"День гнева", отголоски львовских беспорядков и монетизация льготПрошлая неделя закончилась всеукраинской акцией протеста с громким названием "День гнева". Мероприятие состоялось, но вряд ли его можно назвать самым ярким информповодом недели. В Харькове на акцию пришли от силы три сотни человек. Причем наш город в этом отношении не был уникальным: примерно аналогичная ситуация сложилась в других областях Украины. По информации, размещенной посетителями страницы "Дня гнева" в Facebook, в Киеве количество собравшихся на акцию не превышало тысячи, в Одессе было около 100 участников, а жители Запорожья практически проигнорировали мероприятие. В общем, можно констатировать, что акция провалилась. И если бы не столичная милиция, которая, проявив обычную для правоохранителей "политическую дальновидность", арестовала в Киеве нескольких участников "Дня гнева", информповода вообще бы не случилось.

Акция "День гнева", фактически обернувшаяся пшиком, продемонстрировала, что украинцы, несмотря на непростую экономическую ситуацию, не готовы выйти на площади, и очередной "майдан" случится нескоро. Кроме того, свою роль сыграло неудачное время проведения мероприятия: всю прошедшую неделю новостью номер один были беспорядки во Львове 9 мая, а это не самый удачный информационный контекст. Предпочтительнее было провести "День гнева" на фоне события, связанного с заявленной тематикой, - например, после ареста Юлии Тимошенко. Тогда протестующих на площадях наверняка было бы больше.

Кстати, Юлия Тимошенко, находящаяся на подписке о невыезде, на прошлой неделе всей душой рвалась в Харьков. С соответствующим ходатайством она обратилась в Генпрокуратуру, расследующую сразу два уголовных дела, в которых фигурирует лидер БЮТ: по обвинению в злоупотреблении средствами от продажи квот по Киотскому протоколу и по факту превышения служебных полномочий во время подписания газовых контрактов в 2009 г.

Генпрокуратура осталась глуха к просьбам подследственной: во-первых, на указанные Тимошенко дни визита в Харьков (17-18 мая) запланированы следственные действия, а во-вторых, Тимошенко, по мнению ГПУ, систематически нарушает требования уголовно-процессуального законодательства, препятствуя проведению досудебного следствия. В частности, 12 мая она в очередной раз проигнорировала приглашение в Генпрокуратуру. Но Юлия Владимировна заявила, что снова подаст ходатайство, в котором будет просить, чтобы ГПУ сама указала даты, когда лидеру БЮТ можно поехать Харьков. Чем закончится эта драматическая переписка Тимошенко с ГПУ, сказать сложно, однако в Харьков Тимошенко ехать надо. Главным образом для того, чтобы взбодрить соратников по борьбе. А соратники в хорошей встряске явно нуждаются.

На прошлой неделе Харьковская облорганизация "Батьківщини" распространила довольно любопытное заявление, в котором объяснила, почему местные сторонники Юлии Тимошенко не будут участвовать в "Дне гнева".

Сам факт появления подобного документа выглядит довольно странно: представители главной оппозиционной силы в стране официально отмежевались от акции, лозунги которой дословно повторяли всю риторику БЮТовцев: "Правительство долой", "Президента к ответу", "Гречку на прилавки" и т.д. Заслуживает внимания и содержание заявления местной "Батьківщини". Сначала его авторы назвали акцию "День гнева" "бутафорской", отметив, впрочем, что "партия "Батьківщина" разделяет позицию и поддерживает требования инициаторов и участников акции". А под конец довольно пространного текста заявили, что "только мощное совместное выступление в общих рядах с общими требованиями при широкой поддержке народа даст возможность эффективно защитить интересы всех и каждого". Логичный вопрос, что мешало "Батьківщині" сделать выступление мощным и совместным, по крайней мере, с активистами-общественниками, которые изыскали какой-никакой ресурс для протестов, повисает в воздухе. В общем, это заявление выглядит как расписка в неспособности не то что организовать сколь-нибудь масштабные акции протеста, а хотя бы принять участие в мероприятиях, задуманных идеологическими союзниками, об объединении с которыми, кстати, Тимошенко неизменно говорит в перерывах между речами о коварстве Генпрокуратуры.

Впрочем, местные БЮтовцы попытались придать своей бездеятельности видимость конструктивности. Арсен Аваков заявил, что серьезная оппозиция занимается оппозиционной работой, а бутафорские акции – удел молодежи, и заметил, что когда наступит настоящий "день гнева", об этом заранее никто не узнает, а люди по зову сердца выйдут на улицы и устроят этой власти Судный день.

