Прошлая неделя началась с небольшого скандала, который обещал быть громким, но закончился тихо. Официальный сайт Блока Юлии Тимошенко 4 сентября сообщил, что Главное управление юстиции в Харьковской области отказалось регистрировать Арсена Авакова в качестве нового председателя областной организации ВО "Батьківщина". Зампредседателя областной "Батьківщини" по политико-правовым вопросам Светлана Семко заявила, что должностные лица управления юстиции "действуют с превышением служебных полномочий, злоупотребляя властью и служебным положением", и даже сообщила статьи Уголовного кодекса, по которым можно квалифицировать действия харьковских чиновников.

Масла в огонь подлила Юлия Тимошенко: она поспешила заявить, что ВО "Батьківщина" не сможет участвовать в местных выборах в Киевской, Луганской, Львовской и Харьковской областях в случае вмешательства власти в его деятельность. По словам Тимошенко, руководители этих областей препятствуют смене председателей областных ячеек ее партии.

Скандал обещал быть громким, но скис очень быстро. Главное управление юстиции в Харьковской области в понедельник, 6 сентября, опровергло информацию об отказе регистрировать Авакова в качестве председателя облорганизации "Батьківщини" и разъяснило причины заминки. Оказалось, дело в нерадивости юристов экс-губернатора, которые не предоставили всех нужных документов. К тому же на момент рассмотрения управлением юстиции представленных сведений некоторые лица, избранные в состав руководящих органов облорганизации "Батьківщини", одновременно были членами других партий. Например, Арсен Аваков и Андрей Руденко входили в состав руководящих органов облорганизации "Нашей Украины", Светлана Семко и Виталий Маляренко были членами политической партии "За Украину!", Ирина Ефремова - партии "Собор". По словам начальника Главного управления юстиции в Харьковской области Сергея Мохончука, нардеп-БЮТовец Владимир Филенко, выслушав аргументы чиновников, заявил, что облорганизации "Батьківщини" нужно сменить юристов.

Правда, все претензии облюста касались документов, которые "Батьківщина" подала в июле. К концу августа недостатки были устранены, и максимум 4 сентября, в субботу, управление юстиции должно было принять решение. Суббота – день нерабочий, поэтому рассмотрение бумаг перенесли на понедельник. Однако уже в субботу "Батьківщина" устроила скандал, хотя надо было всего лишь дождаться понедельника.   В итоге Авакова все же зарегистрировали руководителем облорганизации "Батьківщини".

Такой конфуз с регистрацией мог быть следствием элементарной безграмотности юристов партии, но не исключено, что все это - спланированная акция с целью создать очередной информповод. В конце концов, трудно предположить, что юристы Авакова настолько безграмотны. Вполне возможно, подобная технология будет использована при регистрации Арсена Авакова как кандидата на должность мэра Харькова и кандидатов в советы от "Батьківщини".

Кстати, для Арсена Авакова отказ в регистрации кандидатом в мэры будет блестящим выходом из непростой ситуации. Слишком велика вероятность того, что мэрские выборы он проиграет Геннадию Кернесу с большим отрывом (это подтвердили данные последнего экспертного опроса, презентованного Комитетом избирателей Украины). Для Авакова это будет означать крах политической карьеры: БЮТу он будет больше не нужен, а это значит – не нужен никому из крупных политических игроков. Поэтому оптимальным для него решением было бы красиво уйти со сцены до голосования, раздавая направо и налево заявления типа "Если бы меня допустили к участию, я бы победил, но душители демократии не допустили, и вот я ухожу". Так что вполне вероятно, в документах, поданных Арсеном Аваковым для регистрации кандидатом в мэры, будет не хватать нескольких страниц или случится еще какая-нибудь незадача, не позволяющая его зарегистрировать.

Исчезновение главного редактора газеты "Новый стиль" Василия Климентьева продолжает упоминаться в новостных лентах. Как и следовало ожидать, никакой существенной информации о ходе следствия не появилось, зато "сопутствующие" этому делу события то и дело напоминали об исчезнувшем Климентьеве. Например, пристальное изучение работниками прокуратуры материалов, опубликованных в газете "Новый стиль", закончилось ничем:  факты превышения служебных полномочий и злоупотребления служебным положением заместителем прокурора Харьковской области Сергеем Хачатряном не подтвердились.

 Еще одно событие, "сопутствующее" делу об исчезновении Климентьева, – визит в область заместителя генпрокурора Виктора Пшонки, который, по мысли Генпрокуратуры, должен активизировать поиски журналиста. Активизировались ли поиски Климентьева с приездом Пшонки, неизвестно. Но как бы там ни было, Пшонка успел пообщаться с местной прессой, выдав на-гора весьма разноплановые заявления: "Возможно, Климентьев утонул", "Раз нет трупа - есть надежда, что он жив" и вообще, "Обстоятельства выясняются". Единственное внятное заявление Виктора Пшонки, которое, по идее, должно было внушить общественности спокойствие за ход следствия, звучало так: "Генеральный прокурор и министр внутренних дел лично докладывают президенту Украины о ходе расследования".

На прошлой неделе случилось еще одно любопытное событие, связанное с правоохранителями. В четверг, 9 сентября, стало известно, что Киевский апелляционный суд восстановил Виктора Развадовского в должности начальника ГУ МВД Украины в Харьковской области. По словам Развадовского, суд признал незаконным решение о его переводе на работу в Киев на должность начальника департамента транспортной милиции МВД и постановил восстановить В.Развадовского в прежней должности. Как заявил Развадовский, в настоящее время он находится в отпуске и ждет, когда исполнительные службы выполнят решение суда.

На следующий день и.о. министра внутренних дел Василий Фаринник, находящийся в Харькове в связи с расследованием дела Климентьева, заявил, что МВД на должности начальника Харьковского облуправления милиции видит Михаила Мартынова и намерено искать компромисс. Кроме того, Фаринник усомнился в том, что решение суда о восстановлении в должности Развадовского вообще подлежит исполнению, ведь по делу в качестве второй стороны не проходил Мартынов. Эту правовую коллизию в скором времени должна будет рассмотреть кадровая комиссия при Министерстве внутренних дел.

Зачем Развадовскому должность начальника харьковской милиции, непонятно. Тем более, его назначение главным транспортным милиционером страны вряд ли можно назвать понижением. Что до перспектив тяжбы Развадовского, то их, по сути, нет. И дело вовсе не в том, что Мартынов не является ответчиком по делу: в конце концов, он сам себя на должность не назначал и стороной в деле быть не обязан. Дело в том, что исполнение подобных судебных решений обычно не заканчивается ничем, потому что чиновники не спешат отменять свои кадровые назначения, используя юридические зацепки. Достаточно вспомнить попытку Станислава Денисюка восстановиться через суд в должности начальника областной милиции. Дело было в 2006-м году, и успехом эта попытка не увенчалась.

Главное событие прошлой недели прошло, в общем-то, незамеченным. В субботу, 11 сентября, официально стартовала избирательная кампания по местным выборам, назначенным на 31 октября. Незамеченным это событие осталось потому, что для крупных политических игроков предвыборная гонка фактически стартовала несколько недель назад: на улицах появилась предвыборная агитация, на телевизионных экранах замелькали ролики, а заявления местных политиков делаются по большей части с прицелом на грядущий плебисцит. В Харьковской области расстановка сил более-менее понятна, но сюрпризы, безусловно, будут, так что ближайшие два месяца скучать не придется.