Друзья и враги погибших райсоветов

"Этот совет войдет в историю Харькова как совет реформаторов. Такого уровня дискуссии в городе раньше не мог себе позволить никто", - М.Добкин

Девять районных в городе Харькове советов доработают до 30 мая 2010 г. и после этого прекратят свое существование. За несоздание райсоветов после окончания срока их полномочий проголосовало 70 депутатов Харьковского горсовета. Решение принято, тем не менее, многие считают его спорным. На сессии 25 ноября противники и сторонники ликвидации райсоветов имели возможность высказаться и высказывались вдоволь. Вопрос №4 рассматривали до трех часов дня. Когда решение, наконец, приняли – зал аплодировал.

Казалось бы, какая может быть интрига? Мэр Михаил Добкин решение принял, большинство депутатского корпуса – члены Партии регионов (ПР) - за него проголосуют. Тем не менее, оппозиция не сдавалась, и уже с утра перед зданием горисполкома стоял пикет коммунистов.

Дискуссия в зале была горячей. Горсовет в этот день напоминал Верховную Раду, не смотря на то, что М.Добкин неоднократно призывал всех не уподобляться народным депутатам. Чаще всего призывал именно народных депутатов – Валерия Камчатного и Аллу Александровскую. Последняя удалилась из зала, едва закончив первое же выступление относительно изменений в бюджет, так и не дойдя до злополучного вопроса №4. Видимо, ее оскорбили настойчивые просьбы городского головы соблюдать регламент выступления. Мэр отключал А.Александровской микрофон и тряс в воздухе книжечкой с регламентом работы сессии. А.Александровская же, скорее всего, считала, что ей как народному депутату и почетному гражданину города можно и нужно говорить, говорить, говорить… Обижаться и удаляться уже стало для А.Александровской правилом – на одной из последних сессий ее вывела из зала брошенная М.Добкиным реплика о "группе Григоришина".

Но оппозиция не дремала и пыталась провалить вопрос о райсоветах. За А.Александровскую высказался коллега В.Камчатный. Он предложил снять с повестки вопрос о райсоветах, провести на эту тему городской референдум и общественные слушания, и только после этого принимать решения. М.Добкин охарактеризовал аргументы В.Камчатного как "популизм, правовую безграмотность, набор словосочетаний космического масштаба и космической глупости".

Однопартиец А.Александровской депутат Владимир Лушницкий решил переиграть городскую власть в юридической казуистике и доказать, что ликвидация райсоветов незаконна, поскольку лишает более 1 млн. харьковчан гарантированного конституцией права избирать депутатов райсоветов и быть избранным в эти депутаты. "То, что нам предлагают взамен райсоветов, – это система гауляйтеров!", - кричал В.Лушницкий.

Его аргументы М.Добкин и секретарь Харьковского горсовета Геннадий Кернес проигнорировали. А коммунисты в этот день как никогда пеклись о законности и демократии. Г.Кернес же так старательно напоминал им, какой законный и демократичный режим они построили в свое время, что второй секретарь обкома КПУ Алексей Перепелица к концу выступления секретаря, видимо, должен был почувствовать ответственность за сталинские репрессии. Г.Кернес вообще был в этот день афористичен, настроен на философский лад и даже цитировал кодекс чести японских самураев.

Но самый хитроумный план созрел у депутата от фракции ПСПУ Сергея Тимченко. Он предложил поменять формулировки в проекте решения вопроса №4: вместо "не созывать районные советы…" - "созывать районные советы…", вместо "…прекращения деятельности райсоветов" - "…продолжения деятельности райсоветов" и т. д. Вопрос поставили на голосование. Признаться, я испугался, что сработает. Представляете, большинство депутатского корпуса на автомате по привычке голосует "за"? Но депутаты не поддались на провокацию.

