Неделя оптимизацийНа прошлой неделе харьковская городская власть оптимизировала автобусные маршруты, а президент Украины - чиновничий аппарат.

Сначала о делах местных. В Харькове упразднили 22 автобусных маршрута: из 172 осталось 150. Об этом в среду, 8 декабря, сообщил директор Департамента транспорта и связи горсовета Сергей Дульфан. Он подчеркнул, что были убраны дублирующие автобусные маршруты. Кроме того, на рынке транспортных услуг теперь работает 16 перевозчиков вместо 64. По словам Дульфана, "все мелкие перевозчики влились в состав более крупных". Причина такого резкого сокращения их количества – невыполнение мелкими перевозчиками лицензионных соглашений. Конечно, об этом не было сказано прямо. Сергей Дульфан заявил лишь, что "при выборе перевозчиков мы ориентировались на базовые предприятия, которые имеют свою территорию, обученный персонал и ремонтную базу, способны обновлять подвижной состав, могут обеспечить безопасность перевозок". И добавил: "На самом деле к перевозчикам выдвигается перечень требований, основная часть которых сформулирована в лицензионных условиях, остальные есть во внутренних документах профильных министерств".

 То, что мелкие перевозчики не выполняли лицензионных условий, – факт, который подтверждается здравым смыслом. Разве мог предприниматель, владеющий тремя маршрутками, обеспечить медицинский осмотр водителей или иметь нормальную ремонтную базу? Теоретически – да. Но только теоретически: сомнительно, что ради медосмотра трех водителей мелкие перевозчики держали в штате врачей. Скорее всего, имели место договоры на проведение медосмотров (они необходимы для получения лицензии), но вряд ли эти осмотры были. Что до ремонтной базы, то содержать СТО для осмотра трех маршруток нецелесообразно. А значит, требуемая по условиям лицензионного соглашения "материально-техническая база, необходимая для поддержки надлежащего технического состояния транспортных средств и прохождения технического осмотра автомобилей", существовала у мелких перевозчиков только на бумаге.

Впрочем, справедливости ради надо отметить, что нарушения лицензионных соглашений, скорее всего, допускают и крупные перевозчики. В прессе уже была информация о том, как на самом деле обстоят дела с медосмотром шоферов и проверкой технического состояния маршруток: водители просто платят врачам и механикам фиксированные суммы за штампы и подписи в путевом листе. (Описанная ситуация имеет место в Киеве, но вряд ли в Харькове она лучше.) Это означает, что проверок на содержание алкоголя в крови не проводится, и водитель, перевозящий тысячи пассажиров в день, вполне может сесть за руль после пропущенного накануне вечером стаканчика-другого. Отсутствие надлежащего технического контроля за состоянием транспортных средств приводит к тому, что на маршруты выезжает неисправный подвижной состав. От этого выигрывают и хозяева, и водители: первые экономят на ремонте, а вторые не простаивают. В проигрыше - только пассажиры, которые ежедневно подвергаются риску, садясь в какую-нибудь разваливающуюся "Газель".

В общем, наводить порядок с пассажирским автотранспортом надо было уже давно. И сокращение количества перевозчиков - шаг правильный: конечно, нужно убирать с дорог мелких перевозчиков, которые априори не в состоянии выполнять лицензионные соглашения, и сокращать число АТП, которые теперь гораздо легче контролировать на предмет выполнения правил перевозки пассажиров.

Однако есть сомнения в том, что после этих мер ситуация с перевозкой пассажиров в Харькове радикально изменится. Дело в том, что кто-то из харьковских чиновников выдавал лицензии на перевозки предпринимателям, которые не могли выполнить лицензионных соглашений, причем это был не один случай и даже не десять. Информации о том, что кто-то из чиновников наказан, не было. А ведь именно массовая выдача лицензий мелким перевозчикам и привела к той ситуации, которую городская власть сейчас пытается исправить. Так что вполне возможно, что те же чиновники, которые раздавали направо и налево лицензии, будут проверять соблюдение лицензионных условий оставшимися на рынке перевозчиками. С соответствующим результатом.

Еще один аспект, на который стоит обратить внимание. Городская власть предполагает, что мелкие перевозчики отдадут свой подвижной состав в аренду крупным. Выглядит это логично. Но при этом у крупных АТП возрастет нагрузка на станции техобслуживания, т.е. качество проверки транспортных средств может ухудшиться. Кроме того, передаваемый в аренду автотранспорт вряд ли будет в нормальном состоянии, а крупный перевозчик, скорее всего, не станет вкладывать средства в ремонт арендованного автотранспорта. Так что громыхающие маршрутки, в которых даже двери закрываются не с первого раза, похоже, еще долго будут оставаться неотъемлемой частью городского пейзажа.

