Британия в трауре. Весь мир – в глубоком сочувствии. 8 сентября 2022 года в возрасте 96-ти лет скончалась одна из самых знаменитых женщин планеты, глава Объединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии Елизавета Вторая из династии Виндзоров. Ряд комментаторов на смерть королевы откликнулись по-талантливому кратко, всего двумя словами - “Ушла эпоха”. Это с одной стороны, конечно же, указывает на высокий уровень пафоса, соответствующий событию, но с другой – не совсем совпадает с объективной историей. Исполнявшая должностные обязанности по принципу “царствует, но не правит” королева вряд ли могла совершить что либо эпохальное – возглавить революционные движения в политике и социальной сфере, производить перевороты в науке и искусстве, овладевать умами миллионов в качестве основателя доктринальных учений. Елизавета максимально исправно осуществляла церемониальные функции, а наибольшими потрясениями в ее деловой биографии, возможно, были пара-тройка семейных скандалов, в качестве вынесенного сора из избы ставших достоянием широкой гласности.

Уникальность Елизаветы состояла в феноменальном трудовом долголетии. Согласитесь, почти 70 лет на одном рабочем месте, причем на должности номинально чрезвычайно высокой – чего-то стоит. Это превратило королеву Елизавету в некую связующую нить между миром ультрасовременным и временами, которые сегодня воспринимаются едва ли не на уровне глубокой архаики. 

Обладательница предыдущего рекорда по долголетию на британском троне королева Виктория правила тоже чрезвычайно долго – 63 года, две трети XIX века. В так называемую “Викторианскую эпоху” в мире тоже происходили какие-то события – в США отменили рабство, Британия и Франция поделили Африку, Джон Старли изобрел велосипед. Но если бы человека из первого года правления Виктории перенести в последний, он вряд ли чрезвычайно поразился бы произошедшим изменениям. Он увидел бы примерно такой же паровоз, на улицах транспорт на конной тяге, а большинство населения все так же коротало вечера при свечах или в лучшем случае, керосиновых лампах. 

Но если бы лондонцу, радостно приветствовавшему восшествие на трон королевы Елизаветы в 1952-м в общих чертах описали мир в последние годы ее царствования, он, скорее всего, с изрядной долей недоверия произнес бы: “Да ладно…”

Елизавета Вторая вступила на престол, когда на одной шестой части суши правил Иосиф Сталин, самый знаменитый британский политик прошлого века Уинстон Черчилль еще сохранял политическую активность, Китай в ООН представляло правительство Чан Кайши, а одна из самых значимых и одновременно одиозных фигур ХХ века Мао Цзэдун только входил в пору своего могущества. 

SQ предлагает краткий обзор наиболее ярких и, возможно, невероятных с точки зрения обывателя образца 1950-х или просто забавных изменений, произошедших в мире за время царствования Елизаветы Второй. 

Когда Елизавета Вторая взошла на престол…

Люди не пользовались интернетом и на смотрели телевизоры

Королева Елизавета взошла на трон, когда основными средствами массовой информации были радио и бумажная газета, а катушечные магнитофоны (сейчас не всякий скажет, что это такое) даже в продвинутых странах потребительского общества были крайней редкостью. Если бы британцу, современнику коронационных торжеств сообщили, что он будет фотографировать телефоном, а мышью открывать окна, он бы счел это не вполне здоровой шуткой.

Люди не летали в космос

Мир не знал еще, кто такие Юрий Гагарин и Нил Армстронг. До первого полета вокруг Земли оставалось 9 лет, а до высадки на Луну – 17. Да, развитие космических технологий в последнее время стагнирует – человечество не высадилось на Марсе, не колонизировало Луну, и даже банальный пилотируемый полет считается выдающимся событием. Но в начале царствования Елизаветы космический полет в принципе относился к разряду научной фантастики.

