В бывшем СССР было 22 предприятия по ремонту бронетанковой техники. В наследство от былого могущества Украине досталось 5 заводов, в том числе самый крупный – ГП "Харьковский бронетанковый ремонтный завод" (ХБТРЗ). Завод специализировался на проведении капитальных ремонтов и модернизации самой современной на то время бронетанковой техники – танков Т-64, Т-80, Т-72 и танковых двигателей 5ТДФ и ГТД-1250. К моменту развала СССР завод производил капитальных ремонтов в месяц: танков – до 60 единиц, двигателей - до 55 единиц.

90-е годы не обошли стороной и ХБТРЗ, который по ряду причин планомерно и целенаправленно уничтожался и к 2005 г. реально представлял собой базу хранения бронетанковой техники. У завода полностью отсутствовал госзаказ, зато была многомиллионная кредиторская задолженность и задолженность по зарплате за несколько месяцев. Практически полностью была уничтожена технология ремонта (особенно Т-64 и Т-80). Основные фонды были изношены до 90%.

Начиная с середины 2005 г., с приходом команды антикризисных менеджеров во главе с Вадимом Федосовым, завод постепенно возрождает былые возможности. О перспективах развития ХБТРЗ рассказал "SQ" первый заместитель директора завода Николай Степанов.

- Как вы оцениваете состояние завода и перспективы его развития?

- Сейчас завод работает прибыльно. Объем производства по сравнению с концом 2005 г. возрос более чем в 5 раз и составил за 2009 г. около 50 млн.грн., что при численности 230-240 чел. неплохой показатель. Нет задолженности по налогам и перед фондами. Регулярно 2 раза в месяц выплачивается зарплата. Средняя зарплата по заводу - около 2 тыс. 600 грн.

Объем производства составляют в основном экспортные контракты, доля которых в общем его объеме доходит до 90%. Госзаказ составляет 10-12% объема производства. В основном это работы с ГП "Завод им.Малышева" в рамках программы модернизации танка Т-64 по программе "Булат". Контракты долгосрочные, так что проблем с дальнейшей загрузкой производства мы не видим.

- Какие основные направления развития завода?

- Оптимизация производственных мощностей, восстановление технологии капитального ремонта танков, в первую очередь, танков Т-64 и Т-80. Сейчас восстановлена технология капремонта газотурбинного двигателя ГТД-1250 (в этой сфере мы, по сути, монополисты). Восстановлена также технология капремонта двигателя 5ТДФ для его дальнейшей модернизации. Освоен ремонт танковых прицелов, лазерных дальномеров и комплекса управляемого вооружения.

- Над какими темами работает завод в настоящее время?

- Одной из основных тем является продвижение танка Т-64 на внешний рынок. Это очень сложный процесс. По ряду причин этот танк в советское время не продавался за рубеж, и до последнего времени о нем ничего не было известно. В то же время танки Т-72 (а это всего лишь бюджетная версия танка Т-64) десятками тысяч поставляли в страны Ближнего Востока и Африки. Танк Т-64 по боевой эффективности превосходит Т-72 более чем на 20%, вот это нам и приходится доказывать.

В Украине в 2007 г. подлежали утилизации около тысячи танков Т-64. По инициативе завода и при поддержке Верховной Рады и Кабинета министров Украины процесс утилизации был приостановлен. Мы предложили вместо нескольких десятков тысяч гривен, которые получало государство от утилизации одного танка, варианты поставок продукции потенциальным заказчикам.

- Какие продукты были предложены?

- Собственно танк Т-64 с модернизацией. Наш завод и Казенное предприятие "Харьковское КБ по двигателестроению" (ХКБД) разработали проект модернизации двигателя 5ТДФ в 700 л.с. до мощности в 850 л.с. Двигатель сейчас проходит ресурсные испытания. Кстати, двигатель в нашем варианте модернизации в несколько раз дешевле, чем двигатель аналогичной мощности, применяемый на БМ "Булат". Разработан автономный энергоагрегат мощностью 10 кВт, который устанавливается в забронированное пространство вместо подогревателя. Проводятся работы по модернизации системы управления огнем и улучшению бронезащиты.

