У онлайн-бизнеса свои правила. И фиксируются они в публичной оферте или пользовательском соглашении.

В начале юридических консультаций мы объясняем, что мобильным приложениям, играм, блогам и корпоративным сайтам подходит пользовательское соглашение. А для интернет-магазинов, маркетплейсов и платформ разрабатывают публичную оферту. Ее отличие в цели - продажа товаров и предоставление услуг. 

С помощью оферты пользователи подтверждают согласие с правилами.  Так сайт заключает онлайн-соглашение с юзером.

Зачем сайту оферта?

Договор публичной оферты - это обязательное условие для подключения большинства платежных систем. Fondy, Interkassa, LiqPay, WayForPay, PayPal, Apple Pay, Robokassa, Stripe требуют размещения оферты. Важно определить правила оплаты и условия списания средств за покупку. Отдельно опишите алгоритм возврата денег за товар.

Составление Terms of use необходимо для подачи отчетности в налоговой. Так подтверждают источник дохода. 

Оферта включает пункты с дисклеймерами. IT-юристы Stalirov&Co разрабатывали Terms of use для платформы Insurance Hunter, на которой размещены предложения от страховых компаний. Было важно ограничить ответственность платформы. Для этого юристы написали,что Insurance Hunter не гарантирует сделку и снимает с себя ответственность за страховую компенсацию. А еще рекомендует клиентам самостоятельно проверять потенциальных страховщиков. 

Еще одна задача - защитить интеллектуальную собственность на сайте. Именно публичная оферта запрещает пользователям копировать контент без разрешения. Термин интеллектуальная собственность включает тексты, изображения, видео, элементы дизайна, программный код, торговые марки и коммерческие наименование. 

Как составить договор публичной оферты?

  1. Определите особенности сайта. Например, маркетплейс - это площадка, где товар размещают поставщики. Они и будут нести ответственность за его качество. А вот интернет-магазин размещает свои продукты и отвечает за качество, доставку, предоставляет техническую поддержку покупателям. Получается, что документы интернет-магазина и маркетплейса будут отличаться.
  2. Опишите алгоритм оформления покупки и условия оплаты. Покупатель должен знать как действовать, чтобы сделать заказ. Не забудьте ответить на вопросы о доставке, возврате товара и оплаченных средств.
  3. Пропишите кто собственник интернет-магазина, чтобы подтвердить доход в налоговой. Это может быть название компании или ФЛП.
  4. Дайте детальную инструкцию по использованию сайта.
  5. Зафиксируйте дисклеймеры, чтобы не нести ответственность за ошибки служб доставки, платежных систем и других участников товарообмена.

Не советуем искать типовую публичную оферту. У каждого бизнеса есть свои особенности, которые важно зафиксировать. Только так можно заранее проработать риски и учесть интересы каждой стороны онлайн-договора.