большая ответственность. Мы часто жалуемся на жизнь, ожидая от нее волшебных подарков, непонятно только за что... За сам факт нашего рождения и пребывания на этой Земле? Но это само по себе Великий Божественный дар! Однако нет, мы этого не понимаем, мы - глупые, порочные, невежественные - постоянно требуем праздника, который для нас должен сделать кто-то другой, и поэтому инертно, пассивно и безразлично вручаем свою жизнь и судьбу таким же порочным и невежественным, но более активным и изворотливым людям, а потом с доморощенной агрессией обвиняем наших же избранников в обмане нашего доверия.

 Давайте, наконец, что-то делать сами для улучшения собственной же жизни! Каждый на своем месте, возле себя, для себя и своих детей, и все встанет на свои места, мир перевернется с головы на ноги, я убеждена…

А пока - мои впечатления о примере созидания - первом всеукраинском фестивале "Браво, Гоголь!", прошедшем в Полтаве 4 апреля.

Я очень рада, что меня пригласили на фестиваль в качестве члена жюри. Я люблю Полтаву. И не только потому, что моя жизнь тесно связана с этим городом. Здесь родилась моя любимая дочь, здесь, так уж сложились жизненные обстоятельства, похоронены самые близкие мне люди. Полтава очень изменилась за последние годы, став красивым, чистым, уютным европейским городом. Думаю, что кто-то из полтавчан иронично улыбнется, читая эти слова, но поверьте в их искренность. Я, приезжая в этот город время от времени, вижу реальные изменения. Здесь идет своя жизнь, довольно спокойная и размеренная, есть свои приоритеты, эстетические и этические пристрастия. И мне кажется, что идея проведения всеукраинского театрального фестиваля "Браво, Гоголь!" в Полтаве очень логична потому, что все вышесказанное создает органичную среду для развития этого направления. Я говорю о среде, потому что все искусственно насаждаемое или рожденное не в гармонии, как правило, быстро приобретает уродливые формы и обреченно на провал. Так бывает с придуманными "из головы" театральными журналами, открытыми на деньги экстравагантных меценатов, так бывает со всем, что не имеет творческой подоплеки - ни в виде общей культурной атмосферы, ни в виде энергетической и интеллектуальной потребности людей. Полтавский музыкально-драматический театр недавно отметил свое 70-летие. Открывшись в 1936 г., он, вопреки логике "великого вождя всех времен и народов", получил в название имя Н.Гоголя, хотя большинство театров Украины одинаково обозначены именем Т.Шевченко. Здесь, очевидно, сыграло роль историческое название "Гоголевский" первого полтавского музыкального театра, отмечавшего в 1902 г. 50-летие со дня смерти великого писателя. Тем не менее, это факт: театр им.Н.Гоголя на Украине один, это - эксклюзив.

Все же спор на тему того, русским или украинским писателем является Н.Гоголь, кажется мне настолько же нелепым, насколько нелепо утверждение, что Шекспир исключительно английский писатель. Гении человечества, естественно, рождаются в определенном месте земного шара. Гоголь родился на Полтавщине, поэтому в его творчестве отражено то, что он прекрасно знал, что составляло корни его происхождения: украинский фольклор, самобытность культуры народа. Позже, живя в Петербурге, он писал о российском обществе со всей гениальностью своего дарования. Поэтому в равной степени Гоголь оказал колоссальное влияние как на украинскую, так и на российскую культуру. Одним словом, в Полтаве напротив театра стоит памятник великому писателю, к подножью которого в первый же день фестиваля все его участники возложили цветы.

Идея организации гоголевского фестиваля у нынешнего художественного руководителя театра Александра Любченко вызревала давно. Однако идея навсегда может остаться только идеей, если нет условий для ее реализации. В данном случае произошло счастливое совпадение: оказалось, что важность и необходимость создания театрального фестиваля в Полтаве понимает не только Любченко, но и руководство Полтавской области. Театр получил моральную и финансовую поддержку.

Первый всеукраинский театральный фестиваль с удачно придуманным названием "Браво, Гоголь!" состоялся. Очень грустно, что Министерство культуры и туризма (название, которое у всех деятелей искусства по сей день вызывает недоумение) осталось в стороне от столь перспективного творческого дела. На обращение театра по вопросу финансирования был получен отказ, объясняющий, что министерство не финансирует подобного рода региональные фестивали, а напротив, настроено на проведение одного-двух крупных мероприятий в масштабе государства, на которое, естественно, и пойдут бюджетные средства. В общем, где-то так… Однако то, что на фестиваль не приехал представитель министерства, который мог хотя бы морально и психологически поддержать организаторов мероприятия и элегантно разрулить эту "великодержавную", на мой взгляд, ситуацию, только укоренило меня в мысли о том, что стратегия, которая сегодня формируется у чиновников по отношению к театральному искусству в регионах, не вполне верная.

Не первый год на базе Симферопольского академического Крымско-татарского театра проходит прекрасный фестиваль "Крымский ковчег". И каждый раз при подготовке этого фестиваля его директор и руководитель театра Билял Билялов сталкивается с одной и той же финансовой проблемой, в то время как фестиваль набирает обороты. В огромном городе Харькове скромно утверждает себя фестиваль "Курбалесия", организаторы которого не получают экономической поддержки от областного управления культуры. Деньги собираются по крохам, а мотивация отказа чиновников основана на том, что им самим с трудом удается финансировать свой аппарат (?!)