Оппозиция не сдавалась. Депутат Киевского райсовета Владимир Сорокин даже передал Г.Кернесу петицию с протестом против роспуска райсоветов, подписанную, по его словам, представителями всех фракций в райсовете, кроме ПР. Г.Кернес петицию принял, но позже "прошелся" по В.Сорокину: "Никто в Киевском райсовете не направил столько запросов о выделении ему земельных участков, как депутат В.Сорокин". Со слов Г.Кернеса вырисовывалась нехорошая картина: депутат В.Сорокин о своем благе печется больше, чем о благе жителей района. В.Сорокин энергично пытался возразить, но ему не включали микрофон. Вообще, Г.Кернесу было что припомнить каждому, кто пытался пойти против городской власти: коммунистам - тоталитарный режим, народным депутатам - тот факт, что они якобы недостаточно пекутся о благе харьковчан, депутату В.Сорокину – какую-то землю и то, что большинство депутатов Киевского райсовета выступают за свой самороспуск.

Аргументов "за" ликвидацию райсоветов также было высказано предостаточно. Все они в общем-то известны. Если "разложить по полочкам" аргументы "за" и "против" ликвидации районных в городе Харькове советов, то получаем сухой остаток в виде следующей картины. Оппозиция заявляет, что ликвидация райсоветов – это узурпация власти со стороны ПР, сосредоточение городской власти в руках М.Добкина, уничтожение целого звена местного самоуправления, нарушение конституционного права харьковчан избирать райсоветы и быть избранными в них же. Контраргументы власти: во-первых, сосредоточение власти в руках мэра – это мировая тенденция, концепция "сильного мэра", которая действует в Варшаве и Нью-Йорке и позволяет быстрее и эффективнее решать все вопросы. Во-вторых, говорить об узурпации власти со стороны ПР бессмысленно, поскольку большинство депутатского корпуса райсоветов и все их председатели и так являются членами ПР. В-третьих, активные депутаты райсоветов, которые хотят отстаивать интересы районов, могут продолжать этим заниматься – создавать ассоциации, объединения жильцов, развивать местное самоуправление.

Власть говорит о том, что ликвидация райсоветов поможет сэкономить средства. Правда, редко уточняется, какие. А если и уточняет, то называет разные цифры. "Речь идет об эффективном использовании 250 млн.грн. Наверное, это слишком большая цена для поощрения активистов оппозиционных партий в райсоветах. На эти деньги лучше все-таки ремонтировать крыши, строить дороги, выплачивать зарплаты бюджетникам", - заявил депутат горсовета (фракция ПР) Константин Кеворкян.

По информации Департамента бюджета и финансов горсовета, за три года на содержание девяти райсоветов и их исполнительных органов потрачено более 266 млн.грн. Из них расходы на содержание депутатов – 1 млн. 735 тыс.грн. После ликвидации райсоветов исполнительные органы в районах никуда не денутся. Следовательно, 266 млн.грн. или что-то около того будет тратиться и впредь. Депутаты райсоветов зарплаты не получают, им лишь компенсируют расходы на проезд. Цифра в почти два миллиона за три года для города незначительна. И об экономии тут можно говорить с большой натяжкой. Заявление К.Кеворкяна – пример манипуляции с цифрами - либо умышленно, либо по непониманию. А сайт Харьковского горсовета позже растиражировал именно эти слова К.Кеворкяна.

Подытоживая, можно констатировать, что ликвидация райсоветов в целом - шаг рациональный, но только в том случае, если это лишь первый шаг административной реформы в городе. Нас ждет жизнь без райсоветов. Большинство харьковчан вряд ли заметят разницу, ведь если депутаты райсоветов и выслушивали проблемы отдельных жителей районов, то у них не было возможностей их решить. Трудно не согласиться с другим мнением К.Кеворкяна: "Протесты представителей оппозиции связаны с тем, что райсоветы – их кадровый резерв. Можно пообещать кому-то место в райсовете или поставить там своих людей, можно превратить райсовет в арену политического противостояния и создавать там информационные поводы для собственного пиара". И тяжко придется некоторым партиям, предлагающим место в списке и попадание в райсовет рядовому гражданину в обмен на бесплатную работу на выборах. Так начал свою кампанию, например, Владимир Литвин. Райсовет как приманка потерял всякую цену.

А непонятно мне осталось одно – зачем защищать райсоветы рядовым харьковчанам, если большинство их депутатов сами себя не защищают?