На заседании суда по делу о тройном убийстве в Харькове показали видеозаписи следственных экспериментов

На заседании суда 3 сентября по делу о тройном убийстве на Салтовке в Харькове показали видеозаписи следственных экспериментов 9 и 10 февраля. На записях подсудимые Дмитрий Дорофеев и Александр Макаров рассказывают в присутствии следователей, понятых, судмедэкспертов и адвоката о том, как они убили трех человек. Следственный эксперимент с Д.Дорофеевым проходит в дневное время на месте совершения преступления. Эксперимент с А.Макаровым - начинается в темное время суток на месте преступления. Позже он продолжается в Московском РОВД, поскольку местное жители мешают его проведению, кричат в сторону А.Макарова "Сволочь!", "Убийца!". А.Макаров подробно показывал на манекене, какие удары и куда были нанесены убитым. Д.Дорофеев почти не показывал ничего на манекене, больше отвечая на вопросы следователя.

На суде оба подсудимых отрицали правдивость своих показаний на следственных экспериментах. Они заявили, что дали их в результате давления со стороны работников милиции. Д.Дорофеев заявил, что, если бы эксперимент проводили в темное время суток (когда было совершено преступление), он бы не смог ничего показать, поскольку не совершал преступления. По его словам, до эксперимента сотрудники милиции его пытали и одновременно рассказывали ему, что и как говорить во время воспроизведения событий. Во время проведения эксперимента пытавшие его сотрудники милиции якобы находились неподалеку. На записи видно как следователь кричит Д.Дорофееву "Дорофеев!" в то время, как он идет к месту преступления. Д.Дорофеев останавливается и начинает показывать место преступления.

По словам Д.Дорофеева, окриком следователь указал ему, на каком месте необходимо остановиться. А.Макаров не подписал протокол следственного эксперимента с его участием. Д.Дорофеев утверждает, что ему не дали ознакомиться с протоколом, хотя на документе есть его подпись.

Адвокат Д.Дорофеева Алла Ревенко утверждает, что письменный протокол следственного эксперимента не соответствует тому, что отражено на видеозаписи. По ее словам, ее подзащитному подавался сигнал, где показывать место преступления. На манекене он не показал ни одного удара, не смог сказать, каким именно ножом он наносил удары.

"Вы заметили, что никто из подсудимых не может описать вещи, в которых были убитые? Дорофеев придумал бабушке белую шапочку и длинную курточку. А на самом деле она была одета в пуховой платок и длинное пальто. А Макаров не знает, в какие карманы убитых он якобы залазил, куда дел украденные деньги. И наконец - показания А.Макарова о том, как он наносил удары, не соответствуют актам вскрытия трупов и тем телесным повреждениям, которые имеются на трупах", - заявила А.Ревенко.

По ее словам, нож, которым якобы наносились удары, "сфотографировали не в крови, а с экспертизы он вернулся окровавленным". А.Ревенко также заявила, что не сомневается в том, что ее подзащитный невиновен и докажет это.

"То, что говорит адвокат Д.Дорофеева, - это ее доллары", - заявил журналистам Виктор Вовченко, адвокат потерпевшей Аллы Коваленко, члены семьи которой были убиты. По его словам, протокол следственного эксперимента с Д.Дорофеевым соответствует видеозаписи, а показания А.Макарова - актам вскрытия трупов.

"Почему А.Макаров не подписал протокол - это вопрос. Он говорит, что на него якобы оказывалось физическое и психологическое давление со стороны сотрудников милиции, но в то же время, несмотря на давление, он не подписывает протокол", - заявил В.Вовченко. По его словам, А.Макаров рассказал о том, как он наносил удары убитым очень подробно, в некоторых местах даже поправляя следователя. Тот факт, что подсудимые путаются в одежде жертв, объясняется темным временем суток и тем, что они многого не помнят.

"У меня нет никакого сомнения, что преступление совершили они", - заявил В.Вовченко. "Они все показывали подробно. Если бы на них оказывалось давление - на записи это было бы видно, вряд ли бы они так быстро ориентировались", - заявила журналистам А.Коваленко.

"Я могу сказать лишь одно, что когда их искали, то брали, конечно, очень многих. Но именно они попали на скамью подсудимых. Оперативники у нас под домом дежурили с 6 утра до глубокой ночи, все перерывали, брали людей и в наркопритонах, и в маршрутках, но почему-то подозрение упало только на них", - заявила А.Коваленко.

Справка "SQ". Тела трех погибших (женщины 1936 г.р. и двоих мужчин (1969 и 1971 гг.р.) были обнаружены утром 5 февраля в Харькове: в 6.30 на трамвайной остановке (в районе перекрестка пр.Тракторостроителей и ул. Героев труда) нашли тело мужчины, неподалеку - тела еще одного мужчины и женщины. Причиной их смерти стали многочисленные колото-резаные раны. По предварительным данным, погибшие не были знакомы. Правоохранители 8 февраля задержали подозреваемых в убийстве - двоих жителей Харькова 1989 и 1985 гг. р., оба ранее судимы (по ч.1 ст.121 и ч.2 ст.289 УК).

Апелляционный суд Харьковской области 10 августа начал судебное следствие по этому делу. Прокурор Петр Гирко, который выступает обвинителем в деле, зачитал резулятивную часть обвинения в отношении подсудимых Д.Дорофеева (1989 г.р.) и А.Макарова (1985 г.р.). Они обвиняются по признакам преступления, предусмотренного ст.115, ч.2, п.6, 12 (умышленное убийство, совершенное по корыстным мотивам, по предварительному сговору группой лиц) УК. В ходе допроса подсудимые заявили, что отрицают свою причастность к тройному убийству. Они также заявили, что данные ранее показания с признанием своей вины им пришлось подписать под физическим давлением со стороны сотрудников милиции. По словам Д.Дорофеева и А.Макарова, их пытали и избивали. Эти заявления должна подтвердить или опровергнуть прокурорская проверка, результаты которой будут представлены в ходе рассмотрения дела.

По словам обвиняемых, поводом к их задержанию стала информация о том, что они употребляют наркотические вещества. Д.Дорофеев подтвердил, что действительно употреблял наркотики. В ходе допроса обвиняемые заявили, что не были на месте преступления в ночь с 4 на 5 февраля 2009 г. По словам А.Макарова, в то время, когда совершались убийства, он был в компании своей девушки и знакомого. Д.Дорофеев сообщил, что болел и вообще не выходил из дому в вечер убийства, что может подтвердить его мать. Вместе с тем обвиняемые дали противоречивые свидетельства о том, что виделись в день убийства. А. Макаров сообщил, что заходил домой к Д.Дорофееву 4 февраля, но последний факт этой встречи не подтвердил. В остальном их показания сошлись.

В деле две потерпевшие стороны: одна сторона требует возместить 6,5 тыс.грн. материального ущерба и 750 тыс.грн. морального, вторая - 12 тыс.грн. материального и 100 тыс.грн. морального.

Следующее заседание суда назначено на 8 сентября.