Слияние Тигипко, иск против экс-губернатора и передел телерынкаНачнем с события в украинской политике, которое вызвало большой резонанс, хотя, в общем-то, не было столь уж неожиданным. Партия "Сильная Украина" Сергея Тигипко вскоре вольется в Партию регионов. Об этом во вторник на пресс-конференции заявил премьер-министр Украины, лидер Партии регионов Николай Азаров. Впрочем, по словам Азарова, произойдет это не сразу: сначала рабочая группа сформирует предложения по объединению, затем пройдут съезды партий, и уже потом пройдет объединительный съезд ПР и "Сильной Украины".

По информации, начавшей циркулировать в интернете, далеко не все сильноукраинцы одобрили подобный альянс. В партии началось глухое роптание, усиленное позицией соратницы Тигипко Александры Кужель, которая наотрез отказалась вступать в ряды регионалов. При этом Кужель заявила о "начале партийной дискуссии" по поводу этого объединения. Правда, вряд ли результаты этой дискуссии закончатся чем-то иным кроме выражения одобрения позиции Тигипко. Дело в том, что "Сильная Украина" - типично вождистская партия. Согласно ее уставу лидер партии наделен правом вмешиваться в работу областных организаций, вплоть до принятия решений о смене их руководителей. Это означает, что по результатам "партийной дискуссии" Сергей Тигипко может быстро перекроить областные организации, исключив из их руководства недовольных. Это, в свою очередь, будет означать, что на партийный съезд, который должен будет принять решение о слиянии, приедут только партийцы, лояльные к лидеру.

Политики и околополитическая публика всю неделю строили прогнозы о будущем Сергея Тигипко и рассуждали о том, кому больше выгоден альянс – Тигипко или Партии регионов. На первый взгляд, регионалам такой альянс однозначно выгоден, даже с учетом неуклонного падения рейтинга Тигипко. Несмотря на непопулярные реформы, которые общественность связывает с его именем, рейтинг Тигипко все еще достаточен, чтобы заинтересовать ПР. Она, как и "Сильная Украина", несет электоральные потери, и каждый процент народной поддержки чем дальше, тем дороже. Однако при подобных альянсах арифметического суммирования рейтингов никогда не происходит, поэтому возникает логичный вопрос: а не была бы "Сильная Украина" ценнее для Партии регионов как отдельный союзник в будущей Верховной Раде?

Этот очевидный факт породил слухи о том, что все не так просто, и ключ к пониманию ситуации в личности Сергея Тигипко, который может сменить Николая Азарова на посту лидера регионалов и премьера. И даже, возможно, станет преемником Виктора Януковича. Но этот сценарий выглядит очень сомнительно. В пользу Тигипко говорит то, что он станет такой же равноудаленной фигурой от партийных групп влияния, как и Николай Азаров. Кроме того, Сергей Леонидович моложе и умеет хорошо говорить. Но, с другой стороны, после проведенных и заявленных реформ антирейтинг Тигипко существенно возрос. Вряд ли его нахождение у руля партии и правительства существенно добавит регионалам очков. Да и Николай Азаров имеет над Тигипко ряд преимуществ – для партии Азаров свой, кроме того, у нынешнего премьер-министра нет собственных политических амбиций. И что самое важное – он предан лично президенту. К тому же группы влияния в Партии регионов наверняка не оставят своих попыток получить контроль над Кабмином и партией. Тигипко в этом им будет мешать, а значит, его карьерный рост натолкнется на сопротивление очень влиятельных людей.

Что касается операции "преемник", то, опять-таки, Тигипко тащит с собой багаж антирейтинга, что для преемника не есть хорошо: он должен быть стопроцентно чист, пусть поначалу и не очень узнаваем (пример Путина очень показателен). И вообще, пока ситуация с рейтингом действующего президента совсем не фатальна. Во всяком случае, рейтинги его основных оппонентов и того ниже. На здоровье Виктор Янукович тоже не жалуется, а значит – скорее возможна операция "второй срок", чем "преемник", и привлекать Тигипко в этой ситуации нет никакого смысла.

