Сбой в работе метро, коммунисты снова в оппозиции и реорганизация "Горэлектротранса"В четверг утром произошел сбой в движении поездов на Холодногорско-заводской линии харьковского метро. Тысячи харьковчан, спешивших на работу, столкнулись с тем, что приблизительно с 7 до 10 утра электрички стояли на каждой станции по 8 - 10 минут. По городу, как водится, поползли слухи. Генеральный директор КП "Харьковский метрополитен" Михаил Карамшук в тот же день собрал пресс-конференцию, на которой рассказал, что на станции "Холодная гора" проводилась проверка работы микропроцессорной техники, введенной в эксплуатацию 26 июня. Тестирование системы с заменой двух генераторов проходило в ночь с 20-го на 21-е июля, но до начала работы метро его не успели закончить. Карамшук заявил, что при тестировании скорость движения поездов на участке от станции метро "Холодная гора" до станции "Южный вокзал" была снижена с 60 до 40 км/ч, из-за чего и произошел сбой в движении транспорта.

Версия эта не выглядит убедительной. Кажется странным, что для тестирования новой техники метрополитеновцы выбрали будний день. Разве нельзя было предположить, что проверка затянется на час пик, и заложниками этого процесса окажутся десятки тысяч харьковчан? Тем более что установили новое оборудование три недели назад, а значит, можно было выбрать время для его проверки так, чтобы она прошла незаметно для пассажиров.

Впрочем, вполне возможно, что причина сбоя в работе подземки именно та, которую озвучил директор метро. Но и в этом случае ситуация оставила неприятный осадок: какова бы ни была причина, очевидно, что имела место нештатная ситуация. При этом руководство метро не сообщало о наказании виновных и вообще попыталось превратить оправдания в рапорт о достижениях, как будто пассажирам метро не все равно, какая именно система управления установлена на станции - релейная или микропроцессорная. Пассажирам важно вовремя и безопасно добраться из пункта А в пункт Б, а именно с этим в четверг были проблемы. В общем, если подобная ситуация повторится, можно будет сделать вывод, что руководство подземки увлеклось инновациями в ущерб выполнению своей основной функции – обеспечить комфортную и безопасную перевозку пассажиров.

Во вторник, 19 июля, депутат Харьковского горсовета, директор "Superior Golf Club" Евгений Бабич выступил с открытым заявлением по поводу расширения гольф-клуба, в котором подробно объяснил все перипетии с выделением земельного участка для него. Цель этого заявления – прекратить спекуляции по поводу расширения гольф-клуба.

С одной стороны, шаг этот правильный: всякая ситуация, вокруг которой возможны спекуляции, должна освещаться максимально полно, чтобы эти самые спекуляции исключить. С другой, распространение заявлений - путь не самый эффективный. Во-первых, люди, которые, скорее всего, стоят за нагнетанием ситуации с гольф-клубом, обладают хорошим медиаресурсом, позволяющим буквально перекричать заявления руководства клуба. А во-вторых, если владельцы гольф-клуба действительно считают, что ситуация нагнетается искусственно, есть логичный путь отстоять свою правоту, принятый во всех государствах с нормальной правовой системой. Этот путь ведет в суд. Тем более, вся эта ситуация наносит гольф-клубу и его руководству имиджевый урон, который можно выразить в денежном эквиваленте, и сумму эту владельцы гольф-клуба вправе истребовать со СМИ или лиц, распространяющих неправдивую информацию. К сожалению, в Украине такой путь используют нечасто – либо в крупных корпоративных конфликтах, либо тогда, когда распространение неправдивой информации ставит под угрозу само существование бизнеса. А ведь даже несколько громких процессов о возмещении морального ущерба могли бы существенно охладить пыл любителей манипулировать общественным мнением, используя запрещенные приемы.

Голосование по пенсионной реформе, которую приняли без фракции КПУ, продемонстрировало тот факт, что коммунисты регионалам не нужны. От осознания этого выиграли обе стороны. Партия регионов теперь может действовать без оглядки на своих, надо думать, бывших партнеров по коалиции. Кстати, именно с тем, что партии власти необязательно считаться с коммунистами, многие обозреватели связывают арест за взятку председателя Госфинуслуг Василия Волги, который занял эту должность по квоте Компартии.

Коммунисты от неформального разрыва, вызванного голосованием по пенсионной реформе, тоже выиграли: их не всегда ловкое лавирование между необходимостью хотя бы на словах отстаивать интересы трудового класса и невозможностью идти на конфликт с властью вызывало вполне обоснованные обвинения в продажности и предательстве интересов левого движения. Теперь же у Компартии снова развязаны руки и можно пытаться кусать власть без оглядки на партнерские отношения в Верховной Раде.

Вероятно, именно частью этой тенденции стала акция Харьковского обкома КПУ во вторник. В этот день коммунисты провели на площади Конституции митинг против переноса монумента в честь провозглашения Советской власти на Украине. Одновременно с этой акцией прошел сбор подписей в поддержку отставки харьковского городского головы Геннадия Кернеса. (Кстати, это вряд ли было бы возможным, если бы коммунисты чувствовали себя партнерами регионалов). Всего в акции приняли участие около 200 человек. Они держали в руках плакаты с надписями: "Кернеса в отставку!", "Бюджет - на нужды харьковчан, а не на разрушение памятников!", "Собственник Кернес, хватит разрушать Харьков!".

Конечно, никакого действенного эффекта эта акция иметь не будет, и ее организаторы, очевидно, ставили своей целью напомнить горожанам о существовании Компартии. Надо полагать, это не последнее выступление коммунистов. Тем более, парламентские выборы уже не за горами, а если проходной барьер будет пятипроцентным, то КПУ впервые за свою историю рискует не попасть в парламент.

Главный ньюсмейкер среди харьковских коммунальных предприятий – "Горэлектротранс" - на прошлой неделе снова оказался в центре конфликтной ситуации. По словам председателя Харьковской облорганизации Конфедерации свободных профсоюзов Украины Владимира Демиденко, в альтернативный профсоюз работников ХКП "Горэлектротранс" обратилось около 70 водителей и кондукторов, которым руководство "Горэлектротранса" предложило написать заявления об увольнении по собственному желанию и заявления о приеме на работу "в некое другое предприятие". Сотрудники опасаются, что после написания заявлений об уходе на работу примут не всех. Таким образом, под сокращение могут попасть пенсионеры, льготные категории работников, а также люди, неугодные руководству. И оспаривать такие формы увольнения будет крайне трудно, так как заявления об уходе будут написаны работниками собственноручно.

Руководство "Горэлектротранса" пока никак не прокомментировало эту ситуацию. Поэтому единственная версия происходящего, которая существует на сегодня, - это версия профсоюза. Если все, что утверждают его руководители, правда, то очевиден тот факт, что руководство решило сократить "Горэлектротранс", причем сократить не управленческий аппарат, как говорилось раньше, а водителей и кондукторов. По сути это означает сокращение подвижного состава. Впрочем, вполне возможно, руководство "Горэлектротранса" просто переводит активы и кадры на вновь созданное предприятие, чтобы их сохранить, а "Горэлектротранс", обремененный миллионными долгами, пустить ко дну. Этим новым предприятием вполне может стать КП "Харьковпасс", возглавляемое сейчас депутатом горсовета Максимом Мусеевым, т.к. еще в апреле прошлого года было решено, что именно на это предприятие закупят новые троллейбусы. Да и слухи о трансформации КП "Горэлектротранс" в "Харьковпасс" циркулируют давно. Как бы там ни было, ситуация станет понятнее после официальных комментариев руководства "Горэлектротранса" или мэрии.