Полномасштабная война значительно повлияла на развитие бизнеса в разных регионах нашей страны. В то время как некоторые компании могут более или менее спокойно существовать, бизнесы в прифронтовых регионах постоянно страдают от последствий обстрелов, уменьшения количества клиентов и работников. Обычно такие компании имеют значительные ограничения в ресурсах. Согласно отчету Нацбанка Украины, с началом военных действий в 2022 году 32% предприятий полностью прекратили свою деятельность, позже эта цифра сократилась до 17%. Впрочем, 60% бизнесов все равно имеют более низкую загрузку, если сравнивать с довоенным периодом.  

Именно поэтому малому бизнесу необходимо следовать советам по оптимизации их работы и ресурсов. Это поможет не только сохранить компанию в условиях войны, но и эффективно развивать бизнес, увеличивая объем продаж. 

В этой статье мы рассмотрим эффективные советы, которые помогут вам понять, на что стоит обратить внимание для того, чтобы сохранить свой бизнес в сверхсложных условиях. Они не только помогут вашему бизнесу существовать, но и значительно улучшить производительность, эффективность и прибыльность. Давайте рассмотрим эти рекомендации прямо сейчас.
Советы для малого бизнеса

В этом разделе вы найдете практические советы, которые помогут вашему бизнесу развиваться в условиях полномасштабного вторжения, повышения цен, сокращения сотрудников и бюджетов.

Быстро адаптируйтесь к новым реалиям

Пересмотрите каталог товаров, которые вы предлагаете людям, и сосредоточьтесь на продаже того, что действительно нужно. Это должны быть продукты, которые вы можете быстро и без проблем доставить вашим покупателям. Если вы больше не можете работать офлайн по ряду причин, например, разрушенный офис или магазин, перейдите в онлайн-торговлю. Это позволит вам уменьшить расходы на помещение.

Продайте старые товары, которые хранятся на складе

Если у вас есть товары, которые вы не смогли продать ранее, самое время предложить их клиентам по минимальной цене. Таким образом, вы освободите место на складе для новой продукции, а также сможете получить дополнительные деньги и использовать их в дальнейшем.

Проведите аудит расходов

Просмотрите все ваши расходы, чтобы понять, где их можно уменьшить. На этом этапе вам нужно отказаться от второстепенных расходов, которые требуют дополнительных финансовых затрат, но при этом не приносят значительной пользы вашему бизнесу. Во время аудита обратите внимание на аренду помещений, которые вы, возможно, уже не используете или используете минимально. Они добавляют расходов вашему бизнесу и влияют на его прибыльность. Также, просмотрите ваши подписки и маркетинговые инструменты, которые вы не используете. Они стоят денег и требуют от вас ежемесячной оплаты. Хотя эта сумма может казаться незначительной, но за годы функционирования вашего бизнеса она значительно возрастает при том, что вы не получаете от этого никакой пользы.

По возможности пересмотрите фиксированные расходы. Если цена за аренду значительно повысилась, что не входило в ваши планы и бюджет, рассмотрите другие более дешевые варианты. При условии, что вы уже не в состоянии платить за офлайн магазин, рассмотрите возможность онлайн заказов и доставки. Так вам уже не нужно будет платить дорогостоящую аренду за магазин и нанимать работников.

Используйте каналы, которые выбирает ваша аудитория 

Всегда фокусируйтесь на каналах, которые выбирают ваши клиенты. Нет смысла тратить средства на рекламу для платформы, где ваших потенциальных клиентов немного. Будьте активны в социальных сетях и используйте их для коммуникации, поскольку все больше и больше людей используют эти каналы для покупок. 

Активность в социальных сетях будет только плюсом для узнаваемости вашего бренда, большего количества подписчиков и увеличения продаж. Вы можете добавить мультиссылку в биографию вашего аккаунта, чтобы клиенты могли получить всю необходимую информацию о вашей компании, посмотреть цены и совершить покупки. Это очень удобно, поскольку клиентам не нужно искать сайт вашей компании и тратить время на заполнение персональных данных. Используя мультиссылки, вы также можете экономить ресурсы, необходимые для создания сайта, и на дополнительных наемных работниках для службы поддержки.

Используйте программы поддержки

Рассмотрите все возможности по привлечению государственных и международных инициатив. Это могут быть гранты, льготные кредиты, налоговые послабления, такие как помощь от ЕС, USAID и Дія.Бізнес. Они помогут уменьшить вашу финансовую нагрузку. Эта финансовая поддержка даст возможность воплощать ваши планы в жизнь и вашему бизнесу процветать даже в условиях войны, когда трудно выделять дополнительные ресурсы для поддержания и расширения бизнеса в нестабильных условиях.

Оптимизируйте операционные процессы

Обратите внимание на то, как работает ваша команда. Возможно, вам необходимо пересмотреть ваши подходы к обязанностям, чтобы понять, как лучше делегировать и автоматизировать выполнение рутинных задач и избежать их дублирования. Если вы внедрите гибкие графики работы, вы сможете трудоустраивать сотрудников на разных условиях. Удаленная занятость поможет вам значительно снизить расходы на аренду. 

