Анализ местных выборов 2010 года (харьковская специфика)Об избирательном процессе в Харькове не говорил за последние две недели только ленивый. Интересно, что выборы в первой столице стали актуальными не только для харьковчан, но и для политически активного населения по всей Украине: причиной этому послужили баталии за кресло мэра Харькова между Арсеном Аваковым и Геннадием Кернесом.

Для Г.Кернеса эти выборы были делом чести. С трудом выбитое у руководства Партии регионов (ПР) разрешение на участие в выборах в качестве претендента на кресло мэра означало для Г.Кернеса то, что отношение к нему в рамках партии, в зависимости от результатов выборов, могло в корне измениться. Представьте себе, что мэром Харькова действительно мог стать А.Аваков: не удивительно ли это в одном из самых "региональных" городов Украины?

Поэтому денег, пытаясь повысить популярность Г.Кернеса, не жалели, да так, что "черный пиар" от регионалов сыграл на руку А.Авакову. Те видеоролики, которые были подготовлены "сочувствующей" регионалам организацией, в очень доходчивой форме продемонстрировали харьковскому электорату (а именно тем, кто не смотрит каналы, подконтрольные бывшему губернатору) уровень региональной политической борьбы. Возможно, в этом был просчет, тем более что качество политической рекламы как в одном, так и в другом штабе находится на очень низком уровне, качество программ – соответствующее.

Специфика поведения А.Авакова в день выборов (до утра 1 ноября его главный тезис был таким: "Соглашусь с любым законным решением ГИК") и общая пассивность его предвыборной деятельности (в сравнении с тем же Г.Кернесом) указывают на то, что, по-видимому, пост мэра Харькова в планы бывшего губернатора не входит. Во-первых, даже если бы он одержал победу на выборах, в ближайший год Харьковский горсовет объявил бы ему вотум недоверия, во-вторых, что также важно, сам А.Аваков, видимо, давно метит в кресло народного депутата. Именно для этого он возглавил Харьковский БЮТ, именно для этого он тратил ресурсы, дабы показать свой личный результат и доказать лидеру БЮТ, что он нужный человек в парламенте и адекватная замена Александра Фельдмана (в качестве руководителя харьковской ветки партии).

Стратегии главных конкурентов были тоже предельно линейны. С одной стороны - Г.Кернес со своей командой "отборных городских управленцев", которые в основу своей политической рекламы вложили принцип: "мы не занимаемся саморекламой, мы занимаемся реальным делом, и у нас времени на всякую ерунду нет" (этот принцип также лег в основу общения между кандидатами в депутаты от ПР и избирателями, которые проводились так же "планово"). Он же стал основой для информационной джинсы, которая с завидной периодичностью бороздила медиапросторы первой столицы. С другой стороны – команда А.Авакова, которая за весь период предвыборной гонки выделилась "сенсационной" находкой в типографии "Фолио плюс" и песенкой "Никто кроме нас!" (достаточно безвкусной, чтобы держаться на уровне с остальной региональной политической рекламой).

Харьков живет дальше, результаты местных выборов воспринимаются адекватно большинством горожан. Нет массовых акций протестов (кроме того "квазимайдана", который собрал А.Аваков), нет антагонизма в общественности. Выборы мэра Харькова стали достоянием всеукраинского масштаба (которое постоянно обсуждалось на центральных телеканалах, о котором писали самые популярные обозреватели), однако здесь, в самом городе, не вызвали широкого резонанса. О выборах и о выборе в Харькове стали забывать, этот вопрос, во многом недооцененный, утрачивает свою актуальность.

Стало ясно, что часть населения, разочаровавшись в умеренных национал-демократах и социал-демократах, стала группой, сочувствующей радикальным политическим течениям, тому же ВО "Свобода". Теперь радикальная националистическая партия имеет все шансы попасть в парламент уже весной 2011 г. (если для этого будет воля финансово-политических групп Виктора Януковича), и даже незначительная фракция националистов в парламенте добавит колорит отечественной политической жизни и без сомнений приведет к еще большему распространению националистической идеологии. Проблема лишь в том, что для Харькова рост числа сторонников ВО "Свобода" означает появление новых конфликтов, которые обязательно будут происходить между молодыми "свободовцами" и старыми марксистами (и даже строителями "новой страны"). Это означает, что ВО "Свобода" в Харькове станет грушей для битья (она уже ею является, но тенденции усилятся).

И если украинских националистов, которые успешно сыграли на конфликтах третьих сторон, можно только поздравить, то этого никак не скажешь о партии Сергея Тигипко "Сильная Украина". Вы заметили, что на агитационных материалах "Сильной Украины" везде были надписи о "партии Сергея Тигипко" и его фотографии? Интересно, что на лицевой части рекламных буклетов по кандидатам-мажоритарщикам также было изображение С.Тигипко, а сами кандидаты находились "внутри" буклета. Это же касается и его внешней рекламы, и динамики его политической риторики. Создалось впечатление, что вся рекламная кампания "Сильной Украины" продолжает работать над брендом "Тигипко", однако росту популярности партии она не способствовала.

