Партия регионов – возможности трансформацииОбозреватели, журналисты, политологи и политики уже давно считают идентичными понятия "Партия регионов" и "власть". И это объяснимо – еще ни разу за всю историю Украины ни одна политическая сила не получала столь всеобъемлющей власти, а главное – ни разу столь масштабно этой властью не пользовалась.

За последний год Партия регионов (ПР) из партии в общепринятом понимании этого слова превратилась в по сути государственный институт. Это может нравиться, может не нравиться, но это факт, из которого нужно исходить в оценке того, что происходит с партией, властью и страной в целом. Украина имеет все шансы превратиться в государство с доминирующей партией. Такая модель государственного устройства существовала в Японии (Либерально-демократическая партия Японии находилась у власти с небольшим перерывом с 1955-го по 2009-й год, т. е. больше 50-ти лет), Индии (Индийский национальный конгресс существует с 1885 года, и практически все время с момента обретения Индией независимости он находился у власти, а сейчас по-прежнему остается самой многочисленной партией в стране) и России ("Единая Россия", образованная в 2001-м году, имеет устойчивое большинство в Думе и, скорее всего, в ближайшие годы не сдаст своих позиций). Именно путь "Единой России", похоже, повторяет Партия регионов.

Тут стоит оговориться, что политическое устройство с доминирующей партией – это не то же самое, что однопартийная система (СССР, Куба, Китай). Доминирующее положение одной партии не означает отсутствия оппозиции и не исключает возможности утраты доминирующего положения путем демократических процедур, т. е. выборов. В известном смысле политическое устройство с доминирующей партией является частью общественного договора. Так что говорить о наступлении на демократию, как это делает украинская оппозиция в связи с тотальным доминированием представителей регионалов во власти, не стоит.

Признав, что Партия регионов становится классической доминирующей партией, сращиваясь с управленческим аппаратом, в ревизии нуждается мнение о том, что смена власти возможна путем прихода к власти существующей оппозиции или появления неких новых политических проектов. Оппозиции в Украине, по сути, не существует. Та группа политиков, которая именует себя оппозицией, не пользуется существенной поддержкой избирателей хотя бы потому, что эти люди уже были у власти, и за то время, которое занимали властные кабинеты, страна не совершила качественного рывка в ключевых для общества направлениях. Кроме того, украинская "оппозиция" истощена финансово, дезорганизована и не имеет никаких внятных мессаджей для общества. Что до новых политических проектов, то в нынешних условиях, когда большинство СМИ и вся властная вертикаль находятся в руках одной политической силы, появление новых лиц в украинской политике практически невозможно.

Как же тогда должно происходить неизбежное для каждого нормально развивающегося государства обновление власти? Откуда возьмутся новые идеи, лидеры, если их нет в оппозиции и они почти стопроцентно не появятся вне существующего политического контекста? Ответ очевиден: все это должно появиться в правящей партии. Это тем более логично, потому что если признать, что Партия регионов – это и есть власть, то изменение власти возможно путем изменения партии. Сейчас у Партии регионов появилась реальная возможность заложить основы для будущих трансформаций.

На протяжении последних месяцев мы наблюдаем переход оппозиционных депутатов во фракцию ПР, пополнение рядов регионалов представителями местных элит, а главное – находимся накануне расширения Партии регионов за счет вливания в нее других политических проектов. Это вливание, очевидно, начнется с "Сильной Украины", возможно, ПР поглотит Народную партию Литвина, Соцпартию и еще ряд мелких политических проектов.

Что это принесет сторонам? Пожалуй, самое главное приобретение для тех, кто вливается, – места в партийном списке регионалов на предстоящих парламентских выборах или места в исполнительной власти. Плюс к этому – экономия ресурсов на поддержание собственных проектов. Для Партии регионов эти вливания полезны только тем, что позволят выстроить политическую борьбу по принципу "кто не с нами, тот против нас", что в свою очередь приведет к концентрации ресурсов. Никаких ощутимых электоральных выгод Партия регионов от таких вливаний не получит. Во-первых, потому, что рейтинги потенциальных кандидатов на объединение колеблются в районе статистической погрешности (кроме разве что "Сильной Украины"), а во-вторых, потому, что даже эти рейтинги автоматически к рейтингу ПР не добавятся: общеизвестно, что даже если речь идет о предвыборных блоках, совокупный рейтинг блока всегда ниже, чем сумма рейтингов составляющих блок партий. А уж в случае растворения одной партии в другой рейтинг принявшей стороны может и вовсе не измениться.

