Долги ТЭЦ-3, слухи об отставке губернатора и «автомобильный майдан»На прошлой неделе стало известно, что бывшие арендаторы ЗАО "ТЭЦ-3" вернули в горбюджет 11 миллионов 400 тысяч гривен долга за аренду городской территории. ТЭЦ-3 была возвращена в собственность громады в начале этого года, причем - по решению суда. Долги коммерческой структуры, арендовавшей ТЭЦ, тоже выплачены не по доброй воле, а в результате судебного разбирательства, точку в котором поставил Верховный суд Украины. Фирма, бравшая ТЭЦ-3 в аренду, называется ЗАО "Теплоэлектроцентраль-3" и по информации некоторых СМИ контролируется структурами экс-губернатора Арсена Авакова.

С долгами арендаторов городу, кажется, разобрались, но осталась задолженность НАКу "Нефтегаз Украины". Речь идет о 340 миллионах гривен. Кто будет возмещать этот долг? Сначала "Нефтегаз" предложил сделать это харьковской власти, под контролем которой теперь находится ТЭЦ. Мэр Геннадий Кернес с таким вариантом не согласился: долги нарастила управлявшая ТЭЦ частная структура, и громада их погашать не должна. На прошлой неделе в НАКе уже не были столь категоричны в вопросе погашения долга: председатель правления "Нефтегаза" Евгений Бакулин заявил, что специалисты столичной компании изучают историю долга ТЭЦ-3 и рассматривают различные варианты его погашения. Бакулин выразил уверенность, что в ближайшее время "Нефтегаз" и руководство Харьковской области решат, что делать с задолженностью харьковской теплоцентрали.

Скорее всего, возвращать деньги будут все же арендаторы. Первая и главная причина этого – элементарный здравый смысл. Представим, что коммерческая структура А берет в аренду оборудование у фирмы Б, а потом это же оборудование переходит на баланс структуры В. Разве должна при этом структура В отвечать по долговым обязательствам структуры А? Вторая причина – Арсен Аваков, без малого 10 лет контролировавший ТЭЦ-3, со сменой власти в Украине не просто утратил должность губернатора, но и лишился политического влияния, а значит, уже не сможет пролоббировать решение вопроса с долгом. Поэтому отдавать деньги придется. Конечно, это будет небыстро: наверняка сначала вопрос пройдет все судебные инстанции, однако вряд ли какой-то суд встанет на сторону арендаторов.

Впрочем, возможен еще один вариант развития событий. "Нефтегаз" вместе с областной администрацией все же найдет формулу погашения долга, которая устроит всех, в том числе и экс-арендатора - ЗАО "Теплоэлектроцентраль-3". Например, речь может идти о реструктуризации долга путем растягивания его погашения на очень долгий срок или о том, что часть долгового бремени все же возьмет на себя областная либо городская власть. Конечно, это будет сделано не из любви к экс-губернатору, а в обмен на что-то весомое – например, на активы группы "Инвестор". Довеском к этой сделке может быть обещание Арсена Авакова отказаться от всякой оппозиционной деятельности. Так что вопрос с долгом ТЭЦ-3 имеет шансы перерасти из хозяйственного в политический.

Еще один хозяйственный вопрос, который мог бы перейти в политическую плоскость, – возможная отставка нынешнего губернатора Михаила Добкина. В среду, 9 марта, на заседании Кабинета министров Николай Азаров поручил  подготовить предложения об увольнении руководителей регионов, имеющих наибольшие долги за энергоносители. По словам премьера, общая задолженность за нынешний отопительный сезон составила примерно 11 миллиардов гривен, а наихудшая ситуация - в Донецкой, Закарпатской, Луганской и Харьковской областях. Эта новость вызвала большой резонанс в СМИ: моментально поползли слухи о возможной отставке Михаила Добкина. Ситуацию подогрел рейтинг губернаторов журнала "Комментарии", в котором харьковский губернатор занял третье место с конца. Несмотря на то что издание не рассказало о способе учета показателей деятельности губернаторов, этот рейтинг активно тиражировался в средствах массовой информации.

