Обнуление системы льгот и газовые расчетыВ понедельник, 24 января, более 200 представителей чернобыльских организаций Харькова провели акцию протеста на пл.Свободы. На следующий день к ним присоединились члены ветеранских объединений и городского союза ветеранов Афганистана. Участники митингов выступали против внесенного Кабмином в парламент законопроекта №7562 "О гарантиях государства по исполнению решений суда".

По сути, этот законопроект должен был называться "Об обнулении системы льгот в Украине", т.к. он именно об этом. Интересно, что чиновники Кабмина закамуфлировали истинное содержание этого документа с помощью не только названия, но и содержания. В тексте, исходя из названия законопроекта, конечно, расписан механизм исполнения решений суда государственными органами, но это пояснение занимает всего четверть документа. Остальные три четверти касаются внесения изменений в законы, регулирующие льготы практически для всех категорий льготников – от милиционеров до инвалидов. Главное новшество таково: там, где в законах четко регламентируются суммы различных выплат, согласно новому законопроекту должна содержаться формулировка "в размерах, установленных Кабинетом министров". Иными словами, законопроект обнуляет всю существующую систему льгот, а ее формирование с чистого листа возложено на Кабмин.

С одной стороны, систему льгот менять надо. Во-первых, как таковой ее в Украине и не существовало - было нагромождение законов, которые принимались в разное время в угоду текущей политической конъюнктуре. Конечно, работали эти законодательные акты со скрипом: достаточно вспомнить, как "дети войны" добивались выплат своих льгот массовыми обращениями в суды.

 Во-вторых, очевидно, что государственный бюджет Украины всю эту армию льготников прокормить не в состоянии. Об этом говорили чиновники и политики всех политических лагерей (но не перед выборами, конечно). А раз государство не может обеспечивать льготы, то единственный выход – сократить их количество, причем радикально. (Вариант с резким увеличением доходной части бюджета, похоже, можно считать утопией.)

И в-третьих, давно назрела необходимость менять принципы обеспечения льгот. Прежде всего, речь идет об их монетизации, т.е. переходе на выплату льгот реальными деньгами вместо гарантирования чего-то бесплатного (коммунальных услуг, проезда в общественном транспорте и т.д.). Это связано с тем, что не обеспеченные финансово льготы наносили сокрушительные удары по и без того дышащему на ладан коммунальному хозяйству.

В общем, все вроде делается правильно, и вопрос не в том, что делается, а в том, как именно. Момент первый - правительство в очередной раз наступило на те же грабли. Сначала это случилось с Налоговым кодексом. Именно тот факт, что проект радикальных изменений налоговой системы не был вынесен на суд широкой общественности, вызвал массовые протесты и, что еще более страшно для чиновников, недовольство президента. Казалось, Кабмин осознал свою ошибку и в случае с пенсионной реформой развернул масштабную кампанию по объяснению ее сути и причин. Но сейчас, после законопроекта №7562, становится понятно, что правительство и дальше будет замалчивать непопулярные меры, а потом мужественно преодолевать вспышки народного гнева. Возможно, на стороне обездоленных льготников в игру включится президент, как это произошло с Налоговым кодексом. Но комбинацию "плохие чиновники – хороший президент" нельзя разыгрывать бесконечно: в конце концов, даже далекий от политики гражданин понимает, что за происходящее в стране ответственность несет прежде всего глава государства.

Второй момент – выглядит странным, что новая система льгот должна формироваться постановлениями Кабмина, а не законами. Более того, было бы логично, если бы вся система льгот регулировалась одним законом, который определял бы типы льгот, категории льготников, механизмы выплат, а главное – единую политику государства в отношении льготных категорий граждан. Вместо этого хаос законов предлагается заменить хаосом постановлений Кабинета министров. В том, что постановления правительства в отношении льготников будут представлять собой нагромождение ситуативных мер, можно не сомневаться: если нет законодательно прописанной политики, под которую должна выстраиваться система, то система стройной не получится.

На прошлой неделе ДК "Газ Украины" НАК "Нефтегаз Украины" поручила предприятиям по газоснабжению и газификации предупредить и отключить от газопотребления 12 предприятий коммунальной теплоэнергетики из-за значительной задолженности за газ. Среди злостных неплательщиков оказалось и харьковское КП "Дирекция развития инфраструктуры территорий". Долг за газ этого КП с начала отопительного сезона составил 20 млн.грн., уровень оплаты - 23%. "Дирекция развития инфраструктуры территорий" является основным поставщиком тепла в пяти районах Харьковской области - Барвенковском, Дергачевском, Зачепиловском, Купянском и Шевченковском.