В общем, выгоды для Партии регионов от поглощения других политических проектов, в общем-то, есть, но выгоды эти вряд ли смогут оказать существенное влияние на рейтинг партии власти. Прежде всего, потому, что слияние с другими политическими проектами происходит путем растворения в Партии регионов.

Но есть и другой путь, позволяющий политическим проектам, общественным организациям и вообще любым группам граждан влиться в Партию регионов с сохранением своей идентификации. Все, что для этого нужно сделать, – внести изменения в устав ПР, а именно в раздел 5 – "Организационная структура", добавив норму о возможности создания партийных групп. Сформулировать это нужно таким образом, чтобы партийные группы существовали вместе с принятой структурой, сформированной по принципу административно-территориального деления. Т. е. имеющаяся структура остается базовой, а партийные группы лишь дополняют, но не заменяют ее.

Для начала о том, что получат мелкие политические проекты. Во-первых, не растворяясь в массе регионалов бесследно, они сохраняют собственную вертикаль, пусть и в рамках Партии регионов. Во-вторых, сохранение, пусть и формальной, но автономии, позволит объяснить избирателям и рядовым партийцам этот шаг и сделать вливание относительно безболезненным. Объявить: "Мы уходим в партию власти, потому что разделяем ее основные принципы" или же сказать "Мы идем в партию власти продолжать линию, заявленную нашим политическим проектом, сохраняя, пусть и в видоизмененном виде, свою структуру" – это разные вещи, и восприняты они будут по-разному. Вливание уже не будет восприниматься однозначно как предательство интересов рядовых партийцев и избирателей. Это позволит лидерам мелких партий сохранить лицо, что особенно важно, если они решат, например, выдвигаться по "мажоритарке".

Что до партии власти, то при подобном "мягком" вливании выгод для нее будет даже больше, чем для тех, кто вливается. Во-первых, и это главное, Партия регионов перестанет быть в глазах избирателей монолитной структурой, отстаивающей интересы группы лиц или представляющей какую-то часть Украины. В партии появятся формально закрепленные течения, которые позволят привлечь на свою сторону больше сторонников. Например, с приходом "Сильной Украины" появится либерально-реформаторское крыло, с приходом социалистов – левое и т. д. Таким образом, ПР станет стопроцентной доминирующей партией.

Уже упомянутые Либерально-демократическая партия Японии и Индийский национальный конгресс существовали так долго отнюдь не потому, что использовали админресурс и давление на избирателей, а потому, что постоянно вбирали в себя самые свежие политические течения, быстро реагировали на изменения внутриполитической ситуации. В Либерально-демократической партии Японии существовали и существуют десятки, а по некоторым оценкам – сотни (!) политических течений, которые при всем своем многообразии разделяли базовые партийные цели: быстрый экономический рост на основе экспорта, повышение внутреннего спроса, развитие науки и построение информационного общества, а во внешней политике – тесное сотрудничество с США и усиление влияния Японии в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Индийский национальный конгресс, даже перестав быть доминирующей партией, по-прежнему остается самой многочисленной политической силой и по причине огромного количество включенных в него течений считается в Индии не столько партией, сколько национальным движением. С "Единой Россией" ситуация, в общем-то, похожая. Самая молодая из доминирующих партий, "Единая Россия" уже обзавелась собственными течениями - левым и правым крыльями. Что интересно, представители этих течений не просто активно полемизируют между собой, но, что самое главное, – делают это публично.