Фестиваль "Браво, Гоголь!" состоялся, причем состоялся благодаря людям творческим, деятельным и разумным. Конечно, это был "пробный шар": нужно было проверить и организационные, и экономические возможности принимающей стороны. Устроители фестиваля действовали по принципу "от простого к сложному", поэтому приглашения получили в первую очередь близлежащие регионы. К сожалению, Харьков, имеющий в своей городской репертуарной афише два спектакля "Ревизор" (в театре им.Шевченко и в театре кукол), не приехал. Почему - не знаю… На фестивале было представлено пять спектаклей. Два из них показала Полтава - "Вий" по пьесе Н.Садур и по мотивам произведения Н.Гоголя и гоголевская же "Ночь на Ивана Купала" в драматургической версии Я.Стельмаха, созданная театром кукол. Кировоградский академический украинский театр показал "Ревизора" в постановке руководителя театра, заслуженного деятеля искусств Украины М.Ильяшенко. Днепропетровский академический театр им.Шевченко представил на суд жюри и зрителей спектакль под названием "Джокер" по пьесе Г.Запольской, а Крымский академический украинский театр предложил для фестиваля "Евангилие от Ивана" - трагикомедию по пьесе А.Крыма.

Конечно, справедливости ради нужно отметить, что не все увиденное вызвало восторг, но в данной статье постараюсь быть осторожной в оценках и деликатной в определениях.

Для меня очень важно было то, что фестиваль "Браво, Гоголь!" состоялся. Важно потому, что живое общение людей театра между собой, возможность сравнения своего творческого уровня и направления с уровнем и движением своих коллег в увиденных сценических работах стало в силу определенных причин, увы, большой редкостью. А без общения творческим людям очень тяжело жить и развиваться. Необходимо ощущать себя в общем культурном процессе и быть уверенным в важности и нужности выбранной когда-то профессии.

Мы (я имею в виду членов жюри) старались быть предельно честными, отметив все самое лучшее, что было представлено в столь скромном репертуаре фестиваля, отнюдь не руководствуясь принципом "На безрыбье…". Гран-при фестиваля получил спектакль Полтавского областного театра кукол "Ночь на Ивана Купала". Это маленький шедевр, чудо! Все компоненты спектакля - куклы, сценография, музыка, свет - существовали в такой гармонии, которой я давно не видела в театрах кукол. Постановочная группа, состоящая из заслуженного артиста Украины режиссера А.Поляка, заслуженного художника Украины В.Безули и композитора В.Якубовича, создала фантастическое по своей красоте и изысканности произведение искусства. Мне кажется, что спектаклями подобного уровня Украина может быть представлена на любом международном фестивале.

Первую премию за режиссуру среди заявленных спектаклей получил режиссер Крымского академического украинского музыкального театра, заслуженный деятель искусств Украины Б.Мартынов за спектакль "Евангелие от Ивана". Я неплохо знаю этот театр, видела много удачных и еще больше неудачных работ, поэтому искренне порадовалась за коллектив крымчан, нашедший и воплотивший на сцене современную драматургию. Странное поначалу впечатление, вызванное неспешным традиционно-бытовым повествованием провинциальной истории, меняется в течение спектакля дважды. Через стилистически упрощенную модель композиции спектакля, через открытый сатирический прием чуть ли не шаржированных персонажей режиссер выходит на серьезное философское осмысление жизни человека в сегодняшнем социуме. В этом ему очень помогает заслуженный артист АРК Алексей Бегас, замечательно играющий роль Ивана. Одной из основных заслуг этой работы в период дегероизации искусства, является, на мой взгляд, найденный создателями постановки образ положительного, сильного и очень убедительного в этих качествах героя. А.Бегас стал лучшим в номинации "Мужская роль". Диплом за лучшую женскую роль получила заслуженная артистка Украины Наталья Тафи. Парадоксальным получилось то, что лучшую женскую роль фестиваля актриса сыграла далеко не в лучшем спектакле "Джокер" днепропетровского театра. Что делать? Так бывает, а жаль…

Я очень рада, что на гоголевском фестивале я познакомилась с кировоградским театром, и хотя к спектаклю "Ревизор", который они показали, у меня много профессиональных претензий, я увидела интересных актеров, среди которых выделила, в первую очередь, настоящего серьезного мастера - народного артиста Украины Ивана Васильевича Кравцова, играющего роль Земляники.

Фестиваль "Браво, Гоголь!" хозяева открывали на своей сцене спектаклем "Вий". Молодой режиссер Владимир Шевченко и талантливый балетмейстер Светлана Мельник попытались создать феерию с использованием всех возможных и невозможных постановочных средств. Спектакль получился эффектным по форме, но, увы, не вполне внятным по содержанию. Но несмотря на это хочу еще раз признаться в любви к коллективу театра им.Гоголя, потому что знаю его замечательные возможности, уважаемую мною труппу, в которой есть дивные актеры старшего поколения: народные артисты Украины Василий Голуб, Юрий Панов, Жанна Северин (я иду по спектаклю), из молодежи я бы выделила здесь Богдана Чернявского и Татьяну Любченко.

У меня написана отдельная статья об этом спектакле, однако я уже высказала свою позицию по поводу рецензий, поэтому жду встречи с коллективом полтавского театра, на которой мы поговорим о том, кто же такой Гоголь и что такое "Вий" - фантазия воспламененного сознания, мистика, сказка, детектив или же в это произведение заложена великая идея спасения души человеческой от грязи, суеверия и мракобесия, вечная борьба света и тьмы, добра и зла. Я думаю, все вышеперечисленное и еще очень многое свидетельствует о гениальности художника Николая Васильевича Гоголя.

 
Браво, Гоголь!

Браво, театр, собравший под своей крышей друзей и согревший всех атмосферой добра, творчества и любви!

"…А иначе зачем на Земле этой вечной живу?"