Метро по две гривны, чистка в "Батьківщині" и зеленые протесты

В июне КП "Харьковский метрополитен" предложит повысить стоимость проезда в метро до двух гривен. Об этом в пятницу, 21 мая, заявил начальник метрополитена Сергей Мусеев. Он приводил аргументы общие: если все вокруг дорожает, то и проезд в метро не может не возрасти в цене, и конкретные: расходы метрополитена в год составляют около 600 млн.грн., а выручка - всего 300 млн.грн. Она могла бы быть больше – 450 миллионов, но государство не компенсирует перевозку льготников. Так что стоимость проезда, по словам Мусеева, повышать необходимо. Впрочем, быстрого повышения тарифа ожидать не стоит: этот вопрос должен быть согласован не только в профильных управлениях облгосадминистрации, но и в министерствах экономики, юстиции и транспорта. Это тот редчайший случай, когда бюрократическая волокита работает на граждан: на согласование уйдет не один месяц, а до тех пор тариф останется прежним.

Кроме того, на прошлой неделе метрополитен отчитывался о введении бесконтактных карт для льготников. По словам Мусеева, заявки на получение карточек подало около 200 тыс. человек, из них 150 тысяч их уже получили, а оставшиеся 50 тысяч карточек ожидают своих хозяев в "Приватбанке", который является эмитентом пластиковых карт для проезда в метро. В самом банке дали несколько иные цифры: выдано 100 тысяч карточек, в последнее время поступило еще 46 тыс. заявок, которые банк пытается обслужить, выдавая в день по 500 карт. В общем, тотальное "окарточивание" продолжается.

Во сколько обошлось метрополитену все это мероприятие – неизвестно. Но как бы там ни  было, затея, кажется, окупается. Заместитель начальника КП "Харьковский метрополитен" Юрий Баранов заявил, что введение бесконтактных карт в харьковском метро позволило отсеять людей, которые представлялись льготниками, но на самом деле не имели права на бесплатный проезд. Их количество составило 10% общего числа льготников. Десять процентов – это примерно 15-20 тысяч человек, которые теперь будут оплачивать проезд. Несложно посчитать, что при двух поездках в день эти бывшие "льготники" принесут метрополитену около 10 млн.грн. в год. Вряд ли введение пластиковых карт для льготников обошлось в большую сумму.

А вот с чем у метрополитена не складывается, так это с компенсацией перевозки льготников. Руководители метро очень осторожно высказывались на эту тему: уверенности в том, что государство выделит компенсацию, никто не демонстрировал. Кстати, карточки для льготников вводились, в том числе, для того, чтобы этих самых льготников посчитать и потом судиться с правительством. Напомним, такие планы строил Михаил Добкин, еще будучи мэром Харькова. Правда, тогда речь шла о правительстве Тимошенко. Теперь же по понятным причинам тяжба с Кабмином за компенсацию будет выглядеть как оксюморон. Но как бы там ни было, надо полагать, затея с карточками все же себя оправдает хотя бы за счет выявления липовых льготников.

Александр Фельдман дал в понедельник, 17 мая, пресс-конференцию в нашем информагентстве. Напомним, на позапрошлой неделе он перешел в правящую коалицию. Выглядел Александр Борисович посвежевшим и расслабленным - как человек, который избавился от тяжелого груза. Видимо, чтобы подчеркнуть начало нового этапа в своей жизни, Фельдман приехал на пресс-конференцию на мотоцикле.

Появление Фельдмана в пресс-центре было более интересным, чем сама пресс-конференция. Александр Борисович ничего нового не сообщил, попросил дать ему время собраться с мыслями и подготовить политический проект, который будет презентован осенью. Рассказал Фельдман и о причинах, побудивших его перейти в коалицию. Оказалось, пресса сыграла в этом решении не последнюю роль. По словам нардепа, он долго размышлял над тем, присоединяться ему к коалиции или нет, и сообщения в СМИ, муссирующие тему возможного перехода, подтолкнули его к этому решению.

