В 2021 году харьковский трамвай отмечает юбилей – 115 лет. Новая эра общественного транспорта в Харькове стартовала в июле 1906-го. К тому времени уже полтора десятка лет по городу скакали конки. Но достаточно скоро электромотор вытеснил лошадиную силу.

За 115 лет харьковчане повидали трамваи самых разных, иной раз замысловатых, конструкций.

Трамвай в начале прошлого века

2

Первые 12 вагонов, открывавшие движение трамвая в 1906 году, были построены на заводе МАН в немецком городе Нюрнберг. На продольные скамьи в салоне усаживалось не более 18 пассажиров, а общая вместимость вагона не превышала 50 человек. 

5

Всего в 1906-1913 годах в Харьков поступило 124 вагона, из которых 96 были моторными, а 28 - прицепными. Этот же подвижной состав продолжал использоваться до 1920-х годов. Ширина колеи была гораздо уже, нежели сейчас – 1 000 миллиметров (ширина современной колеи -  1 524 миллиметров). Широкую колею начали прокладывать с конца 1920-х.

Харьковский трамвай "Х"

В конце 1920-х годов харьковские конструкторы разработали самый знаменитый трамвай довоенного периода – вагон "Х". Трамвай выпускался в Мытищах с 1927 по 1941-й. Но в Харькове вагоны работали до 1969 года.

Трамваю даже устроили торжественные проводы на заслуженный отдых. 25 февраля 1969 года из депо вышла последняя линейная сцепка вагонов "Х" и "М", на бортах которой были нанесены надписи "Последний рейс старого трамвая в г. Харькове". Трамвай сделал прощальный рейс с пассажирами по кольцевому 10-му маршруту.

7

Трехвагонный трамвайный поезд на Сергиевской площади, 1959 год

Харьковский трамвай в 1950-1970-х

В 1949 году в Харькове появился новый трамвай, выпускавшийся на Усть-Катавском вагоностроительном заводе имени Кирова. Трамвай с прицепом назывался КТМ-1/КТП-1 (сокращенно от "Кировский трамвай моторный/прицепной").

8

Поезд КТМ/КТП-1 в Харькове, 1959 год

С 1953 года в Харьков начали поступать трамваи МТВ-82 – моторный трамвайный вагон. Номер был дано по названию военного завода №82 в Тушино, где был построен первый образец трамвая. В Харькове вагон работал до 1974 года.

9

Трамвай МТВ-82 на улице Полтавский шлях возле Лопанского моста

С 1950-х годов одним из центров трамвайного вагоностроения становится Рига. Оттуда в Харьков поступают трамваи РВЗ, ставшие основой подвижного состава в 1960-1970-х.

11

РВЗ-6 маршрута №8 в районе конечной станции "Льва Толстого", идет по проспекту Тракторостроителей, 1979 год

"Чехословацкая эра" харьковского трамвая

Трамваи Tatra, произведенные в Чехословакии, стали основой трамвайного парка в Харькове с 1970-х. В городе работало около 300 машин различных моделей. Трамвай отличается крайней степенью живучести. Некоторые экзепляры Tatra-T3, выпускавшейся с 1960 по 1989-й, работают в Харькове до сих пор.

12

Tatra-K2SU маршрута №5 на перекрестке улиц Дзержинского (сейчас - Мироносицкой) и Маяковского, 1987 год. Участок, на который въезжает вагон, был демонтирован в 2000-м году

Знаменитый "утюг"

Уже упомянутый Усть-катавский завод запомнился в Харькове в первую очередь моделью КТМ-5. Грузная и угловатая машина скорее навевала страх, чем ощущение транспортного комфорта. Вероятно, слепленная словно по наброскам Пабло Пикассо модель отвечала представлениям трамвайных конструкторов о модернизме.

13

КТМ-5 возле Депо №1 (бывшего Ленинского трамвайного депо), 2002 год

Tatra преображенная

При проявлении максимальной степени категоричности модель Tatra-T6B5 стоило бы отнести к тупиковой ветви эволюции трамвайного дизайна. Заметна попытка (впрочем, очевидно, неудачная) превзойти усть-катавский "утюг". Исчезнувшие легкость и изящество предыдущих моделей не были коспенсированы оригинальными конструкторскими решениями. Складывалось впечатление, что модель следовало еще доработать напильником. Но таких машин в городе было немного - 22.

14

Tatra-T6B5 5-го маршрута на улице Морозова в районе остановки "Аллея Славы", 2004 год

Трамваи XXI века

С 2007 года в Харькове работали десять машин из Усть-Катавска. Конструкторы одумались и вместо "утюга" предложили вполне элегантную модель в "бежевом смокинге". Таких машин в город поступило всего 10.

15

КТМ-19КТ на выезде из Коминтерновского трамвайного депо, 2007 год

Своими руками

В новом столетии в Харьков вернулись традицие трамваестроения. Пока в экспериментальном виде. Модель Т3-ВПА была создана в 2007 году умелыми руками местных мастеров. Правда, за основу был взят кузов чехословацкого трамвая Tatra-T3. Но перелицевать костюмчик, чтобы он выглядел, как новый - это тоже большое искусство. Всего удалось сделать четыре машины.

16

T3-ВПА 5-го маршрута на Пролетарской площади, 2010 год

Крайне редкая машина Т3-ВПНП всего в трех экземплярах была так же создана в Харькове. Ценность модели в том, что она как бы открыла в Харькове эру низкопольных трамваев. Трамвай так же был переделкой чехословацкой Tatra-T3, что отображено в его названии. Загадочные буквы ВПНП означают "вагон переоборудованный низкопольный". Как говорится, все гениальное - просто. 

Кузов для первого вагона Т3-ВПНП поступил из Калуши (Ивано-Франковская область) в Харьков в апреле 2016 года. Сборка вагона производилась на базе коммунального предприятия "Салтовское трамвайное депо" и заняла чуть больше года. В 2017 году трамвай побежал по рельсам.

17

Т3-ВПНП на улице Молочной перед перекрестком с проспектом Гагарина, 2018 год

Последние месяцы активно обсуждается идея создания в Харькове местного трамвайного производства. В начале августа 2021 года планируется подписание меморандума о намерениях харьковской мэрии со швейцарской фирмой Stadler CIS AG, которая является одним из лидеров по производству подвижного состава для рельсовых дорог. Общий объем инвестиций, по предварительным подсчетам, составит около 150 млн евро.

Источник