Что до сокращения количества маршрутов, которое вызвало негативную реакцию у оппозиционных СМИ, то тут как раз все логично. Во-первых, никто не говорил о том, что сократится подвижной состав. Т.е. маршрут Х, дублирующий маршрут Y, может исчезнуть, но при этом транспорта на маршруте Y станет больше, и, возможно, пассажиры не ощутят изменений. Разве что будут иметь место временные неудобства, связанные с новой нумерацией маршрутов.

Во-вторых, не стоит забывать, что частные пассажирские автоперевозчики являются конкурентами коммунального транспорта. При сокращении частных маршрутов городской транспорт наполнится пассажирами, причем, что важно, – пассажирами платежеспособными, а не льготниками. Это касается не только трамваев и троллейбусов, но и метро. Если рассматривать ситуацию в этом ключе, то количество сокращенных маршрутов выглядит не очень значительным и явно могло быть большим.

Теперь перейдем к делам общегосударственным. В четверг, 9 декабря, на свет появился указ президента "Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти" (№1085/2010), который ознаменовал собой начало масштабной административной реформы. Основные его моменты: сокращение количества министерств (с 20 до 16), объединение должностей вице-премьер-министров с должностями министров, реорганизация других центральных органов исполнительной власти, ликвидация всех правительственных органов (свыше 45) и сокращение численности государственных служащих не менее чем на 30%.

Меры это по большей части положительные, но бросать шапки вверх, похоже, рано. Кроме безусловно позитивных моментов, которые содержит указ, есть один фактор, читающийся между строк. Это усиление президентской вертикали. Все органы исполнительной власти, кроме министерств, Янукович сделал "центральными". Согласно Конституции, руководителей и замов руководителей центральных органов власти назначает президент. Конечно, министры будут координировать соответствующие органы центральной исполнительной власти, но, по сути, их главы будут уравнены в статусе с министрами, т.к. если их назначает президент, то и подотчетны они в первую очередь президенту, а уж потом своему профильному министру.

Теперь вернемся к количеству. Министерств осталось 16. При этом у Кабмина, кроме министерств, никаких органов исполнительной власти нет - те, что были, ликвидированы указом Януковича. А центральных органов исполнительной власти, фактически подчиненных президенту, аж 53. Вот такая получается вертикаль. Дисбаланс власти настолько очевиден, что некоторые обозреватели даже заговорили о возвращении ноу-хау Леонида Кучмы под названием "госсекретари". Напомним, эти люди состояли при министрах в качестве "смотрящие" президента за министерствами. Ответственности они не несли никакой (кроме как перед президентом), однако часто вмешивались в работу министров, проводя линию своего патрона. Многие предполагали, что в опубликованном указе будет восстановлен аппарат госсекретарей, но этого не произошло. Однако вполне возможно, соответствующие нормы появятся в законопроектах, которые готовятся для закрепления задуманной Януковичем административной реформы. Реанимация аппарата госсекретарей превратит и без того подконтрольный гаранту Кабмин в консультативный орган при Администрации президента, и именно в Администрации будут вырабатываться все ключевые решения.

Впрочем, положительный эффект от указа президента №1085/2010, очевидно, будет. Он заключается не в сокращении числа министерств (это с лихвой компенсируется появлением новых центральных органов исполнительной власти), а прежде всего, в упорядочении властных функций. Большинство центральных органов исполнительной власти делятся на службы (предоставление государственных услуг гражданам и юридическим лицам), инспекции (надзор и контроль за соблюдением и выполнением законодательства) и агентства (управленческие функции относительно государственного имущества). Вне этого деления остаются только некоторые органы власти, функции которых давно устоялись: Пенсионный фонд, Фонд госимущества, Антимонопольный комитет и т.д. Таким образом, пожалуй, впервые в Украине была предпринята попытка хоть как-то разграничить функции органов исполнительной власти. Как эта схема будет работать на деле – покажет время, но движение, очевидно, идет в правильном направлении.

Еще один положительный момент указа – сокращение аппарата органов центральной исполнительной власти на 30%. Сокращение числа чиновников должно повлечь за собой улучшение работы оставшихся. Да и на содержание чиновничьего аппарата будет тратиться меньше денег. Впрочем, эта норма может остаться декларативной. Дело в том, что в указе не содержится четких указаний, сколько чиновников должно работать в конкретном министерстве или центральном органе исполнительной власти. Кроме того, в указе говорится о "сокращении количества госслужащих", а не о сокращении штатной численности госслужащих. Это очень существенный момент. Министр или руководитель органа исполнительной власти может сохранить существующее штатное расписание, согласно которому в ведомстве должно трудиться 100 чиновников. Потом, во время реорганизации, выполняя волю президента, он уволит 30 чиновников, а на следующий день возьмет их обратно на существующие согласно штатному расписанию должности. Так что сокращения числа чиновничьего аппарата может и не быть.