- Сегодня мы презентуем результаты второй части всеукраинской кампании по наблюдению за внешним независимым оцениванием знаний.
В рамках первого этапа этой акции мы провели информационную кампанию, в апреле текущего года - круглый стол. Получилось достаточно интересное мероприятие, звучали содержательные доклады, причем мы затрагивали тему не только самого тестирования, но и реформы в системе образования, которую необходимо проводить. Более подробные материалы об этом можно на сайте Харьковского дискуссионного клуба.
Кроме того, в мае мы уделили особое внимание выпускникам школ: учащимся 30 школ мы раздали соответствующие информационные буклеты.
Это был первый этап нашей кампании. Второй этап предполагал непосредственное наблюдение за тестами, которые проводили в июне. Забегая вперед, скажу, что в ходе проведения третьего этапа нашего исследования мы будем работать в приемных комиссиях. Мы выберем несколько вузов, в которых наши представители будут присутствовать во время сдачи документов. Они оценят работу приемных комиссий.
- Подводя итоги внешнего независимого оценивая (ВНО) 2008 - 2009 гг., мы для себя сделали вывод, что альтернативы ВНО нет. Поскольку тестирование проходило без серьезных нарушений, и в целом каких-либо замечаний со стороны общественных наблюдателей не было, мы для себя приняли решение, что в 2010 г. проводить системного наблюдения не будем. Однако внесение изменений в условия ВНО, т.е. фактически изменение правил игры в ходе игры, подтолкнуло нас к тому, что в 2010 г. мы все-таки приняли участие в общественном наблюдении.
Что касается непосредственно процедуры наблюдения и технологии. Наши представители присутствовали практически во всех пунктах тестирования в ходе ВНО по всем предметам за исключением французского, испанского, немецкого языков (по этим предметам мы контролировали три пункта - по одному на каждый). Из 331 пункта тестирования, которые работали в этом году в Харьковской области, мы охватили 96, что составляет 30%. Основное внимание было уделено базовым предметам.
Какие были проблемные моменты, на которые мы обратили внимание? Прежде всего, недопуск абитуриента на пункт тестирования по причине отсутствия одного из документов. Как правило, это паспорт или сертификат. Если харьковчане успевали вернуться домой или попросить родителей подвезти документы к пункту тестирования, то жители области были лишены этой возможности. Т.е. фактически каждый день, когда проводилось тестирование, 3-5 человек не могли пройти тест по этой причине.
Будем надеяться, что дополнительные сессии ВНО, запланированные на 29 июня - 3 июля, позволят абитуриентам, которые по различным причинам не смогли принять участие в тестировании, все-таки его пройти.
Положительным моментом ВНО в этом году я бы назвал использование материально-технической базы вузов. Однако, к сожалению, зафиксированы случаи, когда в аудиториях работали по две группы абитуриентов. Это создавало дополнительную нагрузку, неудобства. Конкретный случай - Харьковский национальный экономический университет, секция А, где не было необходимых указателей, и это создавало дополнительную нервозность и вносило хаос.
В этом году зафиксирован единичный случай удаления абитуриента из аудитории по причине списывания с использованием шпаргалок.
Также достаточно массовым остается факт использования мобильных телефонов в туалетных комнатах вне аудиторий.
Кроме того, имел место факт несвоевременного допуска общественных наблюдателей на пункт тестирования. Отличились этим школа №58 и специализированная школа №119. Наши общественные наблюдатели смогли попасть на пункт тестирования после обращения в Региональный центр оценивания качества образования.
Еще хотелось бы отметить, что некоторые пункты тестирования были выбраны таким образом, что доехать до них можно было лишь с помощью двух маршруток. Это создавало дополнительные неудобства для абитуриентов из области.
Достаточно скользким остается вопрос расстановки печати уполномоченным представителем регионального центра во время проведения тестирования. На мой взгляд, таким образом отвлекается внимание тестируемого и нарушается его собранность (когда уполномоченный смотрит в лицо, ставит печать).
Общее мнение наших наблюдателей в этом году: к сожалению, приходится констатировать, что снизился уровень подготовки уполномоченных представителей, но уровень выполнения ими своих функциональных обязанностей остается очень высоким.
