Украинский рынок безалкогольных газированных напитков (БАГН) в прошлом году сократился примерно на 15% в натуральном выражении, а производство крупнейшего игрока – "Coca-Cola Hellenic Bottling Company" - упало на 6%, до примерно 50 млн. При этом объем продаж главной марки - "Coca-Cola" – вырос, пишет "
Количество потребителей сладких газированных напитков сократилось незначительно, просто они стали потреблять их реже, уверен Гордеев. "Если раньше они пили сладкие газированные напитки несколько раз в неделю, то сейчас - всего раз", - отмечает он. Так, по данным компании TNS, количество людей, потребляющих сладкие газированные напитки, сократилось в 2012 году на 0,5 п.п. "Основная причина - ухудшение потребительских настроений, ведь БАГН не являются продуктом первой необходимости, и, соответственно, от них легко отказаться", - считает председатель правления компании "Росинка" Сергей Герман. К тому же прошедшее лето было менее жарким, чем ожидалось, а погода напрямую влияет на потребление БАГН, добавляет заместитель маркетингового директора "Оболонь" Максим Кушнир.
Не оправдало ожиданий и проведение в Украине Евро-2012. Один из участников рынка отмечает, что многие производители закладывали на июнь рост продаж в размере 5-10%, но по факту объем реализации сократился на 7-8%. "Потребители пили в основном пиво, мало интересуясь безалкогольными напитками", - констатирует эксперт.
В компаниях с национальным дистрибуционным покрытием утверждают, что падение на самом деле намного меньше - компания "Nielsen" мониторит только крупнейшие розничные сети в городах с населением более 50 тыс. человек, а в последнее время все активнее начали развиваться продажи в небольших населенных пунктах, сообщает "АllRetail". Так, по данным Госсстата, производство БАГН сократилось лишь на 1,5%, до 142 млн. дал. Часть была направлена на экспорт, но в основном - в те каналы продаж, которые не учитывает "Nielsen", отмечает Кушнир. "Кроме небольших городов, значительная часть напитков продается еще и через HoReCa (гостиницы, рестораны, кафе – ред.)", - поясняет он.
Эксперты отмечают, что, кроме БАГН, сократился также рынок сока, а вот рынок минеральных вод остался примерно на прежнем уровне. Так, по данным компании "Тетра Пак Украина", рынок сока по итогам 2012 г. сократился на 5,7%, до 49 млн. дал. А гендиректор крупнейшего производителя минеральных вод "IDS Group Ukraine" Марко Ткачук отмечает, что, по внутренним данным их компании, рынок минеральной воды стагнирует. "Часть потребителей БАГН переходтт на минеральную воду - это мировая тенденция, связанная с растущей популярностью здорового образа жизни", - отмечает он.
Впрочем, на доходах производителей падение рынка пока не сказалось, утверждает Герман. "Многие производители повысили цены - в среднем на 10-12%", - отмечает он. Так, по данным Госстата, несмотря на сокращение производства вод и соков в целом на 2,9%, доходы от реализации этих товаров выросли на 12,4%, до 7,16 млн. грн. "После повышения цен большинство крупных производителей сразу начали какие-нибудь маркетинговые акции для отвлечения внимания потребителя - к примеру, предлагалось купить бутылку напитка объемом 1,5 л по цене лишь немногим дороже 1 л. Потом акции заканчивались, а цены оставались прежними", - говорит коммерческий директор одной из крупнейших продуктовых сетей.