деньги, керенки, боны

7 октября – неофициальный день рождения Национального банка Украины. В этот день в 1991 году Верховная Рада утвердила Устав НБУ. Вскоре появились и первые деньги независимого государства – карбованцы.

Но еще задолго до этого не только в масштабах Украины, но и в отдельных городах проводились опыты с введением в оборот собственных денег. Харьков отнюдь не был исключением. Причем харьковские деньги отличались широким разнообразием.

Какими купюрами в своих условных портмоне могут сегодня похвастаться более-менее зажиточные харьковчане? Конечно же, родными гривнами. Ставшими за последние четверть века не менее родными долларами. Возможно, евро - для разнообразия. А лет сто назад у горожанина в кошельке могло скопиться с десяток разновидностей дензнаков и ходившими с ними наравне чеков и бонов. За пару лет с декабря 1917-го по декабрь 1919-го политическая обстановка в городе менялась несколько раз. Большевиков изгнали немцы и гетман Скоропадский, гетмана – Петлюра, который тут же ретировался перед советами, советы турнули белогвардейцы, после чего в город в третий раз вернулась Красная армия…

И каждая власть приносила «нумизматические новости». Так что в кошельках у горожан чего только не было. (Как здесь не вспомнить объявление батьки Бурнаша с предложением вознаграждения за выдачу неуловимых мстителей: «Царской «катенькой» — сто рублей, «керенками» — полтора метра, советскими рублями — две тыщи и пять тыщ расписками от самого батьки».) 

Yes

Но помимо этого в городе ходили собственные «харьковские деньги». Любопытно, что и спустя 70 лет во время очередного переходного периода опыт времен «гражданки» и НЭПа оказался востребованным.

Городские деньги в 1918-1920 годах

Инфляция – нередкий спутник политических переворотов – начала достаточно уверенно прибавлять нули на купюрах. (Те, кто провел «лихие 90-е» в Украине, примерно представляют, как за год-два все жители страны могут стать миллионерами.) В результате образовался так называемый разменный кризис. Грубо говоря, из-за отсутствия денег мелкого достоинства нечем стало давать сдачу. Выход был найден практически мгновенно. Уже в 1918 году различные городские предприятия и организации начали выпускать собственные чеки и боны, которые использовались для оплаты труда работников и принимались в магазинах и лавках по договоренности с предприятиями.

Yes

А вот чеки ссудо-сберегательного товарищества "Автокредит", которые начали хождение с апреля 1918 года, фактически превратились в городскую валюту. Чеки выпускались книжками по 50 штук одного номинала (1, 3, 5, 10 и 25 рублей), а в обороте находились поштучно. Даже крупные предприятия, имевшие свои собственные боны, обращались за разменной купюрой в «Автокредит». Своей популярностью чеки товарищества, очевидно, обязаны оформлению. По замечаниям ценителей, они отличались аккуратностью и вкусом. При изготовлении использовалась плотная бумага и яркие краски. «Харьковскими деньгами» были до января 1920 года, когда по распоряжению органов советской власти прекратили хождение.

"Деньги" паровозостроительного завода

Местной валютой номер два стали боны Харьковского завода русского паровозостроительного и механического товарищества, которые выпускались с середины 1918-го. Известно, что боны завода принимались в различных торговых учреждениях, таких как магазины товарищества потребителей "Объединение", все магазины торгового дома "Н. А. Жевержеев и сын" (известные харьковские купцы), 1-я городская пекарня, булочная Хоблановых, булочная Бурых, торговля мясом Грабарева, торговля мясом Васильченко на Конном рынке, аптекарский магазин Лазаренко и прочие.

Нередко рабочие завода получали зарплату в виде своеобразного "денежного букета". Объявление мастеровым и рабочим от 13 ноября 1918 года гласило:

"Так как теперь невозможно было получить для платежа необходимое количество денежных знаков в 40 и 20 рублей (керенок), а также по случаю не выпуска в обращение новых украинских денег гривен, а равно в виду недостатка имеющихся заводских бонов, плата в пятницу 15 сего ноября за вторую половину октября будет произведена следующими знаками: главным образом украинскими знаками в 50 карбованцев, керенками в 40 и 20 рублей, заводскими бонами, чеками «Автокредит»".

Yes

Не успели пустить в оборот

В марте 1918-го Харьковское Губернское Земство провело совещание финансовых органов губернии, участники которого сочли необходимым выпускать местные деньги. Планировалось выпустить боны достоинством 1, 3, 5, 10 и 25 рублей на общую сумму 10 миллионов. Харьковскими «монетными дворами» должны были стать типографии Дрейшпуля и Левина. Но бюрократические проволочки подрубили дело на корню. Боны так и не были пущены в обращение. Но к умеренной радости бонистов все-таки были отпечатаны.

Yes

Угар НЭПа

В начале 20-х годов, когда экономика находилась в, мягко говоря, неопределенном состоянии, свободные цены существовали отдельно от пайковых цен, а в стране по-прежнему одной из проблем оставался денежный голод, многие харьковские кооперативы, потребительские общества, предприятия и даже Центральный партийный клуб выпускали собственные боны, чеки, товарные ордера и талоны.

В качестве примера можно привести талоны Харьковского потребительского общества, который принимался в уплату за товары, отпущенные рабочим Харькова в кредит.

Yes

Хорошо забытое старое

В конце 80-х – начале 90-х прошлого века, когда старая система хозяйствования стремительно разрушалась, а перспективы представлялись крайне размытыми, пришлось вспомнить практику времен гражданки и начала НЭПа. До выпуска собственных долларов или франков, как, например, в Нижнем Новгороде или Екатеринбурге дело не дошло. Но внутренние расчетные знаки были достаточно широко распространены. В частности, за них можно было получить обед в столовой предприятия.

Yes

Некоторые талоны были оформлены достаточно красочно, так что отдаленно напоминали настоящие деньги.

Фото: only1life.com.ua, fox-notes.ru