Так что же означает объединение "Сильной Украины" и Партии регионов? Скорее всего, мотивация обеих сторон очень проста. Регионалы сделали еще один шаг к биполярной системе, в которой есть только "свои" и "чужие". В этой системе нет места "как бы своим" и "не совсем чужим". Регионалам так гораздо проще: являясь партией власти, им нужно совершенно четко представлять, против кого направлять пропагандистские усилия, задействовать админресурс и т.д. В общем, биполярная политическая система поможет Партии регионов консолидировать ресурсы.

Что касается Сергея Тигипко, то он, избавляясь от "Сильной Украины", просто выбрасывает чемодан без ручки. Партия ему больше не нужна: на парламентских выборах "Сильная Украина" много не набрала бы. И даже преодолей партия проходной барьер, вряд ли в будущих парламентских раскладах можно было бы говорить о какой-то "золотой акции" - регионалы легко компенсируют недостаток своего рейтинга мажоритариями. Поэтому "Сильная Украина" смогла бы рассчитывать в лучшем случае на одно-два кресла в Кабмине. Но одно кресло и так есть, и находится оно под Тигипко. Тогда зачем затевать затратную избирательную кампанию? Зачем тратить время и средства на партию, которая уже не в состоянии ничего принести лидеру?

Остаются, правда, еще избиратели и рядовые партийцы. Часть этих людей, которым нравится лично Тигипко, плавно перейдут в стан регионалов (это и будет единственное электоральное приобретение Партии регионов от поглощения "Сильной Украины"), а остальные будут чувствовать себя преданными. Но это вряд ли будут принимать в расчет. Тем более что податься таким избирателям, в общем-то, некуда – действия оппозиции явно не направлены на вербовку "чужого" электората. Скорее всего, в результате исчезновения "Сильной Украины" немного увеличится количество тех, кто проигнорирует парламентские выборы.

Что касается местных новостей, то снова в центре внимания был "Горэлектротранс". В понедельник стало известно, что прекратили голодовку бывшие сотрудники предприятия, протестовавшие на пл.Свободы против увольнений. По словам одного из организаторов акции, председателя профсоюзной организации "Защита справедливости" Андрея Ильгова, представители этого профсоюза встретились с прокурором Харьковской области Геннадием Тюриным и он пообещал провести проверку деятельности предприятия. При этом Ильгов пригрозил: "Если мы увидим проволочки, игнорирование, или будут тянуть время, то мы организуем акцию в Киеве, под зданием Кабинета министров Украины".

Прокуратура не стала тянуть и озвучила первые результаты проверки буквально на следующий день. Прокурор Харькова Евгений Попович сделал заявления о нарушениях. Правда, нарушения, выявленные прокуратурой, оказались явно не такими, на которые рассчитывали голодающие. Нарушения со стороны директора "Горэлектротранса" Сергея Почепецкого, по словам Поповича, состояли в том, что трудовые книжки уволенным были выданы не сразу, а на следующий день, также на следующий день был произведен и расчет с некоторыми сотрудниками. За это Почепецкого привлекли к административной ответственности. Кроме того, прокурор города отметил, что в этом году С.Почепецкому вынесено четыре предписания по вопросу погашения задолженности по зарплате на сумму 14,7 млн.грн. Первое нарушение серьезным назвать сложно по причине его формальности и незначительности, второе - по той причине, что долги по зарплате на "Горэлектротрансе" - дело обычное. Правда, по словам Поповича, прокуратура продолжает проверять другие факты, но вряд ли стоит ждать сенсаций. Во всяком случае, по одному из возможных нарушений прокурор уже высказался: по его словам, решение о реформировании "Горэлектротранса" было принято на сессии горсовета, а согласно законодательству, орган местного самоуправления вправе создавать свои коммунальные предприятия. К этому Попович добавил: "Мы изучили все документы и не увидели в них ничего, противоречащего закону".