Кроме того, сам С.Тигипко перестал восприниматься в качестве реальной альтернативы регионалам на электоральном поле в силу двойственности его позиций: с одной стороны, он критиковал действия правительства, с другой - работал в его составе. Поэтому политический проект "Сильная Украина" невозможно отнести ни к власти, ни к оппозиции, его аморфность стала большой проблемой как для виртуального образа "Тигипко", так и для "Сильной Украины", которая на этих выборах выглядела чрезвычайно слабо. Франчайзинг "Сильной Украины" в Харькове стал в чем-то знаковым, Евгений Гутков, кандидат на пост мэра, был неизвестным до недавних пор человеком ("Сильная Украина" досталась ему по наследству от "Трудовой Украины"), а его рейтинг является прямым отображением поддержки "Сильной Украины" на региональном харьковском уровне.

Политический проект Арсения Яценюка в отредактированном виде (корректировка имиджа политического проекта) смог укрепить позиции по всей Украине, по сравнению с "Сильной Украиной" этой политической силе удалось удержать электорат, который поддерживал ее на президентских выборах. Биография председателя Харьковского территориального представительства "Фронта перемен" Александра Давтяна недвусмысленно указывает на то, что этот человек готов участвовать в политике ровно настолько и таким образом, чтобы это никак не отразилось на его бизнесе. Так что ожидать активности в деятельности этой политической силы на харьковском уровне не приходится.

Юрий Орел стал сенсацией даже для знатоков харьковской региональной политической жизни. Дело не в том, что этого человека в Харькове общественность не знала до местных выборов (кроме того, что он принадлежит к силе "УДАР", организованной Виталием Кличко, и очень лояльно относится к ПР), она ничего о нем не узнала и после того, как выборы прошли, однако результаты, которые получил Ю.Орел по отношению к затраченным ресурсам, потрясающие. Рейтинг Виталия Кличко как спортсмена принес этому кандидату 1,79 % по результатам выборов: "Орел в ударе" - что тут еще скажешь?

Вообще существует сильная связь между апатией избирателей, ростом протестного голосования и ростом рейтингов "идеологических партий", в том числе КПУ. Те голоса старших возрастных групп, которые раньше собрал представитель ПР на президентских выборах, теперь снова вернулись КПУ. Если ПР, пользуясь безукоризненной поддержкой на востоке страны, могла раньше оттягивать электорат КПУ к себе, то после президентских выборов стало очевидным, что деятельность регионалов не удовлетворяет ядерный электорат коммунистов, который сейчас окреп и имеет возможность интегрироваться (а значит, на парламентских выборах он может дать соответствующий результат). Алла Александровская, не тратя больших финансов, как и подобает настоящему коммунисту, создала очередной информационный повод, дабы напомнить избирателю о своем существовании, доказав, что значительная часть харьковских избирателей все еще готова ее поддержать.

Бинарное, раздвоенное и, как следствие, конфликтное восприятие мира в рамках одного государства еще никогда не приводило ни к чему хорошему, создается новая почва для противостояний и нежелание власти понять, что выборы – это не только волеизъявление "за", скорее это волеизъявление "против". А.Авакова поддерживали не только потому, что верили в его эффективность, а потому, что не хотели, чтобы Г.Кернес занял пост мэра. Оказывается, украинские избиратели пытаются оказать минимальное сопротивление фактическому приказу "голосовать за цвет флага". По сути дела выигранный пост мэра в Харькове (еле-еле выигранный) должен стать первым звоночком для руководства ПР о том, что избиратели, где бы они ни находились - в Харькове или Львове, в Киеве или Одессе, - не будут выбирать персон под диктовку партии, насколько бы мощной она ни была.

От того, как скоро будет решен вопрос относительно следующих выборов, будет зависеть поведение новых местных властей. Новый Харьковский горсовет, в котором ожидается подавляющее большинство регионалов (а к ним обязательно присоединятся "сильноукраинцы"), после окончательного утверждения результатов выборов возобновит свою деятельность по рекламированию и продвижению ПР. "Батькiвщина" продолжит пассивную критику регионалов, возможно, проведет несколько акций, которые, естественно, спустят в виде распоряжения из Киева (такие мероприятия обычно не являются инициативой харьковских "бютовцев"). Коммунисты первой столицы сейчас находятся в затруднительном положении: рост протестных настроений увеличивает их электоральную базу, а это, в конечном итоге, может привести к конфликту с ПР. На парламентских выборах такого толерантного и лояльного отношения КПУ к ПР в Харькове, какое было на местных выборах, не будет, скорее мы увидим жесткую борьбу за избирателей и повышение агитационной активности коммунистов. "Фронт перемен" будет оставаться максимально нейтральной политической силой как в отношениях с ПР, так и с оппозиционными силами.

Но не стоит относиться к местным выборам как к перспективной площадке для взлета на вершину политического олимпа, местные выборы – это мышьяк для инициатив (ведь здесь все зависит от практического умения решать повседневные, бытовые вопросы, а не от способности решения "глобальных" проблем). Местные выборы – это не площадка к успеху, это быт, который уничтожает великие идеи и вынуждает идеологов становиться дворниками. Ведь чего хотят украинские избиратели? Они хотят "сильной руки", но менее чем за год правления В.Януковича стало ясно, что следующие пять лет правительства "бело-голубых" станут отрезвляющим душем для тех любителей авторитаризма, которые вместо пресловутой "сильной руки" получат лишь "протянутую ладонь".

От редакции: это первая статья А.Самброса для ИА "SQ". Приглашаем читателей высказать свои отзывы и пожелания автору.