Александра Фельдмана из "Батьківщини" пока не исключили. А вот двум другим харьковским перебежчикам не повезло: народные депутаты Валерий Камчатный и Олег Гейман были исключены из партии "Батьківщина" за "действия, не совместимые с членством в партии". Валерий Камчатный с таким решением не согласен: исключить его из партии как члена политсовета "Батьківщини" может или политсовет, или съезд, но не нижестоящий орган, в данном случае - президиум. Кроме того, Камчатный сообщил, что когда получит на руки решение о своем исключении, решит, оспаривать его или нет. Это выглядит странным: зачем Камчатному теперь "Батьківщина"? Своим переходом в коалицию он окончательно сжег мосты, и цепляться за процедурные нарушения, чтобы продолжать числиться в этой партии, нет никакого смысла.

Итак, чистка рядов в "Батьківщині" продолжается. Правда, от тех, кто чуть раньше начал чистить от "Батьківщини" себя. Эта политическая сила  не работает над ошибками, а плодит новые, снова и снова привлекая внимание общественности к своим внутренним проблемам. И это вместо того, чтобы заниматься собственно оппозиционной деятельностью. Например, в понедельник, 17 мая, под стенами облгосадминистрации прошел пикет Комитета защиты Украины. "Батьківщина" входит в состав этого комитета, но ее представители на акции замечены не были. Почему? Наверное, было не до того – чистили ряды. Вообще, на пикете были заметны только флаги ВО "Свобода". Кроме того, в акции приняли участие представители Народного руха. Все остальные члены Комитета защиты Украины проигнорировали мероприятие. Этот пикет навел на невеселые размышления: похоже, в Харькове оппозицию действующей власти составляют только националисты.

Мы уже неоднократно рассказывали о ситуации, сложившейся вокруг расширения харьковского гольф-клуба. На прошлой неделе эта тема снова попала в новостные ленты. Причина – активисты-общественники провели собрание по поводу проведения общественных слушаний и поспешили уведомить об этом СМИ. На брифинге было сказано много общих фраз о важности защиты зеленых насаждений. При этом тема расширения гольф-клуба как-то отошла на второй план. Причина – площадь, которая отведена под его расширение, занимает около одного процента Лесопарка. Один процент Лесопарка - это не то количество леса, из-за которого стоит городить огород. А из-за чего тогда стоит? В конце брифинга ведущий попытался вернуть разговор в конструктивное русло и спросил, какова все же цель слушаний. Как оказалось, цель – принять некую резолюцию рекомендательного характера, которая должна установить правила вырубки зеленых насаждений в Харькове.

Зачем проводить мероприятие, если его итогом станет некая резолюция рекомендательного характера? Причем резолюция для власти, которая сама и породила проблему, выделяя участки в лесопарковой зоне. Неужели инициаторы слушаний всерьез полагают, что власть одумается?

Скорее всего, дело в другом. Активисты-общественники не без оснований полагают, что эта "зеленая карта" будет разыграна во время местных выборов. Кто будет разыгрывать эту карту? Этот вопрос пока остается открытым. Возможно, Арсен Аваков. С меньшей вероятностью – Александр Фельдман. А может быть, эту карту разыграют "регионалы" – противники Кернеса, или сам Геннадий Кернес попробует использовать ситуацию против Юрия Сапронова, если тот проявит мэрские амбиции. В общем, вариантов масса. А в ожидании того светлого момента, когда они кому-нибудь понадобятся, защитники зеленых насаждений будут продолжать подогревать внимание общественности к проблеме.

На прошлой неделе тема защиты зеленых насаждений получила неожиданное продолжение. 19 мая на заседании исполкома Харьковского горсовета было принято решение о строительстве новой дороги. Для этого на участке от ул.Сумской до ул.Новгородской (в районе ул. Белой акации) необходимо вырубить 503 дерева в парке Горького. Уже на следующий день, 20 мая, в парке начали сносить деревья. 21 мая милиция задержала четырех активистов, которые пытались препятствовать вырубке леса. Кроме того, рабочие, которые рубили деревья в парке им.Горького, избили харьковского правозащитника Евгения Соловьева. По словам последнего, агрессией рабочие ответили на его попытку их сфотографировать.

Ситуация пока не понятна. Общественники утверждают, что вырубка деревьев незаконна: по их словам, для сноса деревьев нужно разрешение Минприроды, ученых и общественности. Городская власть настаивает на том, что все согласования пройдены. Однако общественники продолжают стоять на своем и даже организовали дежурство на месте вырубки. Возможно, позже появится информация, подтверждающая, что действия городской власти действительно незаконны. А пока, учитывая то, что мэрия компенсирует вырубку высадкой новых деревьев, действия активистов-общественников не выглядят оправданными.