Мир не знал Джона Леннона

Сегодня легендарная группа Beatles стала дремучей музыкальной классикой.  Сегодня мало уже кто видел не только битлов, но и тех, кто рассказывал, что видел битлов. Елизавета стала королевой, когда мир ровным счетом ничего еще не слышал о ”Ливерпульской четверке”, а эпоха битломании, которая, как казалось фанатам группы, должна длиться вечно, стала лишь кратким историческим мгновением на фоне рекордно длинного царствования Елизаветы. 

Еще творили Хемингуэй и Камю

Нобелевскими лауреатами по литературе становились люди, имена которых сегодня звучат в шеренгах забронзовелой классики где-то не очень далеко от Шекспира и Бальзака. Когда Елизавета только разнашивала корону, нобелевскими лауреатами по литературе становились Хемингуэй, Камю и Сен-Жон Перс. Если кому любопытно, в плеяду втиснулся уже упомянутый сэр Уинстон Черчилль, который ко всем своим достижениям был еще и признан выдающимся писателем.

Мир не знал Фиделя Кастро и товарища Че

Пожалуй, самые известные революционеры (после Ленина и Троцкого) в истории ХХ столетия - Фидель Кастро и Че Гевара - не были известны никому за пределами узкого круга друзей и вряд ли еще вынашивали планы совершения Кубинской революции. Кстати, свергнутый впоследствии пламенными революционерами генерал Фульхенсио Батиста захватил власть на Кубе в год коронации Елизаветы. Вот такое совпадение.

Елизавета пережила “эпоху Кастро”, которая, как начинало казаться на заре нового века, не закончится никогда.

Толерантность была слаборазвитой

Еще одно историческое совпадение. В 1952 году гениальный британский ученый Алан Тьюринг был признан виновным по обвинениям в совершении “грубой непристойности”, а именно в гомосексуальных связах. Тьюрингу был предоставлен выбор между принудительной гормональной терапией, призванной подавить либидо, или тюремным заключением. Ученый выбрал первое и через два года отравился цианидом. Жизнь стала ему неинтересной.

В 2014 году на территории Англии и Уэльса вступил в силу закон, разрешающий однополые браки. Два этих события пришлись на годы правления одной и той же королевы – Елизаветы.

Примерно на том же уровне находилась и расовая терпимость. Во времена елизаветинской коронации существовали страны, где темнокожих детей не пускали в одни школы с потомками европейцев. В 2021 году темнокожая актриса Джоди Тернер-Смит сыграла одну из самых известных английских королев – Анну Болейн.

Люди не умели прыгать на шесть метров

По состоянию на 1952 год мировой рекорд по прыжкам с шестом составлял 4 метра 77 сантиметров. Елизавета оставляла человечество, которое прыгнуло на 6,21. Метр сорок четыре за 70 лет - это немело. Почти как рост самой Елизаветы Второй.

Еще не рухнули империи

В 1952 году мир пребывал еще на этапе колониализма. Это понятие сейчас затерялось где-то на страницах школьных учебников по новейшей истории. Но на момент коронации Елизаветы Британия, Франция, Бельгия, Нидерланды, Португалия владели обширными территориями в Африки и Азии. Понятие “независимость” сотням народов и этнических групп было неведомо в принципе. Елизавета успешно пережила не только развал колониальных империй, но и демонтаж такого образования как СССР, основатели которого тоже видели его как минимум тысячелетним.
***
Из наиболее ярких и увлекательных направлений человеческой деятельности, пожалуй, только сфера изобразительного искусства не претерпела системных изменений за время царствования Елизаветы (если, конечно же, не считать появление тик-тока). Пабло Пикассо был задолго до коронации Елизаветы, а Марсель Дюшан уже давно познакомил мир со своим уникальным фонтаном. Елизавета вступила на престол практически одновременно со стартом эпохи постмодернизма, когда усердие мастеров было направлено столько на создание сверхкультуры, сколько на придание новых форм старым смыслам.