В мае прошлого года заместитель председателя Харьковской облгосадминистрации Валентин Дулуб заявил, что создание КП "Дирекция развития инфраструктуры территорий" было ошибкой, т.к. это предприятие "прославилась на всю Украину тем, что не смогло организовать работу без задолженности за газ". И это притом, что тогда, весной, уровень расчетов дирекции за газ составлял 52%. Было сказано, что КП "Дирекция развития инфраструктуры территорий" планируется расформировать, а входящие в него районные предприятия по теплоснабжению передать в коммунальную собственность районов, в которых они находятся. Прошло больше чем полгода, но предприятие так и не расформировано. Почему? Этот вопрос, очевидно, надо адресовать областным чиновникам.

Впрочем, от расформирования КП долги вряд ли бы исчезли. А образовались они из-за снижения уровня расчетов населения. Отчасти проблему может решить получение от государства компенсации разницы в тарифах. По словам Валентина Дулуба, для "Дирекции развития инфраструктуры территорий" объем компенсации, которая должна быть выплачена из госбюджета, составляет 26 млн.грн., что даже больше, чем долг "Нефтегазу".

Но никакие субсидии в целом проблему не снимут. На конец прошлого года общая задолженность теплоснабжающих предприятий области за газ достигла 377 млн.грн. При этом на 1 октября уровень расчетов населения за теплоснабжение составлял 102%, а к 15 декабря упал до 48%. Очевидно, что население не в состоянии или не хочет платить за тепло. Кроме того, не могут в полном объеме оплачивать газ и тепло предприятия местных бюджетов. Эта проблема имеет два возможных решения: первое – часть расходов за газ должно взять на себя государство, второе – доходы населения должны достичь того уровня, когда оплата коммунальных услуг перестанет быть для подавляющего большинства граждан проблемой. Есть еще третий путь – внедрение энергосберегающих технологий, которые позволят в разы снизить потребление газа, однако это требует огромных вложений и продуманной государственной политики. И с тем, и с другим в нашей стране всегда были проблемы, поэтому этот путь выглядит нереализуемым. Сложно будет дождаться и ощутимого роста доходов населения: экономический кризис, помноженный на неоднозначную фискальную политику государства, не дает оснований считать, что этот светлый миг наступит в обозримом будущем. Значит, часть расходов на оплату газа должно взять на себя государство. А оно делать этого не спешит.

Правда, сказать, что для решения проблемы вообще ничего не делается, тоже нельзя. Центральная власть предпринимает попытки добиться от теплоснабжающих предприятий дисциплины в оплате за потребленный газ. Речь идет о законе №2779-VІ "О внесении изменений в некоторые законы Украины о расчетах за природный газ и электроэнергию". В этом документе предполагается внедрение текущих счетов со специальным режимом использования: средства, поступившие на спецсчета коммунальных предприятий при оплате населением и организациями услуг теплоснабжения, должны в дальнейшем распределяться по алгоритму, определенному Национальной комиссией регулирования рынка коммунальных услуг Украины. Иными словами, Нацкомиссия сама решала бы, сколько предприятия должны отдавать за газ, а сколько оставлять себе. Виктор Янукович ветировал этот закон, т.к. касался он далеко не всех коммунальных предприятий. Надо полагать, Верховная Рада как обычно прислушается к мнению главы государства, внесет в документ поправки, и закон о расчетах за газ вступит в силу.

С одной стороны, этот закон лишит коммунальщиков поля для маневра, которое иногда бывает жизненно необходимым. Например, в позапрошлом году "Харьковские теплосети" средства, предназначенные для оплаты за газ, перенаправили на ремонт инженерных сетей. Мера эта была вынужденной и крайне необходимой: возможно, не сделай этого ХТС, газ расходовался бы на отопление не квартир, а асфальта над прогнившими теплотрассами.

С другой стороны, у государства нет оснований доверять коммунальщикам. Ни для кого не секрет, что миллионные долги никогда не мешали руководителям коммунальных предприятий делать дорогие ремонты в офисах, закупать для служебного пользования иномарки и вообще распоряжаться средствами только исходя из собственного разумения, которое не всегда соотносится с реалиями и здравым смыслом.

Но вернемся к ситуации с КП "Дирекция развития инфраструктуры территорий". В тот же день харьковские чиновники отрапортовали, что угроза отключения миновала. Валентин Дулуб заявил: "Мы убедили НАК "Нефтегаз Украины" в том, что задолженность образовалась по не зависящим от руководства дирекции обстоятельствам", - и пообещал, что дирекция начнет снижать уровень расходов газа и более плотно работать над взысканием долгов с привлечением судов и исполнительной службы. Помогут ли эти меры решить проблему тотальных неплатежей? Вряд ли. Но главное - угроза отключения теплоснабжения тысяч домов отодвинута не неопределенный срок. Похоже, это все, что можно было сделать в данной ситуации.