Сосредоточьтесь на приоритетных направлениях и эффективно развивайте их для увеличения прибыльности. Например, если вы видите, что много клиентов приходят из Instagram, вам необходимо активно развивать вашу страницу и отвечать на вопросы. СММ-специалисты помогут вам создать вирусный контент, который привлечет внимание к вашему бизнесу и повысит узнаваемость. Они будут правильно использовать инструменты для генерации новых клиентов и повышения конверсий. Чат-боты позволят вам отвечать на рутинные вопросы на автопилоте 24/7, не заставляя потенциальных клиентов ждать. Так собственно и выглядит оптимизация для развития вашего бизнеса.
Автоматизируйте рутинные задачи и коммуникацию с клиентами

Автоматизация рутинных процессов позволяет экономить время и эффективно использовать ресурсы. Это касается задач, которые выполняет ваша команда, и коммуникации с потенциальными клиентами. Вы можете использовать CRM для автоматического сбора контактной информации потенциальных покупателей, приема и обработки заявок, изменения статуса заказа и прочего. Эта система поможет вашим специалистам сосредоточить свое внимание на более серьезных задачах и, таким образом, повысить производительность внутри команды.

Для автоматизации коммуникации с клиентами через сайт, мессенджеры или социальные сети вы можете использовать чат-боты. С их помощью ваша компания будет доступна 24/7 со всеми необходимыми ответами на рутинные вопросы. Таким образом, удовлетворенность клиентов вашим бизнесом будет только расти, а служба поддержки будет доступна для решения более сложных проблем покупателей. 

С помощью конструктора ботов от SendPulse вы можете настроить автоответы для Facebook, Instagram, WhatsApp и Telegram, а с недавних пор и чат-бот для Вайбер. Платформа предоставляет все необходимые инструменты для создания чат-бота, который понимает запросы пользователей и четко и естественно на них отвечает, особенно если вы подключили OpenAI. Эта функция доступна абсолютно для всех. Вы можете добавлять быстрые ответы, блоки ввода данных, кнопки и встраивать ИИ-агент. После того, как вы настроите интеграцию с платежными системами и добавите кнопки оплаты, сможете безопасно принимать заказы и оплату от клиентов прямо в чат-боте.

Уже очень многие украинские компании успешно используют чат-боты для различных целей. Некоторые из них отправляют информацию о распродажах, изменении статуса заказа, доставке и прочее.

Давайте рассмотрим несколько примеров, чтобы понять, как это работает. Один из них — Papaya.ua. Чат-бот компании постоянно отправляет клиентам обновления об их заказах в Telegram. Это касается изменения статуса заказа, информации об отправке и доставке.

Еще один хороший пример эффективного использования автоматизации — Eva, которая имеет чат-бот в Viber, чтобы своевременно информировать клиентов о скидках, акциях и специальных предложениях. Бренд товаров для красоты также отправляет промокоды, с которыми покупатели могут приобрести любимые товары по более низкой цене.

А вот пример использования чат-бота в Viber Люксоптикой. Компания так сообщает о специальных предложениях и сезонных распродажах.

Бережно используйте ресурсы

В условиях, когда есть перебои в поставках электроэнергии и материалов, стоит обратить внимание на способы экономии энергии, а также на доступные альтернативные источники. Подумайте о том, чтобы инвестировать в энергосберегающее оборудование. Хотя сначала нужно будет вложить немаленькую сумму, но потом она будет работать на вас, потому что ваше производство не будет полностью зависеть от общего снабжения электроэнергией. 

Также стоит найти пути для оптимизации логистических  затрат. Как вариант, обратитесь за сотрудничеством к партнерам и другим бизнесам, чтобы совместно использовать определенные услуги. К ним можно отнести аренду помещения и транспорт.

Используйте онлайн-инструменты и привлекайте удаленных работников

Если вы переходите на онлайн-продажи, стоит убедиться, что у вас есть все необходимые инструменты для нормального функционирования. Используйте облачные сервисы, такие как Google Workspace и Zoom для общения, переведите всю документацию в онлайн-режим и разработайте план онлайн-общения с вашей командой. Удаленное сотрудничество позволяет вам значительно сократить расходы, в частности на аренду офиса и его обслуживание.

В условиях, когда бизнес переживает снижение спроса на продукт, перебои с поставками и повышение цен на электричество и материалы негативно влияют на бюджет. Нерациональный подход к использованию ресурсов и отсутствие плана по оптимизации могут привести к отсутствию прибыли. Однако, если вы знаете, как действовать в условиях войны и как эффективно использовать все имеющиеся ресурсы, вы сможете достичь поставленных целей даже в сложнейших условиях. 

Способность адаптироваться к любым условиям должна быть у каждого бизнеса, особенно в условиях войны. Если вы способны максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы и возможности, это поможет вам не только сохранить компанию, но и наблюдать, как она растет и развивается.