Наши рекомендации: не менять процедуру ВНО с 1 сентября того года, который предшествует вступительной кампании. Кроме того, в этом году не был организован подвоз к пунктам тестирования. С учетом того, что количество пунктов было сокращено, и не все пункты были достаточно удобно размещены в Харькове, необходимо, на мой взгляд, пересмотреть дислокацию пунктов. Также нужно предусмотреть средства на подвоз учащихся к пунктам тестирования. Кроме того, считаю, необходимо отработать вопрос о недопущении использования мобильных телефонов и других электронных носителей во время проведения тестирования.
- Я считаю, что со стороны правительства, государства должно уделяться больше внимания информационно-просветительской кампании. Это могут быть какие-то видео-аудио-ролики, информационные бюллетени, которые будут рассылаться будущим абитуриентам и напоминать, какие документы необходимо иметь при себе и т.д. Может быть более дешевый способ: можно выкладывать больше информации в сети Интернет.
И, конечно, есть пожелание: чтобы уполномоченные представители были более подготовлены, нужно поднять объем их премирования.
- Сообщалось, что в этом году при ВНО будет использоваться видеонаблюдение. Применялось ли оно или было достаточно одних наблюдателей?
- Я не представляю, как можно технически использовать данные возможности. Видеонаблюдения как такового мы не видели, эта процедура не использовалась, по крайней мере, в Харьковской области. Видеонаблюдение, мне кажется, будет достаточно дорогостоящим. Хотя, возможно, в будущем мы к этому придем.
- Так Вы считаете, что при проведении ВНО видеонаблюдение необходимо или достаточно общественных наблюдателей?
- Что касается общественных наблюдателей: они могут быть представителями средств массовой информации, общественных организаций и родительских комитетов. К сожалению, активность всех трех категорий была низкая.
- Что касается родительских комитетов, то их активность очень низкая. Она сводится к тому, чтобы найти общий язык с директором школы. Например, в той же Америке это сильный инструмент влияния на директора школы. Есть примеры, когда родительский комитет выносит вотум недоверия директору школу, и его увольняют.
Что касается видео, думаю, было бы неплохо поставить вэб-камеры. Но в этом году не стояла задача на всех участках установить видеонаблюдение. Это было очень сложно. Нам ставили задачу выборочно отмониторить ситуацию и сказать общественности, что эта система работает и она намного лучше, чем ранее используемая.
- В этом году во внешнем оценивании участвовали уже выпускники, а не школьники. Как Вы считаете, это как-то отразилось на дисциплине учащихся?
- Думаю, что принципиально не отразилось. Случаи, когда люди забывали некоторые документы, были единичными.
- Прошло 100 дней новой власти, люди в ожидании местных выборов. Проводил ли КИУ какие-то исследования на эту тему, есть ли какие-то результаты?
- Нет, таких социологических исследований мы не проводили. Но их проводил институт Горшенина, и меня как эксперта приглашали комментировать результаты этих исследований. Я тогда говорил, что за 100 дней люди обычно не могут оценить, изменилось ли что-то в лучшую или худшую сторону. Это достаточно короткий срок. Такую оценку могут дать только эксперты. Они могут оценить, какие были приняты решения, какие шаги предприняты новой властью. А спрашивать людей о результатах работы новой власти можно только по прошествии года.
Недавно отметили 100 дней правительства. Показатели работы также оценивали эксперты, потому что был принят бюджет и скоро планируется принять Налоговый кодекс. Мы видим, что экспертное сообщество достаточно негативно отнеслось к проекту Налогового кодекса, потому что видят, что его принятие может привести к тенезации, уничтожению малого и среднего бизнеса.
Если говорить о местной власти, то как эксперт могу сказать, что каких-то шагов по реализации программы, которую декларировал президент на выборах, она не предприняла. Время было использовано на смену кадров.
Что касается города, то, естественно, налицо конфликт, связанный с дорогой. Мне кажется, что он не пойдет на пользу имиджу исполняющему обязанности городского головы и, скорее всего, негативно повлияет на его предвыборную кампанию.
- Возвращаясь к тестам. В этом году высказывались претензии по поводу сложности тестов. Вы изучали эту проблему?
- Что касается качества написания тестов, не могу ничего сказать, поскольку это не является нашей компетенцией. Но знаю общее мнение: выходя из аудиторий, учащиеся говорили, что достаточно сложными были тесты по английскому языку. Были возмущения в Донецке, Киеве. Дополнительный анализ показал, что действительно многие тестовые задания сложные.
Что касается украинского языка, то высказывались замечания, что сложной была тема сочинения. Она имела философское направление.