Буквально на следующий день Добкин опроверг слухи о своей отставке. По словам губернатора, 9 марта в Каневе, где отмечалась 197-я годовщина со дня рождения Тараса Шевченко, выяснилось, что, говоря об увольнении руководителей, Азаров имел в виду руководителей теплоснабжающих предприятий, допустивших наибольшие долги за энергоносители.

В общем, видимо, слухи оказались преувеличенными, и в ближайшее время отставка губернатору области не грозит. Однако от этой ситуации остался весьма неприятный осадок. Заявления, подобные тем, что сделал премьер-министр, не способствуют стабильности в регионах. Зачем угрожать увольнением, если оно не состоится? Чтобы давать оппозиции на местах повод в очередной раз поговорить о "неэффективном хозяйствовании"? К тому же увольнение и назначение губернаторов - это компетенция президента, а не премьер-министра. Все это тем более странно, что и премьер, и губернаторы являются частью одной команды, а угрожая увольнением руководителей областей, Азаров дал общественности повод усомниться в их компетентности. Это как-то не согласуется с трендом "единой вертикали власти" и явно не способствует формированию имиджа монолитной властной команды.

Вслед за "предпринимательским" и "пенсионным майданом" в Украине может случиться "майдан автомобильный": на прошлой неделе стало известно, что автомобилисты намерены провести всеукраинскую акцию протеста в случае введения правительством пошлин на импортный бензин. Об этом заявил юрист Харьковского автоклуба Денис Журавель. По его словам, представители украинских автоклубов из разных регионов страны направили премьер-министру Николаю Азарову письмо с просьбой не допустить введения пошлин.

Идея повысить пошлины на импортный бензин родилась в недрах Минэнерго, причем, скорее всего, как результат лоббистских усилий владельцев отечественных нефтеперерабатывающих заводов. Преподносится это как защита отечественного производителя. Причем, возможно, отечественного производителя в данном случае действительно нужно защищать. 18 января Министерство энергетики и угольной промышленности Украины договорилось с владельцами нефтеперерабатывающих заводов о стабилизации с 1 февраля розничных цен на нефтепродукты. Таким образом, у отечественных НПЗ появились обязательства перед правительством, но при этом у торговцев импортным топливом никаких подобных обязательств нет. Кабмин попытался повлиять на них с помощью Антимонопольного комитета, который возбудил дело по факту резкого повышения основными операторами рынка цен на бензин марок А-95 и А-92 в конце 2010 и в начале 2011 годов. АМКУ сделал ряд громких заявлений, но, похоже, существенно повлиять на ситуацию не в состоянии. А вот повышение пошлин ударит по импортерам бензина очень сильно, и эксперты говорят о резком подорожании нефтепродуктов после повышения пошлин.

"Автомобильный майдан" может стать очень эффектной протестной акцией. Автомобилисты хотят прибегнуть к той же форме, что и в феврале 2009 г., когда во многих областных центрах прошли митинги автолюбителей. Тогда они протестовали, не выходя из автомобилей, что вкупе со звуком десятков клаксонов сделало акцию очень заметной. Кроме того, "автомобильный майдан" может стать самым универсальным по социальному составу: среди владельцев машин есть и предприниматели, и пенсионеры, и рабочие... Кстати, по словам Журавля, под письмом Азарову в интернете уже подписалось больше 10 тысяч человек, и их число постоянно растет. Так что кроме эффектности и широкой социальной представительности "автомобильный майдан" может стать весьма массовым.

Теперь все будет зависеть от реакции премьера. Какой она будет – предсказать сложно: с одной стороны над ним довлеет угроза очередных акций протеста, с другой – возможные обязательства перед владельцами НПЗ и необходимость наполнять бюджет.