Такая позиция, в общем-то, коррелирует с программными тезисами Арсена Авакова, которые были опубликованы на его персональном сайте в начале года. Вкратце их суть сводится к следующему: надо работать в оппозиции и не размениваться на мелкие дрязги, чтобы быть готовым к тому моменту, когда общественность созреет для серьезных протестных акций. Определенная логика в этом, конечно, есть. Однако учитывая активность местной "Батьківщини" и ее лидеров в публичной плоскости, может статься, что к тому моменту, когда для власти наступит Судный день (если он вообще наступит), ни о "Батьківщині", ни об Арсене Авакове уже никто не вспомнит.

Теперь о главном событии недели. Речь идет о массовых беспорядках во Львове 9 мая. Харьков отделяет от Львова тысяча километров, однако ситуация в этом городе вызвала у нас большой резонанс. Губернатор области Михаил Добкин, естественно, осудил львовские события: "Как гражданин и патриот хочу заявить решительный протест действиям группы провокаторов, устроивших вакханалию во время празднования Дня Победы 9 мая во Львове". Кроме того, губернатор пообещал 22 июня, в годовщину начала Великой Отечественной войны, почтить память погибших во Львове, взяв с собой ветеранов с востока Украины.

Последнее заявление Михаила Добкина выглядит как здоровая реакция на крик "Наших бьют!" Очевидно, губернатор решил лично посмотреть в глаза националистам и если нужно будет - дать им достойный отпор. Немного позже Добкин, возможно, почувствовав несколько провокационный характер планируемого мероприятия, сказал, что делегация поедет без партийной символики, георгиевских ленточек и красных флагов, чтобы "не делать ничего, что вызовет обратную реакцию".

Еще одно следствие львовских событий для Харькова – обнародованная журналом "Фокус" информация о том, что вице-губернатор Игорь Шурма рассматривается в Администрации президента как одна из кандидатур на должность губернатора Львовской области. По данным издания, это назначение возможно в случае увольнения нынешнего председателя Львовской облгосадминистрации Михаила Цимбалюка, который после беспорядков написал заявление об отставке.

Игорь Шурма на эту информацию отреагировал неожиданно резко, назвав ее "технологической провокационной мулькой". Мотивация Шурмы была следующей: "Одно дело, если бы я здесь прокололся, и меня кто-то хотел убрать. А так зачем меня куда-то забирать?" Выглядит это несколько нелогично, ведь отправить эффективного чиновника на повышение, вверив ему должность с большим объемом работы, – что может быть логичнее и правильнее? Кроме того, во-первых, Игорь Шурма - уроженец Львова и именно во Львове началась его политическая и управленческая карьера. А во-вторых, Шурма является человеком энергичным и наверняка принес бы пользу, находясь на посту львовского губернатора. Тем более, Львовская область - очень непростая, и личные качества Шурмы, особенно способность здраво рассуждать в критических ситуациях, наверняка были бы там очень кстати. Так что, несмотря на резкую реакцию самого Шурмы на возможное назначение, оно все же может состояться.

И, кстати, о здравомыслии Игоря Шурмы. Именно он на прошлой неделе сделал заявление, выгодно отличающееся своей конструктивностью от хора бессмысленных и провокационных высказываний, которыми была богата неделя, целиком посвященная беспорядкам во Львове. Итак, по словам Шурмы, Харьковская облгосадминистрация предложила Кабмину и Министерству социальной политики Украины реализовать в Харькове пилотный проект монетизации льгот. В проекте предлагается гражданам всех категорий, которые имеют право льготного проезда в городском электротранспорте, выделять на это деньги.

Монетизация льгот – единственный способ сделать коммунальный транспорт безубыточным, и другого пути, похоже, не существует. Кроме того, подобная система уравняет всех льготников, ведь далеко не все льготники пользуются городским электротранспортом, а значит – льготой.

Но на пути монетизации льгот или хотя бы начала пилотного проекта будет несколько проблем. Во-первых, надо внести изменения в довольно запутанную законодательную базу, касающуюся льготного контингента. Во-вторых, изыскать на проект средства. Причем деньги эти должны идти из государственного бюджета, коль скоро государство взяло на себя ответственность за льготы. А вот с этим могут быть серьезные проблемы: государственный бюджет дефицитен, и вряд ли необходимые средства найдутся. Есть еще и политический фактор: как подсказывает опыт монетизации льгот в России, подобный шаг, несмотря на свою обоснованность, может сопровождаться массовыми акциями протеста. А протесты сейчас, когда до парламентских выборов осталось чуть больше года, власти совершенно ни к чему. Так что, к сожалению, проект монетизации льгот, скорее всего, так и останется проектом. По крайней мере, до парламентских выборов.