В тот же день, когда прокурор обнародовал первые результаты проверки ситуации вокруг "Горэлектротранса", у протестующих появилась серьезная проблема. Стало известно, что начальник сектора охраны общественного порядка Дзержинского РОВД Харькова Владимир Чугаевский подал в Московский райсуд Харькова иск о защите чести, достоинства и деловой репутации к журналисту газеты "Наша жизнь" Денису Корневу. Напомним, 11 августа СМИ распространили информацию о том, что во время акции протеста уволенных сотрудников "Горэлектротранса" Корнев пострадал от действий милиционера. Кроме того, Чугаевский подал иск к депутату Харьковского облсовета, председателю облорганизации ВО "Батьківщина" Арсену Авакову. Причина иска – распространение Аваковым в программе "Отражение" информации все о том же конфликте Чугаевского и Корнева, причем экс-губернатор однозначно утверждал, что Корнев был избит. Чугаевский потребовал от Авакова компенсации морального ущерба в размере 20 тыс.грн., а также опровержения в СМИ недостоверной информации.

 Судя по тому, что Корнев отказался от медицинского обследования, и по тому, что видеозаписи, фиксирующей избиение, похоже, не существует, Чугаевский имеет все шансы выиграть суд. Тем более, что на единственной видеосъемке, которая более-менее ясно зафиксировала происходящее, явно видно, что отталкивает Корнева вовсе не Чугаевский, а другой милиционер.

В отличие от Чугаевского, политические оппоненты Арсена Авакова вряд ли сумеют извлечь какие-то дивиденды от выигрыша милиционера в суде. Уже сейчас можно спрогнозировать, как будет развиваться ситуация. Вполне вероятно, что ответчики судебные заседания просто проигнорируют. Суд вынесет решение без них, что даст Авакову и Корневу повод заявлять, что суд был если не незаконным, то точно несправедливым. В конечном итоге, общественность так и не будет уверена в том, лгали ли Корнев с Аваковым или нет. А, учитывая отношение к милиции и судам, простой обыватель скорее поверит "пострадавшему от произвола", чем милиционеру или суду, вне зависимости от того, кто прав, а кто нет.

В среду состоялась вторая часть конкурса на получение лицензий на вещание на цифровых частотах с региональным покрытием. По сути, в прошлую среду был произведен передел украинского телевизионного рынка. Дело в том, что по условиям Женевского соглашения в Украине к 2015 г. должно исчезнуть аналоговое вещание и к этому времени вещать в эфире смогут только каналы, выбранные Национальным советом по телевидению и радиовещанию.

В Харькове были выбраны четыре организации: Харьковская областная государственная телерадиокомпания (областные телевизионщики победили во всех областях Украины), ЧАО "Региональная телекомпания "Тонис-Центр" ("7-й канал"), ООО "Новый формат ТВ" и ООО "ЕС Продакшен груп". Последние две компании – киевские, в Харькове неизвестны и никогда не вещали. При этом за бортом остались такие организации как "Право-А/ТВК", "Симон", "Фора", "Фаворит-ТВ"… Их руководители не скрывали своей растерянности и, похоже, еще не успели оправиться от шока. Арсен Аваков, главный оппозиционер области и по совместительству владелец телевизионных компаний, которые не получили права вещать, заявил: "Мы, естественно, с этим смириться не можем (я говорю "мы" - это политическая партия "Батьківщина", все подлинно независимые журналисты и собственники этих независимых каналов)", и добавил, что "так не будет".

Впрочем, можно дождаться повторного конкурса, о проведении которого уже заявил председатель Нацсовета Владимир Манжосов. По его словам, возможно, будут изменены условия, чтобы местные телекомпании, которые не в состоянии обеспечить круглосуточное вещание (а это было главным условием конкурса), смогли получить, например, одну частоту на двоих.

Но чем бы не закончился повторный конкурс, бояться тотального наступления власти на независимое телевидение не стоит: подобное наступление, даже если оно и задумано, не случится. Скорее всего, к 2015-му году роль эфирного телевидения существенно снизится. Интернет, скорость которого уже давно позволяет передавать качественный видеопродукт, кабельное и IP-телевидение рано или поздно вытеснят традиционное телевидение и, соответственно, борьба за него уже не будет иметь никакого значения.