Вот в этом, кстати, второе преимущество формального признания течений в Партии регионов. Оно заключается в том, что при наличии разных течений внутри одной партии политический дискурс из межпартийного, как это происходит сейчас, превратится во внутрипартийный. Все линии общественных конфликтов будут проходить внутри одной партии. Таким образом, регионалами будет подхвачена риторика оппонентов, которая, очистившись от неизбежной в политической борьбе демагогии, станет частью внутрипартийной дискуссии. Для избирателя это будет серьезным подтверждением того, что, во-первых, Партия регионов открыта для разных мнений, а во-вторых – пусть и не единогласно, а какой-то своей частью, но все же выступает за то, что и оппозиция. Только по сравнению с оппозицией у регионалов будет огромное преимущество: они как партия власти смогут обратить итоги своих публичных внутрипартийных споров в конкретные шаги. Оппозиция такой возможности лишена напрочь, что даст регионалам огромное преимущество в глазах избирателей.

Таким образом, почти вся оппозиция будет постепенно выдавливаться из политического дискурса. А "конструктивная оппозиция", которая может означать реальную опасность для регионалов, просто не появится, т. к. вся конструктивная критика будет бурлить внутри партии, а не вне ее. В такой ситуации оппозицией внешней останутся только откровенно маргинальные политические проекты, которые априори никогда не получат широкой поддержки избирателей.

Третье преимущество для Партии регионов условно можно назвать ресурсным. Поглощенные политические проекты придут в ПР с определенным багажом: личным рейтингом лидера, разветвленной сетью партийных ячеек, набором лидеров общественного мнения регионального масштаба, собственными медиаресурсами… При простом поглощении большая часть этих ресурсов просто исчезнет: новоиспеченные регионалы, вчерашние лидеры самостоятельных партий, не захотят тратить силы и средства на поддержание структур, когда-то помогавших их партийным организациям держаться наплаву. Допускать это – верх недальновидности. А сохранить багаж влитых проектов легче всего, переведя эти проекты в отдельные группы, а не растворяя их в общей массе Партии регионов, т. к. в этом случае можно будет осуществлять четкий учет и контроль приобретенных ресурсов.

К тому же в этом случае станет совершенно ясно, кто из новых лидеров для партии более ценен, т. к. за каждым вновь обретенным ВИП-партийцем будет находиться сохраненная структура, вполне конкретное количество активистов, офисов и т. д. То, как все это будет работать на благо Партии регионов, собственно, и должно определять вес группы: количество мест в партийных списках, кресел в исполнительной власти и т. д.

Единственный минус для Партии регионов, которым чревато формальное признание внутрипартийных течений, заключается в том, что в этом случае придется скорректировать принципы управления партией. Для недопущения расколов, перехода внутрипартийной дискуссии в ослабляющие партию конфликты и т. д. необходимо управлять процессом жесткой рукой, не допуская того, чтобы разновекторность течений приводила к разброду и шатанию. Т. е. с одной стороны партийные течения предполагают демократизацию, с другой – необходимость жесткого партийного контроля.

Если руководители Партии регионов смогут соблюсти баланс между плюрализмом и управляемостью, партийная схема с формально закрепленными течениями сделает партию гибкой и практически непотопляемой. Если этот баланс соблюден не будет, Партия регионов либо развалится изнутри под действием внутренних конфликтов, либо, закостенев, рухнет под ударами оппозиции, которая в Украине все же может когда-нибудь появиться, либо не устоит в результате очередной бархатной революции. Но рисковать все же, кажется, имеет смысл, ведь в природе выживают организмы не самые крупные, а способные приспосабливаться. Внутрипартийные течения смогут сделать партию максимально гибкой, чутко реагирующей на общественные изменения, а значит – гарантируют долгую жизнь Партии регионов.

Что же получит в этом случае общество? Общество получит ту самую стабильность, потребность избирателей в которой во многом обусловила приход Партии регионов во власть. Но стабильность эта будет не законсервированной, а дающей возможность трансформировать общество, причем "в рабочем порядке", без эксцессов типа бархатных революций и прочих социальных потрясений.