Визит патриарха и органный волюнтаризмГлавная новость прошедшей недели – визит в Харьков патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Повод его приезда - участие в торжествах по случаю 90-летия митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима. Накануне визита на сайте Украинской православной церкви Киевского патриархата появилась информация о том, что Никодим может быть отправлен на покой, а харьковскую кафедру Украинской православной церкви Московского патриархата возглавит руководитель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион. Став харьковским архиереем, он автоматически попадет в постоянные члены Священного синода УПЦ, а следовательно, «превратится в почти безальтернативного преемника киевского митрополита Владимира». Украинская православная церковь Московского патриархата эти предположения опровергла: по ее информации, во-первых, оснований для замены Никодима нет, а во-вторых, снятием с поста митрополита ведает исключительно Священный синод УПЦ, а Московский патриархат не имеет к этой процедуре никакого отношения. Возможно, говоря это, Харьковская епархия Украинской православной церкви  немного слукавила: будь на то воля Кирилла, синод вполне может отправить Никодима на покой, руководствуясь исключительно заботой о здоровье девяностолетнего митрополита.

Визит патриарха был обставлен с беспрецедентной пышностью. Особенно поразило обилие наружной рекламы, которая сообщала, что Слобожанщина приветствует патриарха. Почему областная и городская власти уделили столько внимания визиту Кирилла? Скорее всего, дело в личном влиянии патриарха Кирилла, которое определяется одним – его вхожестью в кабинеты первых лиц сразу нескольких государств, прежде всего – России. Так что благосклонность патриарха может конвертироваться во вполне ощутимые политические дивиденды. Тем более, сам патриарх Кирилл большой политики не чурается, более того, по сообщениям российской прессы, пытается играть в мирских делах роль более значимую, чем это дозволяется его духовным статусом.

Некоторые местные политики попытались придать визиту Кирилла политический подтекст и заодно, конечно, попиариться. Речь идет о местной организации ВО «Свобода», которая не могла не отметить визит главного российского церковника. Как всегда подчеркнуто законопослушные «свободовцы» проинформировали власть о желании провести в субботу пикет перед оперным театром, где Кирилл должен был поздравлять Никодима. Интересно, что аналогичное желание, но, естественно, с противоположной идеологической окраской, изъявили «регионалы». Правда, в отличие от «Свободы», которая заявила об участии в акции 70 человек, Партия регионов подошла к вопросу с размахом, сообщив власти о проведении 12-тысячного (!) митинга в поддержку патриарха.

Городская власть обратилась в суд, который запретил проведение акций и «регионалам», и «свободовцам». Это было поистине соломоново решение, которое, по-видимому, порадовало всех. Прежде всего, оно должно было устроить «Свободу», представители которой были бы без труда оттерты «регионалами» и просто затерялись бы в многотысячной толпе. Партию регионов это избавило от необходимости организовывать такое массовое мероприятие. Городская власть лишилась проблем, которые могли бы случиться, узри вдруг патриарх флаги ВО «Свобода», которых на мероприятиях этой организации иногда больше, чем самих «свободовцев». Но с особенным чувством облегчения, скорее всего, вздохнула милиция, с которой упал груз ответственности за поддержание порядка на таком многочисленном сборище.

А «Свобода» все же акцию провела. Только не рядом с патриархом, а выше по Сумской - возле памятника Шевченко. Их театрализованное действо с ряженым украинцем, прогоняющим «патриарха» и «градоначальников», прошло мирно и тихо, похоже, оставшись незамеченным для всех, кроме участников.

Ситуация с органом для Харьковской филармонии на прошлой неделе получила свое логическое продолжение: фонд «Ренессанс» прекратил сотрудничество с филармонией. Причина – «срыв сдачи в эксплуатацию нового органного зала, из-за чего в Харьков не могут доставить немецкий орган, строительство которого оплатил благотворительный фонд». В тот же вечер прошло совещание с участием директора филармонии Юрия Янко, председателя Харьковской облгосадминистрации Михаила Добкина, мэра Харькова Геннадия Кернеса и главного архитектора города Сергея Чечельницкого. На совещании было принято решение пригласить строителей органа в Харьков и обсудить проблему за столом переговоров. При этом Юрий Янко осторожно заметил, что «пока сложно говорить об исходе дела».

Но, скорее всего, решение, устраивающее все стороны, будет найдено. Конечно, немцы могут заартачиться, но вряд ли их цель – нажиться на штрафных санкциях. Фирма будет бороться за свою репутацию и стремиться дожать партнеров на предмет подготовки достойного помещения, чтобы инструмент своим звучанием не позорил светлое имя компании.  Так что в Харькове таки появится еще один храм искусства, его строительство, как и сам орган, нынешние власти запишут себе в заслугу, устроят торжественное открытие зала с обязательным концертом и фуршетом, а досадные неприятности с подготовкой зала и «Ренессансом» будут забыты.

Но сама эта ситуация заставляет задуматься о том, как у нас принимаются решения и как готовятся крупные проекты. Как могло случиться, что орган почти готов, но его некуда девать? Главной причиной этой ситуации стало прекращение финансирования реконструкции зала в 2009-м году, когда грянул экономический кризис, и всем стало не до культуры. К тому же по проекту ударила смена областной власти. Отсюда - непримиримая позиция «Ренессанса» (напомним, руководителем этого фонда является экс-губернатор Арсен Аваков).

Но разве в 2008-м году, когда принималось решение о покупке органа, не было ясно, что проект нельзя завершить без участия бюджетных денег, а это риски, причем не только экономические, но и политические? Очевидно, инициаторы проекта просто не предполагали, что ситуация может радикально измениться в худшую сторону. Иными словами, сработал обычный для Украины волюнтаризм, который особенно проявляется тогда, когда речь идет о бюджетных средствах.

Остается надеяться, что нынешние чиновники сделают правильные выводы из ситуации, и при начале проектов, реализация которых занимает больше года, будут учитывать, что бюджетное финансирование может прекратиться, что лоббисты проекта могут лишиться должностей, а завершать его будут совсем другие люди.