Было предложено также использовать шасси Т-64, полностью адаптированное под установку башен устаревших танков Т-55 и Т-62, башни Т-64 в качестве стационарного боевого модуля с дистанционным управлением, шасси Т-64 для изготовления переднеприводных машин повышенной защищенности и для создания единой базы шасси машин инженерных войск Министерства обороны.

- Зачем же на шасси Т-64 ставить башни Т-55?

- Чтобы в тех странах, где эксплуатируются Т-55 и Т-62, могли использовать боеприпасы для этих танков, а также чтобы не переучивать весь экипаж для работы на Т-64.

- Над какими новыми изделиями сейчас работает завод?

- Завод завершает работы по изготовлению опытного образца гусеничной пожарной машины на базе танка Т-64. События на складах в Новобогдановке (Запорожская обл.) и Лозовой (Харьковская обл.) показали низкую эффективность применения гусеничных пожарных машин ГПМ-54, изготовленных на базе танков первого послевоенного поколения, их неспособность локализовать очаг возгорания. Понимая серьезность проблемы, Минобороны Украины объявило тендер на вариант новой гусеничной пожарной машины. Было принято и наше предложение, утвержденное в Генштабе. Приказом Минобороны ХБТРЗ был определен разработчиком и изготовителем опытного образца. Работа производится за счет средств предприятия.

- Когда планируются испытания машины?

- В конце июля начинаем заводские испытания, в августе-сентябре машину планируется представить на госиспытания. После их завершения и принятия машины на вооружение мы планируем получить заказ от Минобороны на изготовление не менее 70 машин для военных баз и арсеналов. Машина может быть использована подразделениями МЧС для ликвидации техногенных аварий. Большой интерес вызвала эта машина у инозаказчиков, в частности, у Китая, Саудовской Аравии, США. Возможности завода позволяют производить более 20 машин в год.

- Чем же ГПМ-64 так хороша?

- Изначально машина проектировалась не как "бочка" на танковом шасси (как в случае с ГПМ-54), а как принципиально новая машина с использованием корпуса, узлов и агрегатов танка Т-64. Вот некоторые характеристики ГПМ-64: объем воды – 25,2 т, мощность насоса – 400 л.с., подача воды – на 100 м, производительность насоса – 100 л/сек., полная масса машины – 50,3 т, максимальная скорость движения – 30 км/ч.

На машине установлен двигатель 5ТДФЕ мощностью 900 л.с., который модернизирован на заводе совместно с ХКБД, с системой запуска в условиях повышенной запыленности, автономный энергоагрегат мощностью 10 кВт, кондиционер воздуха, фильтровальная установка. Машина бронирована с 4-х сторон, причем в лобовой проекции способна выдержать прямой выстрел 30-миллиметровой пушки. Имеются бортовые экраны для орошения элементов ходовой части, а также устройство для автоматического натяжения гусениц в случае выгорания резиновых шарниров. Кстати, это единственная в своем роде "негорючая" ходовая часть, не имеющая открытых резиновых элементов. Для сравнения – представленная на выставке вооружений "IDEX-09" германская пожарная машина на базе БМП "Мардер" имеет не только обрезиненные катки, но и обрезиненную асфальтоходную гусеницу. Кстати, емкость бака этой машины всего 6 т.

ГПМ-64 может работать и управляться экипажем из 3 человек, а в экстренных случаях – автоматически по телеметрии на расстоянии до 4 км при помощи переносного пульта.

- Как часто приезжают на завод иностранные делегации?

- За последние 4 года завод посетило более 30 иностранных делегаций, чаще всего приезжали из Германии, Израиля, Индии, Китая, Пакистана, США, Франции, стран Ближнего Востока и Африки. Наиболее тесные контакты с Израилем. Мы горды тем, что нам есть что показать и что предложить. Надеемся, что в ближайшее время наши отношения перейдут в более конструктивное русло, и будет подписан ряд контрактов.